Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность и содержание ментального тренинга
В современной теории и практике спорта ментальный тренинг рассматривается как система методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям и используется в процессе систематического обучения и самообразования спортсменов. Следовательно, содержание понятий «психологическая подготовка» и «ментальный тренинг» в отечественной спортивной психологии согласовано [5].
Специфическими характеристиками психологической подготовки являются:
- направление систематического процесса психологической подготовки на формирование психологических качеств и навыков, которые позволяют достичь пика отличных спортивных достижений, одновременно улучшая качество психосоматического здоровья спортсменов;
- обучение спортсменов изменять свое психическое состояние с целью использования альтернативного состояния сознания в условиях соревновательной деятельности;
- обеспечение во время тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его умственного и деятельностного потенциала.
Ментальный метод психологической подготовки поддерживается тренерами и спортсменами, использующими аудиовизуальное оборудование для ввода информации в сознание, подсознание и компьютерные методы, которые непосредственно поступают в мозг спортсмена. Однако, независимо от того, насколько успешны компьютерные технологии и насколько высок уровень создания видео- и аудиосессий МТ, самым важным инструментом по-прежнему остается психология.
Человеческий мозг - это «психобиологический компьютер общего назначения», способный мгновенно обрабатывать большие объемы информации. Согласно научным данным, человеческий мозг использует только 7-9% своей естественной энергетической информационной энергии, в то время как физическая активность еще меньше.
Следовательно, методы психологической подготовки помогают мобилизовать функциональные возможности развития человека, скрытые в мозге, психике и человеческом теле, которые еще не были реализованы.
Ментальный тренинг в спорте базируется на нескольких ключевых теоретических подходах, которые описывают психологические процессы и методы воздействия на них для улучшения спортивной производительности [20].
1.Теория самоэффективности (теория Альберта Бэнда)
Одной из основополагающих теорий в ментальной тренировке является теория самоэффективности. Предложенная Альбертом Бэндурой, она описывает уверенность человека в своих способностях и убеждение в том, что он может успешно выполнить задачу или добиться успеха. Применительно к спорту, это позволяет спортсмену верить в свои способности, что имеет важное значение для достижения высоких результатов [12].
2.Теория потока (теория Михайя Чиксентмихайи)
Теория потока описывает состояние глубокой погруженности в деятельность, когда человек полностью поглощен процессом и чувствует удовлетворение от его выполнения. В спорте это состояние потока может быть достигнуто, когда спортсмен полностью сосредоточен и погружен в выполнение задачи без переживания стресса или избыточной тревожности, что способствует оптимальной спортивной производительности [14].
3.Теория когнитивной реконструкции (теория Аарона Бека)
Теория когнитивной реконструкции фокусируется на влиянии мыслей и убеждений на эмоции и поведение человека. В контексте спорта, это означает, что переоценка и изменение негативных мыслей и убеждений спортсмена о себе и своих способностях может привести к улучшению психологического состояния и, как следствие, спортивных результатов [13].
4.Теория саморегуляции (теория Ричарда Лазаруса)
Теория саморегуляции предполагает, что спортсмены могут управлять своими эмоциями, стрессом и поведением путем использования различных стратегий и методов. Этот подход к ментальной тренировке предлагает спортсменам обучение саморегуляции и управлению своими эмоциями для достижения оптимального психологического состояния [4].
Эти теоретические основы являются основой для разработки программ ментальной тренировки в спорте. Они помогают тренерам и спортсменам понять психологические процессы, лежащие в основе ментальной подготовки, и разработать стратегии для улучшения психологических навыков, таких как управление стрессом, концентрация, саморегуляция и уверенность в своих способностях. Осознание и применение этих теорий являются ключевыми компонентами успешной ментальной тренировки спортсменов [11].
Недавние исследования подчеркивают значительное влияние ментальной тренировки на спортивную производительность. Одно из исследований в области тенниса выявило, что применение методов ментальной тренировки, таких как визуализация и управление стрессом, улучшило игровую эффективность участников [16]. Эти результаты подтверждают значимость психологических аспектов в повышении спортивной производительности.
Исследования в области управления стрессом и решения проблем также прояснили влияние ментальной тренировки на процесс принятия решений в спорте. Результаты исследований в баскетболе, например, показали, что спортсмены, обученные методам релаксации и контроля над стрессом, принимают более эффективные решения в критических ситуациях в игре [5]. Это свидетельствует о том, что психологическая подготовка способствует лучшему принятию решений в стрессовых условиях соревнований.
Другие исследования посвящены роли ментальной тренировки в формировании мотивации спортсменов. Результаты показывают, что программы ментальной тренировки, основанные на принципах развития уверенности и внутренней мотивации, способствуют более стабильной и долгосрочной мотивации у спортсменов [11]. Это подчеркивает важность не только физической, но и психологической подготовки для достижения высоких результатов в спорте.
Современные исследования также исследуют использование технологий в ментальной тренировке. Внедрение виртуальной реальности и биофидбека в психологические программы тренировок демонстрирует потенциал этих методов в улучшении психологических состояний спортсменов и их спортивной производительности [15]. Это открывает новые перспективы для интеграции современных технологий в ментальную подготовку спортсменов.
Одним из современных вызовов является индивидуализация программ ментальной тренировки под конкретные потребности спортсменов. Различные типы спорта требуют специфических психологических подходов, и исследования в этой области должны учитывать эти различия для оптимизации эффективности ментальной тренировки в различных видах спорта [3].
1.2. История становления методов ментального тренинга
Ментальный тренинг как метод психологической подготовки в спорте был сформирован в середине 1980-х годов. В настоящее время более 75% спортсменов старшего возраста в европейских странах, таких как Соединенные Штаты, Канада и Швеция, используют системы психологической подготовки.
С 1991 года под руководством Международного общества науки разрабатываются теоретические основы и методы психологического тренинга. С 1996 года на базе международных центров в Канаде, Швеции и Малайзии началось специальное обучение тренеров по ментальному тренингу, в том числе с использованием телекоммуникационных технологий: дистанционного образования, Интернета.
В 1996-1999 годах при поддержке Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга на базе подразделений Северо-Западной Российской олимпийской академии и Санкт-Петербургского центра олимпийской подготовки система ментального тренинга была внедрена в подготовку сборной команды олимпийского резерва и высококлассных спортсменов. На базе факультета психологии Балтийского института образования и Института физического воспитания был открыт учебный курс для специалистов по психологической подготовке им. П.Ф.Лесгафта [15].
В России план шведского профессора Л.-Э.Унесталя получил наибольшее применение благодаря русской версии шведской модели психологического тренинга, разработанной Санкт-Петербургским институтом физической культуры.
В нескольких странах мира накоплено достаточное количество материалов, подтверждающих эффективность психологической подготовки в различных областях психологической деятельности спортсменов.
В настоящее время в практике психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов используются два варианта психологической подготовки: базовая модель, включающая аудиопрограммы, и блиц-модель, состоящая из шести аудиопрограмм, которая предназначена для использования спортсменами для закрепления.
Курс базового ментального тренинга включает четыре этапа:
Этап 1: базовый курс психологической подготовки (шесть курсов), где основная задача - научиться мышечному и психическому расслаблению (релаксации), заложить необходимый фундамент для овладения курсом саморегуляции психического состояния;
Этап 2: используется после освоения базовых курсов и направлен на развитие и улучшение некоторых важных качеств в упражнениях и жизни: уверенности в себе, спокойствия, концентрации, способности преодолевать трудности и т.д.;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баландин, В.И. Соревновательная надежность спортсменов как мобилизационный показатель утилизации резервного потенциала //Адаптация, функциональные резервы и работоспособность спортсменов. – СПб.: Вита, 2022. – С. 10-44.
2. Баландин, В.И. Соревновательная надежность спортсменов и ее повышение методом ментальной тренировки // Новые подходы к психорегуляции в спорте. –2022. – С. 6-32.
3. Баландин, В.И. Фрустрационная толерантность спортсменов и возможность ее коррекции ментальной тренировкой // Материалы 2-го международного конгресса по спортивной психологии. – 2021. – С. 69-81.
4. Баландин, В.И. Функциональная готовность спортсменов и методы ее диагностики / В.И. Баландин. – СПб.: Наука, 2021. – 260 с.
5. Бундзен, П.В. Система психотренинга и психопрофилактики «Ментальный тренинг» // Вестник спортивной медицины России. – М.: Логос, 2021. – 350 с.
6. Волков, И.П. Практикум по спортивной психологии / И.П.Волков. – СПб.: Логос, 2020. – 228 с.
7. Гублер, Е.В.Применение критериев непараметрической статистики в медико-биологических исследованиях / Е.В. Гублер, А.А. Генкин. – СПб.: Вита, 2022. – 58 с.
8. Дука, А.Я. Проблемы психорегуляции в зарубежной литературе // Новые подходы к психорегуляции в спорте. – М.: Наука, 2021. - № 5. - С. 125–126.
9. Плахтиенко, В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. – М.: ФиС, 2021. – 418 с.
10. Унесталь, Л.-Э. Основы ментального тренинга в спорте / Д.-Э. Унесталь. – СПб.: Вита, 2022. – 254 с.
11. Bandura, A. Self-Efficacy: The Exercise of Control. - New York, NY: W.H. Freeman and Company, 2020. – 488 с.
12. Beck, A. T. Cognitive Therapy and the Emotional Disorders. - New York, NY: International Universities Press, 2021. – 396 с.
13. Csikszentmihalyi, M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. - New York, NY: Harper & Row, 2022. – 158 р.
14. Fletcher, D., & Sarkar, M. A grounded theory of psychological resilience in Olympic champions // Psychology of Sport and Exercise. – 2022. - № 13(5). – Р. 669-678
15. Gould, D., & Maynard, I. Psychological preparation for the Olympic Games // Journal of Sports Sciences. – 2022. - № 27(13). – Р. 1393-1408.
16. Griffith, C. The Psychology of Coaching. - Champaign, IL: Human Kinetics, 2020. – 397 р.
17. Hanton, S., & Jones, G. Sources of stress in elite sport performer // In Handbook of stress in the occupations. – 2022. - Р. 265-286.
18. Hanton, S., Fletcher, D., & Coughlan, G. Stress in elite sport performers: A comparative study of competitive and organizational stressors // Journal of Sports Sciences. – 2021. - № 26(4). – Р. 447-458
194. Lazarus, R. S., & Folkman, S. Stress, Appraisal, and Coping. - New York, NY: Springer Publishing Company, 2021. – 415 р.
20. Weinberg, R. S., & Comar, W. The effectiveness of psychological interventions in competitive sport // Sports Medicine. – 2020. - № 18(6). Р. 406-418.