Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Поскольку конкуренция в индустрии туризма становится все более острой, устойчивость и конкурентоспособность туристической экономики внутри зоны постепенно привлекают внимание людей. С развитием общества туризм стал одной из самых сильных и крупнейших отраслей мировой экономики, и развитие туризма играет важную роль в развитии национальной экономики.
Конкурентоспособность туристического сектора в каждой стране определяет силу этой деятельности, ее способность привлекать потоки посетителей и, в конечном итоге, ее способность генерировать богатство. Поэтому, сейчас более чем когда-либо, степень конкурентоспособности различных стран будет иметь ключевое значение для восстановления туристической индустрии.
Конкурентоспособность туристических направлений, отражающую общие характеристики, следует рассматривать как диверсифицированную, чтобы заметить отличительную перспективу между деловой средой и конкурентными преимуществами. Критика некоторой предшествующей традиционной литературы связана с отсутствием строгого процесса определения структуры и атрибутов элементов измерения деловой среды и конкурентных преимуществ дестинации. Имеющаяся теоретическая основа и меры, касающиеся деловой среды назначения и конкурентных преимуществ, требуют дальнейшего изучения. Жизненно важные аспекты бизнес-среды дестинации (т. е. динамизм, враждебность, турбулентность, инвестиции, информационные технологии и управление) и конкурентные преимущества дестинации (т. е. защищенность, признание на местном уровне, доступность, разумность, уникальность, поддержка и устойчивость имиджа) были успешно выявлены посредством количественного и эмпирического анализа, что может обеспечить значительную основу для управленческих и политических решений в индустрии туризма.
Теоретическую основу исследования работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории, методологии, оценки и анализа конкурентоспособности предприятия; отдельные положения экономической теории; экономические законы; методы маркетинговых исследований и анализа, а также прогнозирования экономических процессов. Основы оценки конкурентоспособности предприятий рассмотрены в работах А. Смита, Д. Риккардо, И. Ансоффа, Ф. Котлера, А.А. Томпсона, М. Портера, И. Шумпетера, Дж. Кейнса, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Г.Л. Азоева, Ю.И. Коробова, Л.Г. Раменского, Ш.Ш. Магомедова, И.М. Лифица, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю, Юданова и др.
Объектом исследования является туроператор BCD Travel.
Предмет исследования – механизмы оценки и совершенствования конкурентоспособности туристического предприятия.
Цель работы – рассмотреть основные факторы обеспечения конкурентоспособности туристической организации.
Задачи работы:
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность туристической отрасли;
- рассмотреть международный подход через индекс конкурентоспособности путешествий и туризма;
- провести анализ конкурентоспособности туроператора;
- изучить пути повышения конкурентоспособности туристкой организации на основе применения искусственного интеллекта.
Методологию работы составили метод анализа, сравнения, классификации теоретических услуг и метод опроса.
База исследования – компания делового туризма BCD Travel.
Практическая значимость исследования заключается в разработке путей повышения конкурентоспособности туристической организации.
Информационной базой послужили результаты научных исследований российских и зарубежных ученых, а также законодательные акты и постановления Правительства РФ; статистические данные, опубликованные в печати.
Структура курсовой работы может быть описана следующим образом: Введение раскрывает актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассмотрена теоретические аспекты конкурентоспособности туристической фирмы. Вторая глава анализирует применение искусственного интеллекта туроператором BCD TRAVEL для повышения конкурентоспособности на рынке туристических услуг.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ
1.1 Факторы, влияющие на конкурентоспособность туристической отрасли
В конце 1980-х годов зарубежные учёные ввели в исследования туризма понятие «конкурентоспособность», а затем ВЭФ (Всемирный экономический форум) и IMD (Международный институт развития менеджмента) разработали международную систему индексов оценки конкурентоспособности туризма.
После этого Майкл Портер создал ромбовидную модель анализа конкурентоспособности, которая обеспечила конкретное теоретическое и практическое руководство для исследования конкурентоспособности туризма. С тех пор система индексов и метод измерения конкурентоспособности туристических дестинаций стали ключевым направлением исследований. Вдохновленные моделью ромба, ученые собрали эмпирические данные, построив различные модели оценки конкурентоспособности. Рассмотрение и построение структуры факторов, влияющих на конкурентоспособность туризма, также перешли от одного туристического ресурса, рыночного спроса и региональной среды к богатому разнообразию.
С распространением информационных технологий в XXI веке человеческие ресурсы, технологии и политика управления стали важными факторами, влияющими на конкурентоспособность туризма. Что касается методов исследования, то в качестве мер зарубежными учеными часто используются статистический анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, регрессионное моделирование и моделирование структурными уравнениями.
Что касается стратегий продвижения, в существующей литературе выдвигаются предложения с разных точек зрения. Например, с точки зрения правительства предлагается, чтобы политики разработали комплексную политику в области туризма, уделив особое внимание развитию продуктов и услуг, национальному брендингу и развитию малого и среднего бизнеса, уделили внимание политике ценообразования на путешествия, а также создать благоприятную предпринимательскую среду для предпринимателей.
С точки зрения маркетинга маркетинговым организациям рекомендуется адаптировать свои маркетинговые стратегии к различным сегментам рынка. С точки зрения устойчивого развития предлагается, чтобы при планировании туризма использовался более коллективный и дальновидный подход, основанный на ряде руководящих принципов.
С точки зрения инноваций утверждается, что сотрудничество, масштаб предприятий и рыночная конкуренция способствуют улучшению инновационных способностей туристических предприятий и дальнейшему повышению конкурентоспособности туризма. Существует необходимость дальнейших исследований влияния разработки стратегии на властные отношения и того, как ее последствия влияют на организационную сферу.
В академической литературе описаны многочисленные факторы, влияющие на конкурентоспособность туристической сферы , такие как следующие: основные ресурсы и достопримечательности, культура и историко-художественное наследие, география, климат или планирование культурных или развлекательных мероприятий, доступность туристических направлений, транспортная и гостиничная инфраструктура, услуги для туристов, готовность политических властей реализовать стратегию развития туризма, стратегическое управление дестинацией, человеческие ресурсы, качество обслуживания, маркетинговая
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с. – Текст : непосредственный.
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с. – Текст : непосредственный.
3. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с. – Текст : непосредственный.
4. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с. – Текст : непосредственный.
5. Златарева, Н. Д. Инструменты анализа конкурентоспособности туристического предприятия / Н. Д. Златарева // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 484-487.
6. Кумова, Д.М. Использование платформ на базе искусственного интеллекта в сфере туризма / Д. М. Кумова // Сервис в России и за рубежом. -2021.- Т.15. -№3. - С. 18–26. – Текст : непосредственный.
7. Матвеева, Н.Ю. Технологии создания и применения чат-ботов / Н. Ю. Матвеева // Научные записки молодых исследователей. – 2018. – №1. – С. 28-30. – Текст : непосредственный.
8. Муминова, С. Р. Искусственный интеллект как основа инновационного управления в туризме / С. Р. Муминова // Актуальные вопросы государственного, муниципального и корпоративного управления в сфере услуг. – Т. 16. - № 2. – 2022. - С. 94–100. – Текст : непосредственный.
9. Остроух, А.В. Системы искусственного интеллекта: монография / А. В. Остроух. – Санкт-Петербург: Лань. – 2019. – 228 с. – Текст : непосредственный.
10. Синаторов, С.В. Информационные технологии: учебное пособие / С. В. Синаторов. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2021. - 448 с. – Текст : непосредственный.
11. Стахова, Л. В. Основы туризма : учебник для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. С. 78. – Текст : непосредственный.
12. Шитов, В.Н. Информационные технологии в туристической индустрии: учебное пособие / В. Н. Шитов. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 416 с. – Текст : непосредственный.
Интернет-ресурсы
13. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
14. BCD TV: Будущее искусственного интеллекта в деловых поездках [Электронный ресурс] / URL. - https://www.bcdtravel.com/video/bcd-tv-the-future-of-artificial-intelligence-in-business-travel/ (дата обращения 16.11.2023).