Фрагмент для ознакомления
2
§1. Правовые основы деятельности ОВД
по противодействию идеологии терроризма в России
Правовой основой деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации является совокуп-ность нормативных правовых актов, издаваемых компетентными органами в пределах их компетенции и касающихся содержания задач, полномочий и других аспектов деятельности органов внутренних дел на территории Российской Федерации. Относятся к области борьбы с терроризмом и экс-тремизмом.
Основополагающим документом в системе российского законода-тельства по предупреждению террористических и экстремистских преступ-лений является Конституция Российской Федерации (1993 г.). Он содержит ряд основных статей по борьбе с преступностью. Таким образом, статья 2 устанавливает функцию государства по обеспечению прав и свобод чело-века и гражданина, которая включает деятельность по предупреждению и предупреждению антиобщественных явлений, в том числе преступлений.
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О без-опасности» имеет большое значение для определения правовых основ проведения органами внутренних дел профилактических мероприятий. Он устанавливает правовые основы безопасности личности, общества и госу-дарства, определяет систему безопасности и ее функции, определяет орга-низацию и финансирование органов безопасности, а также осуществляет надзор и надзор за законностью их деятельности. В соответствии со ст. 12 Закона, службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, ис-пользующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодатель-ством [12].
В рамках разработки Стратегии национальной безопасности России были приняты различные нормативные акты, в частности, Федеральный закон № 130-Ф3 от 25 июля 1998 г. «О противодействии терроризму», а затем Федеральный закон №35-Ф3 от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму». Закон направлен на регулирование процесса борьбы с тер-роризмом. В нем излагаются основные принципы антитеррористической деятельности (статья 2), в том числе:
- защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение верховенства закона;
- приоритет в защите прав и законных интересов лиц, подвергаю-щихся террористической угрозе;
- неизбежность наказания за осуществление террористической дея-тельности;
- систематическое и всестороннее применение политических, инфор-мационных и пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и других мер по борьбе с терроризмом;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и другими организациями и граждана-ми в борьбе с терроризмом;
- определение приоритетности мер по предотвращению терроризма;
- единодушие в руководстве силами и средствами, задействованными для проведения антитеррористических операций;
- сочетание гласных и секретных методов борьбы с терроризмом;
- конфиденциальность информации о специальных средствах, техни-ческих приемах, тактике проведения контртеррористических мероприятий, а также о составе их участников;
- недопустимость политических уступок террористам;
- минимизация и/или ликвидация последствий проявлений террориз-ма;
- соразмерность принятых антитеррористических мер степени тер-рористической опасности [15].
Закон также устанавливает правовые и организационные основы предотвращения и борьбы с терроризмом и минимизации и/или ликвида-ции последствий терроризма, а также правовые и организационные осно-вы использования Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Закон определяет понятие терроризма и выражает другие термины, а именно «террористическая деятельность», «террористические акты», «ан-титеррористическая операция».
Закон регулирует порядок возмещения материального и морального вреда, причиненного лицам в ходе террористических актов, и условия ока-зания этим лицам социальной поддержки.
Наряду с перечисленными нормативно-правовыми актами разраба-тывается правовая основа антитеррористической и антиэкстремистской де-ятельности:
1) Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем указаны составы преступлений, которые связаны с террористической и экстремистской дея-тельностью.
2) Закон РФ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
3) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противо-действии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу-тем, и финансированию терроризма». Он подразумевает перекрытие де-нежных потоков, которые предоставляют возможность осуществлять ак-тивную деятельность террористическим организациям;
4) Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). В ней противодействие осу-ществляется по трем главным аспектам: предупреждение (профилактика) возникновения терроризма; осуществление борьбы с ним; подведение к минимизации (ликвидации) последствий. Указаны определенные меропри-ятия по борьбе с терроризмом, включая международный уровень;
5) Указы Президента РФ:
- от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 15 февраля 2006 г. № 116 «О ме-рах по противодействию терроризму», который предусматривает создание Национального антитеррористического комитета и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.
- Среди других указов Президента, которые направлены на проти-водействие терроризму и экстремизму, также возможно выделить Указы:
- от 14 ноября 2006 г. № 1283 «О начальнике Департамента по борь-бе с организованной преступностью и терроризмом Министерства внут-ренних дел Российской Федерации»:
- от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терро-ризму»; и т.д.
Правительство Российской Федерации путем принятия соответству-ющих нормативных актов осуществляет непосредственную реализацию Стратегии и концепции национальной безопасности по борьбе с террориз-мом, реализацию целевых федеральных программ, планов и директив по борьбе с терроризмом, осуществляет мероприятия по обеспечению финан-совыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. В области борьбы с терроризмом принимаются меры, обя-зательные для государственных органов и местных органов власти, вклю-чая:
- постановление Правительства от 28 марта 2008 г. № 216 «О Прави-тельственной комиссии по профилактике правонарушений»;
- постановление Правительства РФ от 13 марта 2008 г. № 167 «О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества»;
- постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333 «О компе-тенции федеральных органов исполнительной власти, руководство дея-тельностью которых осуществляет Правительство РФ, в области противо-действия терроризму».
Основополагающей нормативно-правовой документацией в системе МВД, регулирующей деятельность органов внутренних дел по предупре-ждению преступлений и иных правонарушений, в том числе террористиче-ских и экстремистских, является Приказ МВД России от 17 февраля 2006 г. №19, содержащий Инструкцию по предупреждению преступлений и дру-гих правонарушений, в том числе террористических и экстремистских, одобрено. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению пре-ступности [13].
Ведомственным нормативно-правовым актом, непосредственно регу-лирующим деятельность органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму, в настоящее время является инструкция о дея-тельности служб и подразделений органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по предупреждению преступлений террористической направленности, преследующих корыстные цели (утвержден приказом МВД России от 25.12.2001 № 1152).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О проти-водействии терроризму» // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об опера-тивно-розыскной деятельности» // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства РФ от 15 марта 1999г. N 288 «О подписании Договора о сотрудничестве государств - участников Содруже-ства Независимых Государств в борьбе с терроризмом» // СПС Консуль-тант Плюс.
5. Инструкция по организации деятельности участковых уполно-моченных милиции. Утверждена приказом МВД России от 16 сентября 2002 года №900 // СПС Консультант Плюс.
6. Агеев Н. В. Терроризм – угроза национальной безопасности в России / Н. В. Агеев, Д. В. Ольшанская // Образование и наука в современ-ных условиях. – 2016. – № 1. – С. 398-401.
7. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. - М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М», 1997.
8. Алиев И. М. Проблема терроризма в социально-политических процессах: политологический анализ / И. М. Алиев // Евраз. юрид. журн. – 2009. – № 7. – С. 98-103.
9. Арчаков М. К. Политический экстремизм: сущность, меры про-тиводействия: монография / Арчаков М. К. – М. : Юрайт, 2018. – 295 с.
10. Барсенков А. С. История России XX – начала XXI века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин, С. В. Воронков. – М. : Эксмо, 2009. – 960 с.
11. Бастрыкин А. И. Пора ставить действительный заслон инфор-мационной войне! / А. И. Бастрыкин // Коммерсантъ-Власть. – 2016. – № 15. – С. 11-18.
12. Белан Д.И. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. // Криминологический журнал.- 2006. - № 9.
13. Белан Д.И. О роли международного сотрудничества право-охранительных органов в предупреждении международного терроризма. // Закон и право.- 2006. - № 12.
14. Беликов С. Антифа. Молодежный экстремизм в России / С. Беликов. – М. : Алгоритм, 2012. – 48 с.
15. Богданов А. В. Основные направления противодействия экс-тремизму и терроризму оперативными подразделениями органов внут-ренних дел в современной России / А. В. Богданов, Е. Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 4. – С. 150-156.
16. Брайко Д. Н. Опыт организации добровольного молодежного движения: от кибердружины к «Интернету без угроз» / Д. Н. Брайко // Об-зор. НЦПТИ. – 2017. – № 11. – С. 27-29.
17. Бугаев В. А. Отдельные особенности терроризма в современ-ной России / В. А. Бугаев, Ф. М. Волков // Ученые записки Крымского фе-дерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2016. – Т. 2. – № 3. – С. 39-43.
18. Буткевич С. А. Региональные аспекты предупреждения пре-ступлений экстремистской направленности / С. А. Буткевич // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2017. – № 1. – С. 24-29.
19. Гирько С. И. и др. О противодействии терроризму: постатей-ный комментарий к Федеральному закону от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2007.
20. Еферин В. П. О субъектах антитеррористической деятельности / В. П. Еферин // Вестник Всероссийского института повышения квалифи-кации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2016. – № 2. – С. 59-65.
21. Захаров А. В. Особенности организации работы по информа-ционному противодействию идеологии терроризма и экстремизма / А. В. Захаров // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. – 2015. – № 1. – С. 15-16.
22. Иванова Д.И. Взаимодействие правоохранительных органов в реализации системы мер противодействия терроризму. // Изобретатель-ство.- 2002. - № 8.
23. Клейменов М. П. Понятие и виды криминального экстремизма / М. П. Клейменов, А. А. Артемов // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2010. – № 3. – С. 167-174.
24. Ковалев А. С. Противодействие идеологии терроризма должно стать обязательной составляющей в повседневной деятельности всех заин-тересованных субъектов / А. С. Ковалев // Обзор. НЦПТИ. – 2017. – № 10. – С. 8-15.
25. Колениченко В. В. Роль дежурных частей территориальных органов МВД России в обеспечении правопорядка и противодействии тер-роризму (на примере Белгородской области) / В. В. Колениченко, В. В. Шумский // Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 1. – С. 145-153.
26. Лутовинов В. Особенности национального терроризма. // «ОБЖ», октябрь 2000 г.
27. Минин О. Р. О понятиях «терроризм» и «контртеррористиче-ская операция»// Альманах «Профессионал».- №3.-2005.
28. Романенко И. И. Особенности профилактики экстремизма и терроризма в России на современном этапе / И. И. Романенко, Н. В. Чепа-рова // Право. Экономика. Безопасность. – 2017. – № 3. – С. 82-85.
29. Серебренникова А. В. Экономические аспекты противодействия финансированию терроризма в Российской Федерации / А. В. Серебренникова, М. В. Лебедев // Международный журнал экономи-ки и образования. – 2017. – Т. 3. – № 3. – С. 30-42.
30. Система противодействия терроризму сложилась в России под эгидой НАК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru (дата обращения: 15.12.2018).
31. Смертная казнь для террористов в России – противников пока больше [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20151120/1325090169.html (дата обращения: 21.01.2024).
32. Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом / под ред. А. И. Долговой. – М. : Российская криминологическая ассоциация, 2008. – 320 c.
33. Стародубцева М. А. Молодежные общественные организации и их роль в противодействии экстремизму и идеологии терроризма в совре-менной России / М. А. Стародубцева, В. А. Мазуров // Устойчивое разви-тие науки и образования. – 2017. – № 11. – С. 179-188.