Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Решение проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их социальной адаптации является неотъемлемой частью дальнейшего развития современной России, именно поэтому автор предполагает рассмотреть проблематику данного вопроса в курсовой работе.
Объектом исследования являются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования является государственная социальная плотики в отношении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель данной работы автор видит в рассмотрении нормативной базы и институтов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи курсовой работы:
Изучить отношение к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в рамках социальной политики государства;
Изучить современную нормативно-правовую и научную литературу по данному вопросу;
Провести статистический обзор по проблематике исследования;
Привести примеры практической реализации государственной социальной политики.
В первой части научно-практической работы автор рассмотрит основные определения, необходимые для понимания проблематики заявленной темы, принципы государственной социальной политики и нормативно-правовую базу РФ.
Во второй части исследования автор обратиться к статистическому материалу по проблематике работы. Также будут изучены практические примеры применения инновационных методой социальной работы (Вологодского детского дома имени В. А. Гаврилина, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга»).
Основными использованными источниками, на которые автор будет опираться, являются следующие: федеральные законы РФ, информация и статистика сайта Минобрнауки, статьи и монографии ученых И.Г.Зайнышевым и Е.И.Холостовой, исследователей В.А.Варывдина и И.П.Клемантович и других специалистов, занимающихся вопросами социальной работы с детьми-сиротами.
Глава I. Институт социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной политики государства
Дети-сироты являются особенной категорией граждан, которая безусловно нуждается во всесторонней социальной помощи и поддержке, ведь дети являются будущим любого общества, и они представляют наиболее уязвимую категорию граждан.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Есть также обозначенная в федеральном законе следующая категория, не менее уязвимая: дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Данные категории очень схожи и подход к решению социальных проблем, возникающих у таких детей, нужно вырабатывать в комплексе.
Дети, не достигшие возраста 18-ти лет, оставшиеся без попечения родителей и без их опеки по различным причинам социального характера именуются детьми - сиротами. Зачастую в тех случаях, если родители не осуществляют поддержку ребенку и не занимаются его воспитанием, государство лишает этих людей родительских прав и далее дети сироты воспитываются в приютах, интернатах и детских домах, до периода совершеннолетия
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу особенностей и условий их психологического развития и воспитания в специализированных учреждениях зачастую возникают проблемы с социализацией и взаимодействием с окружающими.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. — М., 2005. — С. 47 — 49.
2. Горева С. В. Стратегия интенсивной реабилитации дезадаптированных подростков на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних [Текст] / С. В. Горева // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2004. – № 3. – С. 25–29.
3. Донина О.И., Вагина Е.Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал) Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр» Ульяновск, Том: 8 №4. 2011. – 38 с.
4. Касимова А.О. Содержание социальной работы по адаптации детей-сирот в социуме // Актуальные вопросы социальной работы с различными группами
населения. Материалы III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 09 декабря 2015 года. Сб. Кировская государственная медицинская академия. - Киров, 2015. - 368 с.
5. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальный сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. 2-е изд. и доп. – СПб: Санкт-петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2009. – 474с.
6. Костенко К. Общие и частные технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. (http://journals.gisap.eu/index.php/Psychology/article/view/1519)
7. Макеева И.А. Потенциал музейной педагогики в социализации детей-сирот // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки), C. 50-52.
8. Роль родительской компетенции в воспитании приемных детей. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. http://cdc.minobr.ru/2016/07/rol-roditelskoy-kompetensie/
9. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально- правовые проблемы. — М., 2004. — С. 46.
10. Социальная работа с детьми и подростками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. Л. Кокоренко, Н. Ю. Кучукова, И. Ю. Маргошина— М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 3 с
a. Статистика детских домов и сирот в России. 18.09.2017 (https://www.kommersant.ru/doc/3414174)
11. Степанов Н.С. Педагогические аспекты социализации детей-сирот в условиях сельской патронатной семьи // «Народное образование. Педагогика» https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-sotsializatsii-detey-sirot-v-usloviyah-selskoy-patronatnoy-semi
12. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – 40 с.
13. Указ Президента РФ от 06.09.1993 N 1338 (ред. от 14.01.2000) "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав (http://base.garant.ru/3975302/)
14. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/)
15. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 7-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 797 с.
16. Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга http://www.cspsd-cr-spb.ru/index.php/features