Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Понимание лирического сознания в творчестве Анны Ахматовой является актуальной и важной частью для понимания ее поэзии. Ахматова считается одной из ключевых фигур русской поэзии XX века, и ее лирика отражает многие аспекты жизни и переживаний женщины в современном мире.
Одной из основных особенностей лирического сознания Ахматовой является ее способность к глубокому самоанализу и выражению своих чувств и эмоций через стихи. Она часто пишет о своих переживаниях, страхах и надеждах, что делает ее поэзию уникальной и личной.
Кроме того, в своих стихах Ахматова затрагивает и более широкие социальные темы, такие как положение женщины в обществе, ее роль матери и жены, а также вопросы морали и этики. Ее поэзия может быть сложной и многогранной, но всегда искренней и эмоциональной.
Теория лирического сознания является важным аспектом в изучении литературы и поэзии. Она помогает понять, как автор выражает свои мысли и чувства через свои произведения. Лирическое сознание может быть индивидуальным и субъективным, но оно также может отражать общие идеи и ценности.
Одним из ключевых аспектов теории лирического сознания является понятие “лирического героя”. Лирический герой - это персонаж, который выражает мысли и чувства автора. Он может быть реальным или вымышленным, но он всегда является центром внимания в произведении.
Таким образом, тема лирического сознания Анны Ахматовой остается актуальной и интересной для читателей, поскольку позволяет лучше понять ее творчество и ее роль в истории русской поэзии.
Объект работы – творчество А.А.Ахматовой
Предмет исследования – теория лирического сознания и ее черты в творчестве А.А.Ахматовой
Цель работы – выявить и обосновать черты лирического сознания в творчестве А.А.Ахматовой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать место лирика А.А. Ахматовой в изучении отечественного и зарубежного литературоведения
2. Рассмотреть лирическую героиню Ахматовой и раскрыть диапазон её переживаний
3. Выявить аксиологический контекст ахматовской лирики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно представляет личность и творчество А. Ахматовой в многозначном и многоуровневом контексте тенденций литературного процесса XX века, определяет значимость творческого наследия А. Ахматовой, органично соединившего традиции русской и европейской культуры, для представителей западного литературоведения.
Глава 1. Лирика А.А. Ахматовой в изучении отечественного и зарубежного литературоведения
Творчество А.А, Ахматовой – знаковое и мощное явление в мире русской поэзии. Период ее творчества пришелся на эпоху исторических потрясений и настоящих социальных катастроф, от которых до сих пор содрогается вся Россия. Этим духом пропитано все творчество великой русской поэтессы. Вместе с тем, ее наследие изучают и исследуют многие критики и авторы.
Зрелость ее таланта уже в первом сборнике была увязана с характером его мелодики: «Ахматову нельзя не заметить: так странно звучат ее сдержанный и тихий голос, и так загадочно скупы ее слова» .
Ахматова ворвалась в мир поэзии и очень быстро завоевала сердца критиков и народную любовь. В ее творчестве кроется истинный лиризм, настоящая женская душа, но вместе с тем и талант, который уже больше века постигается и почитается как обычным читателем, так и критиками. Ее разгадывают и изучают, проводят параллели и выстраивают целые концепции о жизни и творчестве автора и ее лирической героини.
Одни только «многочисленные сравнения в области поэтического мастерства не с кем-нибудь, а с самим Пушкиным, звучавшие по адресу столь молодого автора, говорили сами за себя» .
Исследовательские работы Д. С. Лихачева («Ахматова и Гоголь»), А. И. Павловского («Булгаков и Ахматова»), В. Н. Топорова («Ахматова и Блок») отличаются глубоким аналитическим подходом к реконструкции вертикального литературного контекста XIX - XX веков в поэзии А. Ахматовой . Современные литературоведы, развивая данный аспект, дополняют его выявлением жанрового своеобразия произведений А. Ахматовой в тесной связи с механизмом культурной памяти и системой художественных приемов, а также со спецификой «преломления» достижений предшествующего литературного фонда в «напитанном» разнообразными смыслами позднем творчестве великого поэта.
Творчество Ахматовой многогранно изучается множеством исследователей и критиков, ведь такое мощное и масштабное явление не может остаться незамеченным и вбирает в себя огромное многогранное наследие. Литературные критики играют важную роль в оценке и анализе произведений литературы. Их мнение и критика творчества писателей помогают определить значимость и влияние их работ на мировую литературу.
Творчество Анны Андреевны Ахматовой как феномен Серебряного века вызывает интерес у литературных критиков благодаря своему уникальному стилю, глубине мысли и влиянию на развитие русской литературы. Ее стихи и прозаические произведения отражают ее жизненный опыт и переживания, что делает их особенно интересными для анализа.
Критики часто обращают внимание на использование Ахматовой образов и метафор, которые помогают ей передавать сложные эмоции и чувства. Ее творчество также привлекает внимание своей исторической и культурной значимостью, так как она описывает события и явления, которые имели место в истории России.
Мемуарная литература, посвященная жизни и творчеству А А Ахматовой, по своему объему принадлежит, вероятно, к самым обширным в мемуаристике XX века. Среди выдающихся отечественных ученых мемуарного направления мы называем Анатолия Наймана, Виталия Виленкина, Лидию Чуковскую, Наталью Ильину, Надежду Мандельштам, Юрия Анненкова, Михаила Кралина .
Оставаясь верными советской поэзии, советские и российские ученые глубоко погружаются в исследование творчества одной из самых ярких советских поэтесс. Исследования ахматовского слога, ахматовской символики дают многогранное представление о ее творчестве, помогают постигать глубинные смыслы авторского восприятия мира и культурного кода, заложенного в произведениях.
Отечественное ахматоведение, зародившись сразу после публикации ранних сборников «Вечер» и «Четки», является живым и динамичным, порой противоречивым процессом. Современная наука об Ахматовой ищет новые интерпретации ее творчества, продолжая общую концепцию ахматоведения - выделять простоту ахматовского слога, народность, «дневниковость» ее лирики, интимный характер поэзии, национальное, выраженное через личное Отечественное ахматоведение — это прочная, фундаментально заложенная основа для построения теорий зарубежным литературоведением . Своей простотой, близостью к народу, отражением широты и многогранности женской души, Ахматова на долгие годы покорила сердца критиков и зародила целую ветку литературоведения, которую сегодня мы и называем ахматоведением.
Прочитав «Четки» и поэму «У самого моря» («Аполлон». 1915. № 3), Н. В. Недоброво, известный филолог, поэт, написал обстоятельную статью, опубликованную в редактируемом П. Б Струве журнале «Русская мысль», где назвал «перводвижной силой» лирики Ахматовой «новое умение видеть и любить человека, «гордиться человеком», «дар его героического освещения» . Критик отмечает, что в поэзии Ахматовой лирическая героиня свидетельствует не о плаксивости женщины по случаю различных житейских пустяков, но поистине раскрывает женскую душу. В ее лирически выраженных муках, страданиях он видит признание болей, слабости, угадывает душу скорее жесткую, нежели слишком мягкую.
Творчество Ахматовой как мощное литературное явление прогремело не только в России. За рубежом этому феномену также уделяется немаловажное значение. Исследователи всего мира уделяют внимание творчеству великой поэтессы.
Феномен творчества Ахматовой продолжает привлекать внимание литературных критиков по всему миру. Они стремятся понять и оценить ее вклад в мировую литературу, а также то, как ее произведения отражают культурные и исторические особенности России.
Ее произведения переведены на многие языки мира и изучаются в рамках курса литературоведения в университетах разных стран.
Зарубежные литературоведы отмечают уникальность стиля Ахматовой, который сочетает в себе простоту и глубину мысли. Ее стихи наполнены яркими образами и метафорами, которые позволяют читателю погрузиться в мир ее переживаний и чувств.
Кроме того, творчество Ахматовой имеет историческую, культурную и межкультурную значимость, так как оно отражает эпоху, в которой она жила и творила. Ее стихи являются своеобразным памятником той эпохе и позволяют нам лучше понять, каким был мир в то время.
В конце XX и начале XXI столетия по-прежнему велик интерес к творчеству А.А. Ахматовой как в России, так и за рубежом. В многочисленных современных отечественных ахматоведческих трудах до сих пор остался неосвещенным вопрос об особенностях рецепции творчества А. Ахматовой зарубежным литературоведением .
Тем не менее, достаточно четко в зарубежной критике отражена многогранность феномена ахматовской поэзии. Ахматова обретает большую известность в зарубежных странах благодаря активному распространению ассоциаций славянских языков. Поэтессе присуждена международная премия поэтов в Италии под названием «Этна Таормина». Также Ахматова получила ученую степень в Оксфордском университете, что тоже не могло не сказаться на распространении ее популярности в Западных странах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахматова А.А. Узнают голос мой.: Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. Составители Н.Н. Глен, Л.А. Озеров. Москва: Педагогика, 1989
2. А.А. Ахматова и православие : сб. статей о творчестве А.А. Ахматовой / сост. В.А. Алексеев; лит. ред. О.Е. Елагина. - Москва: К единству!, 2008. - 527 с.
3. Аверинцев С.С. Специфика лирической героини в поэзии Анны Ахматовой: солидарность и двойственность // двойничество// Wien Slawistisches jahrbuch/ Wien, 1995. Bd. 41/1995 – с. 67-75
4. Адмони В. Г. Лаконичность лирики Ахматовой // "Царственное слово". Ахматовские чтения. Выпуск 1. - М.: Наследие, 1992 г. - С. 29-40.
5. Айхенвальд, Ю. Анна Ахматова / Ю. Айхенвальд // А. А. Ахматова: pro et contra. Антология : в 2 т. Т. 1. – СПб.: РХГИ, 2001. – С. 239 – 254.
6. Анненский И.Ф. Книги отражений / И.Ф. Анненский - Москва, 1979 - С. 351.
7. Багдасарян Р.А. Ахматова и Армянская муза // А. А. Ахматова: русская и национальные литературы: Материалы международной научно-практической конференции 25-26 сентября 2019 г.- Ер.: Лусабац, 2019 – с. 48-62.
8. Биличенко В. А. Творческий путь Анны Ахматовой как объект музейного высказывания, (1889-1917) : научно-просветительское издание / Валентина Андреевна Биличенко. - Санкт-Петербург, 2008. – 399 с.
9. Ботанова Е. С. Петербургский Текст А. А. Ахматовой в Англии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009 – с. 464 – 466
10. Виленкин В. Я. В сто первом зеркале : [об Анне Ахматовой] / В.Я. Виленкин. – Москва : Советский писатель, 1990. – 332 с.
11. Дикаева А.М. Любовная лирика в творчестве А. Ахматовой. Наука и молодежь: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов. Грозный, 2017 – с. 295-297.
12. Коваленко С. Анна Ахматова. Личность. Реальность. Миф. // Анна Ахматова: pro et contra. Том I - Издательство: РХГА, 2001, 964 стр. – с. 2 – 51
13. Лихачёв Д. С. Литература — реальность — литература. — Ленинград, 1984.
14. Мелекестян М.В. Образ матери в русской поэзии XX века: А. Блок, А. Ахматова, А. Твардовский: автореф.дис. ВАК РФ10.01.01- Москва, 2009 – 161 с.
15. Михайлова М.В. Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе Серебряного века // Преображение. 1996. No 4. С. 152-170.
16. Овсянникова С.В. Книги лирики А. Ахматовой 1910-х годов в свете художественного новаторства Серебряного века : Дис. ... канд. филол. наук / С.В. Овсянникова. - Москва, 2004. - 237 c.
17. Огородникова Л. А. Концептуально значимые слова в духовной лирике А. А. Ахматовой // Концепт, 2018 – с. 1-7
18. Сискевич А.Е. Образ демонического героя в лирике А. А. Ахматовой // Сибирский филологический журнал, 2011 – с. 66-75
19. Слабких К. Э. Художественный мир лиро-эпоса А.А. Ахматовой в современной интерпретации и критике последнего десятилетия : 1999-2009 // автореф.дис. – код ВАК 10.01.01 – Краснодар, 2008 – 438 с.
20. Тимофеева С.В. Аксиологический подход в образовании - наиважнейший фактор воспитания духовного и творческого начал в личности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета, 2009 – с. 251 -
21. Франк В. Встречи с А.А.Ахматовой // Франк Ф. Избранные статьи. - Лондон: 1974. - С. 33. Цит. по: Элдар Силъва, Шилов Лев. Тайны ремесла // Ахматовские чтения. Вып. 2. - М.: 1992. - С. 139.
22. Цзоу Л. Психологизм любовной лирики Анны Ахматовой 1910-х — начала 1920-х годов (истоки, специфика) // автореф.дис. ВАК РФ10.01.01, Москва, 2020
23. Чулков, Г. Анна Ахматова. «Вечер». Стихи / Г. Чулков // Жатва. - 1912. - № 3. - С. 275.
24. Шевчук Ю.В. Лиризм в поэзии Серебряного века (И. Анненский и А. Ахматова). Москва, 2015 – 152 с.
25. Шубич, В. Художественные особенности раннего творчества Анны Ахматовой (на примере сборника «Вечер») / В. Шубич // Классика и современность: сборник научных трудов молодых ученых-филологов; научный редактор Т.В. Сенькевич. - Брест : БрГУ, 2011. - 309 - 313 с.
26. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О поэзии. Ленинград, 1969