Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования связана с задачей ускорить социально-экономическое развитие России и регионов, поставленной Президентом России перед Правительством РФ, федеральным, региональным и местным органам власти, деятельностью которых является рост национальной экономики и регионального развития, улучшение конкурентоспособности ее экономики, улучшение эффективности управления, улучшение жизни граждан РФ. Для повышения эффективности управления регионами требуется разработка современных методологических подходов для управления регионами на основе систем стратегического плана, выбора системы подходов и методического, инструментального решения задач. Важнейший вопрос в области управления и обеспечения устойчивого развития субъекта Федерации – учет факторов регионального инвестиционного климата, особенностей развития регионов, сложностей и комплексностей региональной социальной системы. При этом участники реализации стратегических, программных и социальных проектов являются представителями крупных, средних и малых бизнесов, некоммерческими организациями, а также всеми жителями региона. Региональные экономические политики - это часть общегосударственных экономических политик, направленных на конкретную территорию страны и необязательно совпадающих с территорией административных территорий.
Целью работы является анализ специализации социально-экономического развития региона.
В соответствии с названной целью, при написании работы определены следующие задачи исследования:
рассмотреть цели и задачи региональной экономической политики;
изучить особенности специализации экономики регионов;
описать основные направления региональной экономической политики;
привести социально-экономическую характеристику региона;
провести оценку динамики экономического развития и необходимость формирования новой региональной политики;
определить проблемы и перспективы совершенствования региональной политики.
Объектом исследования является региональная экономическая политика Вологодской области. Предметом исследования являются основы региональной политики в системе обеспечения экономического развития региона.
Научная значимость исследования заключается в том, что материал работы может быть использован при дальнейшем рассмотрении вопросов региональной экономики, как в теории, так и в практике функционирования объекта исследования работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе разработаны мероприятия перспективы совершенствования региональной политики Вологодской области.
Основными методами исследования стали сравнительный анализ, системный подход и методика анализа основных экономических показателей деятельности. Основной информационной базой исследования служат общая информация о развитии объекта исследования и статистическая отчетность. Теоретической базой исследования явились фундаментальные работы в области экономического анализа, труды российских и зарубежных экономистов, научная литература и периодические издания, относящиеся к теме данного исследования.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1. Цели и задачи региональной политики
Государственная региональная политика в условиях рынка должна быть выработана в соответствии с децентрализованной экономикой, укреплением финансовой и экономической самостоятельности государственных и административных структур, изменением и распределением функций центров, субъектов Российской Федерации и местных органов власти. Региональные политики представляют собой систему задач и целей органов власти в области управления политическими, экономическими и социально-экономическими развитиями регионов и механизм их осуществления. Региональная экономическая политика представляет собой федеральный округ, субъект федерального округа, муниципальное образование, локальные территории внутри перечисленного выше территориального образования [2, с. 18].
Цели регионального экономического развития государственных органов власти тесно совпадают с целями развития регионов. Таким образом, перед определением целей политики дадим определить цели развития региональной экономики, имеющие объективную природу, обусловленные нынешней ситуацией и перспективой развития регионов. Цель экономической политики регионов в области экономического развития - рациональное применение различных видов ограничивающих производственные ресурсы, чтобы повысить уровень и качество жизни путем использования эффектов территориальной и кооперационной кооперации и объективных плюсов межрегионального разделения трудов [6, с. 42].
Цель региональной социальной политики в области социальной политики заключается в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни каждого региона, создать примерно равные жизненные шансы для каждого гражданина, реализовать права свободного выбирания места и труда, уменьшить внутреннюю социальную напряженность.
Государственное регулирование регионального хозяйства в условиях переходных периодов преследует ряд других целевых направлений:
в качестве главной цели является создание условий для повышения экономического уровня населения региона путем устойчивой экономической динамики;
построение вместе с регионами общества с современными качествами жизни населения и окружающей среды на основе создания новых технологических способов производства и социально-ориентировочной экономики;
осуществление целенаправленных структурных, инвестиционных и научно-технических мер, стимулирование бизнес-активности реального секторов экономики, решение социальных проблем реформирования экономики;
обеспечить экономическую безопасность региона.
При этом экономическая безопасность региона включает в себя совокупность состояния, условия и факторы, характеризующие стабильность и устойчивость экономического развития территорий. Региональные политики федерального Правительства осуществляются в целях достижения общенациональных целей в развитии государства. В период кризиса экономические целевые цели преобладают, а в период роста – социальные.
Без чёткого определения целей, объектов, инструментов, форм государственных политик невозможно определение их направлений, что приводит к неконтролируемому процессу неконтролируемой дифференциации различий между регионами. Цели развития региона в глазах администрации регионов связаны прежде всего с рациональным использованием ресурсов природы, труда и капитала региона, с системным подходом к развитию хозяйственно-социального, социально-экономического комплекса региона [13, с. 17].
Цели государственных региональных политик достаточно разнообразны. Среди них можно выделить следующее:
укрепить социально-экономические основы российского государства, сохранить ее целостность, обеспечить военную, экономическую безопасность и экологическую устойчивость;
повышение качества жизни населения в регионах России;
формирование условий полноценного национального и культурного развития всего народа РФ;
обеспечение равновесия на уровне отдельных районов и социальной группы, сбалансировать их интересы с социальной и экономической политиками государства;
обеспечение социального равновесия на уровне жизненного уровня отдельных областей;
формирование социально-ориентированных рыночных экономик в регионах, механизмов их обеспечения.
К направлениям деятельности органов государственной власти региона в целях реализации региональных целей относится [14, с. 153]:
ориентация регулирования развития территорий на создание экономики, которая соответствует комплексу существующих условиях развития, а также целям социально-экономического развития;
учет особых особенностей региона, страны, определяющих их местоположение и место в территориальной экономике;
формирование механизма согласования интересов субъектов законодательства о территориальном развитии. Создание и осуществление данных механизмов осуществляется только при учете региональных особенностей, так как именно последний является фактором формирования регионального интереса в государственном управлении территориальным развитием;
определение задач региональной регулировки предполагает в первую очередь социальное направление развития и производственный потенциал региона.
Региональные экономические политики направлены на поддержку экономического развития регионов, обеспечение однородности страны и более эффективное использование наличного потенциала региона. Главной целью регулирования развития регионов является создание благоприятных условиях для обоснованного внутреннего территориального равенства на основе стимуляции развития специальных отраслей и использования сравнительного преимущества территорий.
Это является основой для определения перспективных направлений развития на региональном уровне, выявления отраслей для того, чтобы повысить экономику региона, а также оказывать влияние на развитие совместных секторов региона. Чтобы научно обоснованно оценить внутренние проблемы региона, необходимо вводить понятие «потенциал развития регионов» [21, с. 157].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адиятуллина Э.Т., Галимзянов Р.Р. Оценка регионального экономического потенциала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. - № 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13202
2. Алексеев, М.Д. Угрозы обеспечения экономической безопасности РФ [Текст] / М.Д. Алексеев // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. — 2018. — № 5. — С. 18-26.
3. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации [Текст] / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
4. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
5. Барт, А.А. Сущность и структура механизма экономической безопасности [Текст] // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.- 2019. – 499 с.
6. Бобровских, Е. А. Оценка степени включенности региональной экономики в цепочки создания добавленной стоимости [Текст] / Е. А. Бобровских // Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – с. 42-44.
7. Богатырева, М. В. Основы экономики [Текст]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
8. Богомолов, В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М., 2020. - 295 с.
9. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
10. Васильева, В. М. Государственная политика и управление [Текст]: учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
11. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
12. Земскова, Е.С. Инновационная безопасность как подсистема экономической безопасности [Текст] / Е.С. Земскова // Контентус. — 2019. — № 3 (80). — С. 65-72.
13. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления [Текст] / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
14. Мунтхер, Алматар. Развитие экономики региона на основе логистических центров [Текст] / Алматар Мунтхер // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – с. 153-156.
15. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration) [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с.
16. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г. А. Меньшиковой. – Москва Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.
17. Перелыгина, А. С. Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики [Текст] / А. С. Перелыгина // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – с. 395-399.
18. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы [Тест]: учебное пособие / ред. Глушкова В. Г., Луговский А. М. — М.: КноРус. 2020. – 288 с.
19. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2. [Текст]: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Шедько [и др.]; под редакцией Ю. Н. Шедько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 302 с.
20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://35.rosstat.gov.ru
21. Чернова, В. В. Экономическая безопасность РФ: проблемы и пути решения [Текст] / В. В. Чернова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 1-1. - С. 157-159.