Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время внешнеэкономическая деятельность (далее – ВЭД) играет значительную роль в развитии экономики любого государства, поэтому регулирование ВЭД является основной задачей законодательных и исполнительных органов государственной власти. Изучение более эффективной работы системы государственного регулирования ВЭД необходимо в условиях нынешних финансовых санкций.
Внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших факторов развития национальной экономики в целом и каждой отрасли в отдельности. В современном мире при усилении процессов мировой глобализации ни одно государство не в состоянии самостоятельно развивать собственные производственные процессы и обеспечить долговременный экономический рост без эффективного использования преимуществ международного разделения труда и совокупного международного научно-технического потенциала . Особенно это актуально в современных условиях, когда процессы международной экономической интеграции только усиливаются, переплетая экономические интересы разных стран.
Сегодняшнее состояние мирового разделения труда и мировой экономики ставит перед нами новые задачи по укреплению и улучшению позиций российской экономики, как во внутреннем аспекте, так и ее позиций в международном разделении труда.
Существовавшая несколько последних десятилетий стабильная ситуация в мировой экономике сегодня подверглась глобальным изменениям. Многие усилия мировой общественности и международных экономических организаций по либерализации ВЭД в общемировом масштабе сегодня сведены на нет. В таких условиях формирование эффективной внешнеэкономической и промышленно-инновационной политики Российской Федерации становится как никогда актуальным.
В одном из ежегодных посланий Федеральному собранию президент Российской Федерации отметил, что сегодня в мире сформирован огромный технологический потенциал. Это должно позволить совершить глобальный рывок вперед в части повышения качества жизни; совершенствования экономики и инфраструктуры. Российская Федерация, являясь одной из ведущих стран мира, обладает мощнейшим внешнеэкономическим потенциалом. От того, сможем ли мы извлечь все выгоды от свершающейся сегодня технологической революции, и от того, как ответим на все вызовы современной международной экономической ситуации будет зависеть будущее страны.
Целью данной работы является рассмотрение информационных новаций в сфере внешнеэкономической деятельности.
Задачи:
̶ описать сущность внешнеэкономической деятельности, ее принципы. Регулирование внешнеэкономической деятельности государством;
̶ рассмотреть новации и их роль во внешнеэкономической деятельности;
̶ изучить проблемы инноваций в ВЭД;
̶ рассмотреть применение информационных технологий на предприятиях внешнеэкономической деятельности;
̶ изучить инновационную деятельность в таможенной сфере;
̶ описать перспективы развития инноваций во внешнеэкономической деятельности.
Объект исследования ̶ информационные новации в сфере внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования ̶ перспективы развития информационных новаций в сфере внешнеэкономической деятельности.
ГЛАВА 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НОВАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВЗАИМОСВЯЗЬ
1.1. Сущность внешнеэкономической деятельности, ее принципы. Регулирование внешнеэкономической деятельности государством
В условиях глобализации мирового хозяйства одним из приоритетов национальной политики является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), её роль и значение для экономики страны становится существенной.
Мировая торговля является основной формой внешнеэкономических связей. А результатом его является расширения и рост капитала, а также появление возможности вывести капитала за рубежом . Кроме того, в связи с этим сложились международные финансовые, валютно-кредитные отношения. Необходимость появление внешней торговли может быть объяснена следующими причинами:
̶ во-первых, об этом свидетельствует неравномерное распределение сырья и ресурсов в странах. Даже в самых развитых странах и в странах с большими территориями не имеют доступа ко всем ресурсам. В результате они вынуждены импортировать товары, которых у них нет, или экспортировать свои избыточные ресурсы в другие страны;
̶ во-вторых, не все страны имеют возможность эффективно производить один и тот же тип продукции во всех направлениях. Например, производить продукт в Европе очень дорого, а производить его в нашей стране намного дешевле. В такой ситуации обе страны хотят получать эффективный доход и, как следствие, взаимодействуют друг с другом.
Две вышеуказанные причины показывают, что внешнеэкономическая деятельность важна для любой страны.
Во всех странах существует внешнеэкономическая деятельность, которая, в свою очередь, государство регулирует эту деятельность путем прямого и косвенного вмешательства. Есть ряд преимуществ для этого. В частности, оно направлено на обеспечение занятости на внутреннем рынке, достижение экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности, улучшение платежного баланса и регулирование обменного курса путем воздействия на объем и структуру экспорта и импорта. Такая торговая политика государства включает регулирование объема внешней торговли бюджета и налоговую политику посредством налогов, субсидий, валютного контроля и прямых ограничений на импорт или экспорт.
Любые меры, принятые для ограничения внешней торговли, будут иметь краткосрочный эффект. В долгосрочном периоде, только свободная торговля позволит эффективно распределять экономические ресурсы. По этой причине многие экономисты-специалисты считают, что политика свободной внешней торговли более полезна для улучшения экономики страны и уровня жизни. Причина в том, что они считают, что либерализация, а не ограничение внешней торговли, позволит более эффективно использовать экономические ресурсы .
Однако, хотя свободная торговля может быть выгодной с точки зрения мировой экономики, свободная торговля не всегда может быть выгодной с точки зрения отдельной страны. В каком-то смысле государство должно вмешаться, хотя и частично. Существует более 50 видов ограничений внешней торговли. Некоторые из них направлены на обогащение государственной казны, другие нацелены на ограничение импорта в целом, тогда как другие нацелены на ограничение или стимулирование экспорта. На практике используются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Тарифный метод ̶ введение импортных и экспортных пошлин. Ввозные пошлины важны для наполнения государственного бюджета и регулирования потока иностранных товаров на наши внутренние рынки .
Нетарифный метод включает выделение субсидии, квоты, лицензирование и т. д. для экспортеров и производителей. По мнению экспертов, участники международной торговли предпринимают меры по регулированию не тарифов в отношении 18-30% всего мирового импорта .
Недопустимо ограничивать внешнеэкономическую деятельность со всех сторон. В то же время показатели внешнеэкономической деятельности страны может снизиться.
Эффективная внешнеэкономическая деятельность способствует развитию перспективных направлений экспортного потенциала .
За предыдущие 25 лет модель российской экономической политики интенсивными темпами трансформировалась в либеральную, включая внешнеэкономические отношения в торговле. По мере усиления глобализации мировой экономики роль международных торговых отношений стремительно возрастала и обусловила необходимость интеграции российской экономики в систему мирохозяйственных связей . Возник вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет.
Данное решение неоднократно откладывалось, взвешивались все плюсы и минусы, рассматривались возможные последствия для экономики и отечественного производителя. Вопреки расхожести мнений большинства экспертов в целесообразности такого решения 22 августа 2012 года Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию. Вместе с этим у России появилась возможность для отечественных производителей открывать новые рынки: членство в ВТО дало право заключать соглашения о свободной торговле, расширять возможности для экспорта товаров.
Но при всех, казалось бы, плюсах данного процесса, российская экономика в последнее время сталкивается с серьезными вызовами, связанными прежде всего с нарастающей конкуренцией, достаточно низким уровнем технологического развития многих предприятий, что отражается на производительности труда и конкурентоспособности отечественной продукции, в особенности данное негативное явление наблюдается в обрабатывающей отрасли . Продукция отечественной обрабатывающей отрасли находится в условиях острой конкуренции со стороны импортных более экономически привлекательных товаров массового потребления и продукции, обладающей более высокими технологическими преимуществами и зачастую ценовой привлекательностью для потребителя. Поэтому внешняя торговля во многом продолжает работать по схеме обмена сырьевых товаров на продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
По этой причине Россия имеет низкий уровень вовлеченности в глобальные мировые процессы (рейтинг по индексу глобализации KOF – 48 место из 193 стран) . Это характеризует как количественные, так и качественные показатели. С точки зрения мировой экономики Россия продолжает выступать в позиции «донора», и даже отдельные значительные количественные показатели, не приносят в настоящее время значительных результатов, требуя от Правительства Российской Федерации корректировки прогнозов социально-экономического развития страны.
Более того, вводимые зарубежными партнерами, такими как США и Европейский Союз, экономические санкции с 2014 г. в отношении Российской Федерации оказали и продолжают оказывать значительное воздействие на международные торговые и экономические отношения нашей страны с зарубежными партнерами и, следовательно, на объемы внешнеторгового оборота. Все это приводит к сохранению ограничений доступа к мировому рынку капитала для российских компаний и достаточно высокий уровень оттока чистого капитала из России .
1.2. Новации и их роль во внешнеэкономической деятельности
Сегодня скорость технологических изменений, происходящих в мире, растет с поразительной скоростью. Те страны и экономики, которые используют эту «технологическую волну» совершат прорыв далеко вверх. А страны, отставшие от технологического и инновационного развития, рискуют быть потоплены технологической волной.
Именно поэтому многие теоретики и практики изучают влияние современных инноваций на внешнеэкономическую деятельность во всех ее проявлениях. Связь между инновациями и торговлей была отмечена достаточно давно еще классиками политической экономии.
Например, Д. Рикардо высказал фундаментальную идею о том, что торговля стимулирует производительность, и основная причина повышения производительности в результате ведения торговли заключается в сравнительных преимуществах. В представлении Рикардо торговля подобна новой, более совершенной технологии, которая становится доступной одновременно для всех стран, открывающих свои границы, и от которой все получают выгоду в равной степени .
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/(дата обращения: 31.01.2024).
2. Ежегодный сборник "Таможенная служба Российской Федерации"// https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/(дата обращения: 31.01.2024).
3. "Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/(дата обращения: 31.01.2024)
4. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/(дата обращения: 31.01.2024).
5. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"//https://base.garant.ru/71672608/ (дата обращения: 31.01.2024).
6. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N № 289-ФЗ (последняя редакция)https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ // (дата обращения: 31.01.2024).
7. Агапова А. С. Основные принципы внешнеэкономической деятельности и регулирование ее государством//ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ: МОЛОДЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции. В 4-х томах. Том 2. Отв. редактор А.А. Горохов. Курск, 2022. С. 393-398
8. Борзова А. В. Применение информационных технологий на предприятиях внешнеэкономической деятельности// СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 82-84
9. Ермилов И.С., Круглов В.С. Повышение инновационной активности в сфере внешнеэкономической деятельности: современный аспект// - 1 - Инновационная деятельность. 2021. № 3 (58). С. 24-26
10. Журавлева Д. С., Кублин И. М. Некоторые проблемы управления инновационными процессами во внешнеэкономической деятельности// ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Том 1. Часть 1. Юго-Западный государственный университет. курск, 2022. С. 177-179
11. Калин А. С. Сущность внешнеторговой деятельности и ее роль в АПК// ЭКОНОМИКА, БИЗНЕС, ИННОВАЦИИ. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 110-115
12. Карпухина О.М. Некоторые особенности инновационной деятельности в таможенной сфере//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: БУДУЩЕЕ И ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. МАТЕРИАЛЫ XVI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, в 4 частях. Том 3. Москва, 2020. С. 79-85
13. Лихачева, Т. П. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. — Красноярск: Сибирский федеральный университет. — 2019.
14. Передних Л. В. Внешнеэкономическая деятельность и ее роль в устойчивом развитии национальной экономики//ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ. 2018. № 5. С. 137-145
15. Попов, Е. В. Долевая экономика : монография / Е. В. Попов, А. Ю. Веретенникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 405 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-14004-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519851 (дата обращения: 31.01.2024).
16. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 450 с.
17. Радченко В.В. Внешнеторговая деятельность России: современные проблемы и пути решения //Матрица научного познания. 2021. № 12-1. c. 234-240
18. Сенотрусова, С. В. Внешнеэкономическая деятельность организации : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 198 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14556-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520183 (дата обращения: 31.01.2024).
19. Советов, Б. Я. Информационные технологии / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. - М.: Высшая школа, 2019. - 264 c.
20. Сысоева, Г. Ф. Бухгалтерский учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности : учебник для вузов / Г. Ф. Сысоева, И. П. Малецкая, Е. Б. Абдалова ; под редакцией Г. Ф. Сысоевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 309 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15215-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510798 (дата обращения: 31.01.2024).
21. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент: учебник. — Москва: Издательство Юрайт. — 2022.
22. Титова С.Ю., Артеменко Т.В. Меры поддержки внешнеэкономической деятельности в России в разрезе ее субъектов//ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ. Сборник научных статей IV Всероссийской научной конференции. Том Выпуск 4. Под научной редакцией Э.А. Гасанова, О.К. Коробковой, С.М. Пак, О.И. Тишутиной. Отв. редактор С.Н. Солдаткин. Хабаровск, 2023. С. 211-215
23. Товстоношенко В. Н., Глушнёв Е. В. Современное состояние внешнеэкономической деятельности РФ и ее проблемы// СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 205-209
24. Федеральная таможенная служб. Об утверждении Положения о Главном управлении информационных технологий ФТС // URL: http://customs.ru/folder/86278 (дата обращения: 31.01.2024).
25. Шмелева А.И. Инновации таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности// Молодежь и общество: проблемы и перспективы развития [Текст]: материалы ХIII Международной научно-практической конференции студентов, магистров и аспирантов (Ярославль, 25 апреля 2022 г.) / отв. Ред. Н.С. Семенова; Московский финансово-юридический университет МФЮА. – Ярославль : МФЮА, 2023. С. 461-465
26. Чернышов, Ю.Н. Информационные технологии в бизнесе: от теории к практике / Ю.Н. Чернышов. - М.: Радио и связь, 2020. - 192 c.