Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА В РОССИИ
1.1. Истоки театрального искусства
История развития театра берет свое начало в глубокой древности. Об этом свидетельствует один из самых почитаемых ритуалов культа наших далеких предков – ритуал посвящения в равноправные члены племени, который проводился с особой торжественностью. Этот ритуал был, с одной стороны, культовым действием, а с другой – театрализованным представлением с музыкальным сопровождением в виде костей и деревянных колокольчиков. Кроме того, при подготовке к ритуалу славяне придавали большое значение костюмам. Однако, хотя обряд неправильно называть "театральным искусством", это были его истоки и зачатки. Первые зарисовки русского народного театра можно найти в "Народных сказках". Их выступления всегда привлекали зрителей, и ни один народный праздник, ни одно застолье не обходилось без их участия.
По роду своей деятельности большинство из них не имели постоянного места жительства, а работали целыми артистическими труппами, состоявшими из 60, 70, а иногда и 100 человек. Небольшая часть Скоморохов вела оседлый образ жизни и работала при княжеских и боярских дворах. [7] В XVII веке возникли придворные и школьные театры. Возникновение придворного театра было связано с интересом придворной знати к западной культуре. В Москве такой театр возник при царе Алексее Михайловиче: 17 октября 1672 года состоялось первое представление "Деяний Артаксеркса" (библейской истории об Эсфири). Изначально придворный театр не имел собственного здания, а декорации и костюмы перевозились с места на место. Первые спектакли давал Авось Григорий, Немецкая слобода, 6, а актерами были иностранцы. Позже русских "юношей" насильно вербовали и обучали. Заработная плата была нерегулярной, но на сценографию и костюмы не скупились. Спектакли были зрелищными и иногда сопровождались инструментальной музыкой и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только в царствование Петра I [10].
1.2. Русский театр в XIII веке
Признавая отсталость государства, он стремился к развитию науки, производства и искусства, приобщая Россию к культуре передовых европейских стран. Петр I считал, что развитие должно затрагивать все слои общества, и приказал перенести театр из царских покоев на Красную площадь, чтобы народ мог наслаждаться театральным искусством; в 1702 году началось строительство одноэтажного здания для театра, которое было завершено в короткие сроки. Новый театр был назван "Храмом комедии" и вмещал около 400 зрителей. Из Германии были приглашены преподаватели, которые обучали молодых россиян актерскому мастерству. Труппу театра возглавил предприниматель И. Кунст. Однако театр не завоевал популярности, поскольку немецкие "драматурги" не были знакомы с традициями и обычаями русских и не знали русского языка.
Пьесы были основаны на произведениях западной литературы и исполнялись в основном на немецком языке. Зрители неохотно посещали театр, и зачастую на спектакль приходило всего 25 человек. Монарх также был недоволен репертуаром. Ведь, по его мнению, театр должен быть не только праздником победы России, царя и русского народа, но и культурным развлечением и скромным воспитанием общества в духе патриотизма. В конце концов немецкая труппа была уволена, а сам театр просуществовал до 1707 года, когда по приказу Петра I началось разрушение здания в связи с необходимостью укрепления Москвы. Любительница театра царевна Наталья Алексеевна перевезла часть декораций, костюмов и текста пьесы в свое село Преображенское, где русские актеры из "храма комедии" продолжили играть спектакль. Одноэтажное здание публичного театра было окончательно снесено при строительстве арсенала [2].
Помимо придворного театра, в России формировались школьные театры при Славяно-греческой и Латинской академиях, Духовных академиях и школах Львова, Тифлиса и Киева. Пьесы писали учителя, а ученики исполняли исторические трагедии, аллегорические пьесы, похожие на европейские миракли, и интермедии - сатирические бытовые сценки. Интермедии школьного театра заложили основы комедийного жанра национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный государственный деятель и драматург Симеон Полоцкий. Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.
1.3. Появление жанра «народная драма»
В начале XVIII в. происходит расцвет народной драмы. Первоначально она представляла собой инсценировку различных устных и письменных произведений, свадебных диалогов. Позднее, в народной драме сочетались элементы драматические, трагедийные, излагающие в напряженной форме борьбу сильных людей, острые общественные конфликты, и элементы фарсовые с легким, развлекательным содержанием и комическими приемами. Диалог в этом представлении часто был комическим и строился на игре слов: сочетании противоположных по значению слов, взаимной перестановке в словах звуков, игре синонимов и омонимов. Их формирование происходило от простых форм к более сложным. Наиболее известными и широко распространенными народными драмами были «Лодка» и «Царь Максимилиан». Разыгрывались также народные бытовые сатирические 8 драмы («Барин», «Мнимый барин», «Пахомушка» и др.), примыкающие к святочным и масленичным играм. В их основе – драматические сценки, которые разыгрывались ряжеными. Новую страницу в истории сценического искусства открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты [2].
На базе крепостного театра во многих городах возникли частные предприятия. Русское театральное искусство оказало благотворное влияние на становление профессионального театра у жителей родины. В первые профессиональные труппы входили талантливые любители, представлявшие демократическую интеллигенцию, а в XVIII веке в крупных гарнизонах появились солдатские театры. Под руководством начальства ставились спектакли для офицеров. Пьесы ставились "для собственного увеселения и забавы простого народа". На спектакли солдатского театра ходили нижние военные чины, мещане, бедные купцы, торговцы и крестьяне. Репертуар составляла традиционная народная драма. Как правило, ставилось три-четыре пьесы: в 1747 году в Киеве была поставлена пьеса русского драматурга А.П. Сморокова, которая считается началом русского государственного театра.
1.4. Театр в XIX - нач. XX в.в.
Важным событием в развитии русской театральной культуры стала деятельность Московского кружка любителей литературы и искусства, на базе которого в 1898 году под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко был основан Московский Художественный театр. 9-й театр имел собственную творческую направленность и начал профессиональную подготовку артистов. С этого момента профессиональный и любительский театры окончательно оформились в два самостоятельных направления русской театральной культуры В 1912 году при Ассоциации народных университетов была создана секция для содействия устройству сельских, фабричных и школьных театров, председателем которой стал художник В.Д. Поленов В 1915 году была создана Московская исполнительская художественная В 1915 году была создана Московская лига любителей, положившая начало художественному "любительству": под руководством П.П. Гейдебурова и Н.Ф. Скарской публичный театр в Петербурге стал организационным центром любительского театрального движения [5]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гвоздев А.В., Пиотровский А.И. История советского театра.- Л.: Печатный двор, 1933.-367с.
2. Жиров М. С., Перепёлкина Я. С. Культурно-историческая эволюция русского любительского театрального творчества в контексте культурной диверсификации //NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2011. – Т. 15. – №. 2 (97). – С. 265-269.
3. Злотникова Т. С., Гиршон С. В. Любительские театры: советское прошлое и актуальные практики // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 202-209. DOI 10.20323/1813-145X-2021-1-118-202-209
4. Интернет-источник «Культура РФ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/149709/komu-zabava-komu-iskusstvo (Дата обращения: 27.01.2024)
5. Князева М. Театр студентов сегодня / М. Князева, Г. Вирен, В. Климов. Москва : Знание, 1984. 64 с.
6. Крук Д. С. История развития детского театра в России //Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2017. – №. 1 (24). – С. 49-60.
7. Розовский М. Г. Поймали птичку голосисту. Москва : Zebra, 2008. 356 с.
8. Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.1. История самодеятельного творчества 20-х годов.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.-535с.
9. Силин А. Д. «Потому что не могут не выйти». Из опыта работы молодежных любительских театров 1967-1977. Описания и размышления. Москва : Советская Россия, 1978. 94 с.
10. Слободянюк Н. И. Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 3. С. 1-5.
11. Честнодумов И. Е. Народный театр в русской культуре XX века. Москва : Книжный дом «Либроком», 2010. 120 с