Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность аптечной сети интегрирует все технические, экономические, управленческие и другие аспекты деятельности организации. Комплексная диагностика внешних и внутренних факторов товарной и организационной конкурентоспособности позволяет выявить конкурентные преимущества вашей организации и сформировать комбинацию инноваций и рационализаторства для их достижения. В совокупности внедрение этой диагностики повысит конкурентоспособность каждого продукта на каждом рынке и всей организации в целом. Повышение конкурентоспособности аптечных организаций повысит качество прибыли для общества (за счет налогообложения) и жизнеобеспечения самой организации.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях вопросы конкурентоспособности приобретают значимость. Большую роль в этом играют конкурентные преимущества – те особенности ритейл аптеки, которые дают ей превосходство над конкурентами. Проблема конкурентоспособности аптек является одной из актуальных проблем современной экономики. По мнению Емельяненко И.С., конкурентоспособность предприятия «показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных аптек по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности производственной деятельности» [6, с. 9].
Объект исследования – ООО «Ригла». Предмет исследования – система факторов, определяющих особенности конкурентоспособности фармацевтических организаций.
Цель работы - рассмотреть основные факторы повышения конкурентоспособности фармацевтических организаций.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие, цели, задачи конкурентоспособности фармацевтических организаций.
2) Описать факторы конкурентоспособности фармацевтических организаций.
3) Привести общие сведения об организации.
4) Провести анализ конкурентоспособности.
В ходе написания курсовой работы используются следующие методы исследования: сбор, анализ литературных источников по исследуемой теме и обработка информации.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию системы конкурентоспособности предприятия, в частности использовались работы следующих авторов: Беззубова Е. Н., Головачев А.С., Добрикова Т. С., Баутина О.Е., Емельяненко И.С. и др.
Эмпирическая основа работы – сведения и материалы, полученные в аптеке ООО «Ригла».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Понятие, цели, задачи конкурентоспособности фармацевтических организаций
Конкурентоспособность-это термин, значение которого можно понять только при объективном сравнении основных факторов с аналогичными факторами, принимаемыми за основу. Конкурентоспособность может меняться в связи с изменением различных внешних факторов: условий реализации, спроса и предложения по конкретному продукту (сервису), соответствия нормативным требованиям страны [2; 12].
Развитие содержательной базы понятия «конкурентоспособность» сильно схоже с эволюцией взглядов на конкуренцию, что особенно проявляется в результате изучения работ позднего периода XIX–XX вв. (таблица 1).
В условия современного финансово-экономического рынка крайне важно постоянно разрабатывать новые способы повышения уровня конкурентоспособности.
Таблица 1 – Понятие конкурентоспособность
Автор Терминология
Э. Чемберлин и Д ж. Робинсон Конкурентоспособность это не только способность бороться с конкурентами, но и обходить противостояние с ними с помощью развития новых рынков дифференцированной продукции
Г. Долинский и И. Соловьев Конкурентоспособность продукции определяется с помощью совокупности определенных свойств, которые интересны для покупателя и удовлетворяют его определенные потребности.
П. Завьялов Основными параметрами, определяющими уровень конкурентоспособности, являются относительность и многослойность. Конкурентоспособность определяется, исходя из результатов сравнения, как предприятий, так и продуктов
И. Фаминский Многовариантность, приводящая к тому, что ряд ученых понимает под конкурентоспособностью только определенные технические характеристики продукции или предприятия. Относительность, проявляющаяся в том, что конкурирующая на одном рынке продукция будет совсем неконкурентоспособна на другом.
В результате исследования определений «конкурентоспособности» было определено, что некоторыми авторами используются термины, применяемые в геополитическом контексте.
Чтобы понять свою конкурентоспособность в любой момент времени, фармкомпания должна проанализировать следующие параметры:
знать, сколько конкурентов доступно в выбранном сегменте рынка;
подробно рассмотреть продукцию конкурентов, узнать поставщиков и торговых точек;
изучить категории потенциальных потребителей, их желания и предпочтения;
выяснить, как привлечь контактную аудиторию (имидж компании в глазах общественности оказывает прямое влияние на результаты коммерческой деятельности);
сравнить свои возможности по каждому параметру проведенного анализа с деятельностью конкурентов.
Способность фармацевтических организаций реализовывать и защищать свои конкретные преимущества зависит от успеха противостояния давлению конкурентов, действующих на рынке.
Цель анализа конкурентоспособности фармацевтических организаций: реализовать и защитить свои права в развивающихся условиях. Для этого необходимо выяснить, какие преимущества - внешние и внутренние, с точки зрения конкуренции может достичь компания.
В условиях жесткой конкуренции между производителями основная задача фармацевтических организаций – найти свое место на рынке. Для этого бизнесмен должен учитывать все атрибуты современного рынка.
Эффективность бизнеса и его конкурентоспособность обусловлены способностью эффективно использовать финансовый и трудовой потенциал, достижениями научно-технического прогресса, отдельно рассматриваемыми политическими, технологическими, экологическими и культурными особенностями рынка страны, что определяет актуальность темы статьи.
Проблема конкурентоспособности фармацевтических организаций возникает в рыночных условиях, когда на рынок выходит несколько производителей аналогичной продукции, торговцы должны повышать конкурентоспособность, чтобы закрепиться на рынке и получить доход. В современных условиях проблема повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий приобретает все большее значение.
Экономический подход к повышению конкурентоспособности фармацевтических организаций предполагает два основных аспекта. Во-первых, это максимизация прибыли фармацевтически
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беззубова, Е. Н. Стратегии повышения конкурентоспособности как ключевой фактор успеха предприятия / Е. Н. Беззубова // Транспортное дело России. – 2016. – №2. – С. 70–73
2. Богданов, М. С. Обеспечение конкурентоспособности региональных торговых сетей по продаже продуктов питания: автореф. дис. ... канд. экон. наук / М. С. Богданов. – Санкт-Петербург. – 2019. – 20 с.
3. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации : учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйная школа, 2016. – 320 с.
4. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании: Монография / К.В. Ордов. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. – 224 с.
5. Добрикова Т. С., Баутина О. Е. Конкурентоспособность предприятий хлебопекарной промышленности и направления её повышения на примере Ливенского хлебокомбината филиал ОАО «Орелоблхлеб» в г. Ливны // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 119-122
6. Емельяненко И.С. Маркетинговый аспект управления конкурентоспособностью предприятия розничной торговли: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Инна Сергеевна Емельяненко. – Ростов-на-Дону, 2015. – 26 с.
7. Емельяненко И.С. Повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2016. – С. 72–75.
8. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / В.М. Круглик, А.К. Александров и др.; под общ. ред. В.М. Круглика. – М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание. – 2022. – 285с.
9. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: Учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. – М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание. – 2022. – 184 с.
10. Курбанова А. А. Современное состояние и проблемы развития кредитования малого и среднего бизнеса / А. А. Курбанова // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца. – 2018. – С. 51-56.