Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении длительного времени государственная служба в России менялась вместе с обществом. В связи с быстрым и стихийным переходом к новым экономическим и общественным отношениям на ее развитии отражались все сложности и противоречия, которые возникали в стране.
Вместе с этим в условиях такого активного развития всех сфер жизни общества, государства, политики, экономики требуется пристальное внимание и участие органов государственной власти в упорядочении общественных отношений, формировании особого подхода к тем или иным вопросам жизнедеятельности общества и государства.
Учитывая, что государственная служба – это институт, который регулирует и утверждает взаимоотношения между государством и лицами, замещающими должности государственной службы, именно хорошо отлаженная государственная служба выступает основной гарантией устойчивости и главное условие эффективности механизма государства.
Принимая это во внимание, нельзя не отметить положительную составляющую идеи систематизации государственных должностей, который выступает в виде акта четко структурирующего и систематизирующего должности государственных служащих.
Актуальность выбранной тематики является бесспорной ввиду активной динамики формирования и совершенствования государственной службы в России и поиска идеальной модели эффективной системы управления. Реформирование института государственной службы и формирование четкой кадровой системы является одним из приоритетных направлений государственного строительства, поскольку позволяет повысить эффективность механизма государственного управления.
В настоящее время вопросы определения содержания государственной службы, приведение в соответствие требованиям государства и общества долгое время является предметом исследования российских ученых.
Многие вопросы совершенствования законодательства о государственной службе, вопросы становления института продолжают быть актуальными до сих пор.
Основные направления правовой мысли были отражены в работах таких ученных как C.С. Алексеева, А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, К.С. Вельского, A.B. Воронкова, Б.Н. Габричидзе, A.A. Гришковца, A.B. Демина, А.И. Елистратовой, A.A. Кармолицкого, В.А. Козбаненко, Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, B.C. Нерсесянца, А.Ф. Ноздрачева, Д.М. Овсянко, Л.А. Окуньковой, И.Н. Пахомова, Г.И. Петрова, Л.Л. Попова, C.B. Привалова, Ю.Н. Старилова, С.С. Студеникина, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Фаянса, В.А. Четвернина, Л.А. Чикановой, Б.Н. Чичерина и других авторов.
Целью настоящей работы выступает освещение такого важного элемента государственной службы как реестр государственных должностей, его содержания, сущности и процесса формирования и становления в рамках реформы государственной службы.
Основными задачами настоящего исследования, которые исследователь ставит перед собой:
1. Показать развитие такого элемента государственной службы как реестр государственных должностей в разрезе административной реформы государственной службы.
2. Раскрыть сущность и содержание реестра государственных должностей.
3. Раскрыть виды государственных должностей.
4. Выделить признаки реестра государственной службы и показать его значение для государственной службы.
Объектом исследования выступает государственная должность как институт и элемент государственной службы.
Предметом настоящего исследования является реестр государственных должностей, как правовой акт, действующий во времени и меняющийся с административной реформой государственной службы.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1. История становления и развития реестра государственных должностей в России
Проблема совершенствования государственной службы становится одной из приоритетных направлений на протяжении длительного периода существование данного института. Учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим направлением совершенствования системы государственного управления.
Поскольку государственная должность не существует в отрыве от государственной службы, мы будем рассматривать развитие реестра государственных должностей во взаимосвязи с реформой государственной службы.
При Иване Грозном произошло формирование относительно самостоятельной административной (аппаратной) власти в России. В это время механизм центральных органов государственного управления эволюционировал из дворцово-вотчинного, ведавшего делами княжеских владений, в общегосударственный, охвативший всю территорию страны. В центральных органах появились первые общероссийские административные управленческие учреждения - приказы, которые стали курировать отдельные отрасли управления или порученные им территории. Приказная система была для своей эпохи достаточно гибкой, эффективной и одновременно простой и удобной. Именно вокруг приказной работы и складывается гражданская служба как отрасль государственной службы.
Следующим этапом в развитии российской государственной (гражданской) службы было время царствования Петра I, который принял знаменитую «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» (1722 г.). Слово «статский» немецкого происхождения и означает «гражданский». По этому документу все государственные работники делились на три чина: воинские, статские и придворные, а также на 14 классов или рангов. Если прежде основным критерием служебной годности и продвижения по службе была знатность происхождения, то теперь на первое место были поставлены личные способности, образование и заслуги. «Табель о рангах» использовалась в качестве руководства вплоть до октября 1917 г.
Характерной особенностью формирования российской бюрократии в царское время было то, что она имела ярко выраженный сословный характер: значительная часть чиновников были дворянами или становились таковыми в результате государственной службы, получая вместе с должностями определенного класса личное, а затем и потомственное дворянство.
Отличительной чертой советских органов власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Для формирования государственного аппарата был использован принцип номенклатуры (лат. роспись имен), под которой понимали перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях. Кандидатуры на эти должности предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались комитетами КПСС (от райкома (горкома) до ЦК партии).
Здесь следует отметить, что реформа государственной службы – это долгий непрерывный процесс. О необходимости реформы государственной службы и основных направлений ее развития неоднократно указывалось в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
В виду того что программа развития государственной службы составлялась на определенные период и для каждого периода разрабатывался план, ставились цели и задачи все реформу государственной службы можно выделить подразделить на несколько этапов.
Первый этап реформ проходил в 1992-1993 гг. основополагающей целью которого, выступало создание эффективной государственной службы, формирование единообразной государственной политики в области кадрового обеспечения политической и экономической реформ, а также создание системной организации, в полномочия которой входили разработка и осуществление организованной политики в области государственного управления и государственной службы, которой было дано название Роскадры. Результатом первого этапа реформирования государственной службы стало принятие важных нормативно-правовых актов направленных на формирование государственной службы как института; закрепление необходимости профессионального повышения государственных служащих; в связи с чем было предусмотрено направление материальных и иных ресурсов на ее содержание и развитие.
На данном этапе отчетливо прослеживается потребность государ
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
3.Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. № 104. 31.05.2003.
4. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2007. № 10. Ст. 1152.
5. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
6. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 31.07.1995. № 31. Ст. 2990.
7. Закон Саратовской области от 30 марта 2007 года № 51-ЗСО «О государственных должностях Саратовской области» (в ред. от 22.03.2018 г.) // Собрание законодательства Саратовской области. 2007. № 22.
8. Закон Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 (ред. от 04.07.2017) «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 29.09.2005. № 9.
9. Указ Президента РФ от 04.04.1992 № 361(с изм. от 16.11.1992) «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (утратил силу) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 23.04.1992. № 17. Ст. 923.
10. Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2267 (ред. от 09.08.1995, с изм. от 26.02.1997) «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» (утратил силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.12.1993. № 52. Ст. 5073.
11. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 15.05.2018) «О государственных должностях Российской Федерации» // Российская газета. № 11-12. 17.01.1995.
12. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 33 (ред. от 26.11.2001, с изм. от 11.10.2004) «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. Ст. 174.
13. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 10.02.2018) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.08.2017) // Собрание законодательства РФ. 02.01.2006. № 1. Ст. 118.
14. Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 (ред. от 10.08.2012) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» // Собрание законодательства РФ. 16.03.2009. № 11. Ст. 1277.
15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 06.03.1997 «Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. № 47. 07.03.1997.
16. Указ Мэра Москвы от 31.03.2005 № 20-УМ (ред. от 19.04.2017) «О Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 22. 13.04.2005.
17. Приказ Министра обороны РФ от 27.03.2001 № 130 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Перечня воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, постоянно работающих на аэродромах, полигонах, технических и стартовых позициях по непосредственному обслуживанию летательных аппаратов и обеспечению их полетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2001 № 2660) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 17. 23.04.2001.
Судебная практика
18. Постановление Конституционного суда РФ от 15.11.2012 № 26-П По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края // Собрание законодательства РФ. № 48. 26.11.2012. Ст.6744.
Литература
22. Зульфугарзаде Т.Э. Реестры и должности государственной гражданской службы РФ // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. С. 242 – 246.
23. Современные кадровые технологии в органах власти: монография (под общ. ред. С.Е. Прокофьева, А.М. Беляева, С.Г. Еремина). – «Юстицинформ», 2015. – с.176.