Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» и значение экологического образования в развитии личности школьника
«Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному» [21, с. 64].
Сластенин В. А. говорит, что «…воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [5, с. 87].
«Воспитание — это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека» [2, с. 6].
Понятие «экологическое воспитание» имеет давнюю историю. В педагогической литературе неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции природосообразности. Уже в 17 веке в трудах Я.А. Коменского эти идеи находят свое отражение [1]. Он рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года.
Новиков А. М. определяет экологическое воспитание как «…развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе» [4, с. 43].
Экологическое воспитание школьников - это комплекс мер, направленный на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы. Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) дается определение экологического воспитания: «Экологическое воспитание – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде» [23, 5]
Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Современные исследователи А. Н. Захлебный, И.Т. Суравегина считают, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека [15].
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой [4].
Цель экологического воспитания – воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества. Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного, это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социальноэкономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [14].
В результате экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура, основанная на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающих его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.
Экологическое воспитание является ключевым аспектом формирования экологической грамотности и осознанного отношения к окружающей природной среде у школьников. Оно направлено на развитие экологического мышления, компетенций, ценностных ориентаций и привитие ответственного поведения по отношению к окружающей среде.
Значение экологического образования в развитии личности школьника трудно переоценить. В современном мире, где осознание экологических проблем постепенно становится все важнее, школьникам необходимо научиться взаимодействовать с окружающей средой в устойчивом и ответственном режиме.
Экологическое воспитание помогает школьникам понять, что их действия могут иметь серьезные последствия для окружающей природной среды. Они осознают, что каждое решение и выбор, они делают, могут оказывать влияние на биологическое разнообразие, чистоту воды, воздуха и почвы, а также на общественное благо.[8]
Кроме того, экологическое образование способствует формированию у школьников ценностных ориентаций, связанных с уважением к природе. Они учатся ценить и беречь биологическое многообразие, сохранять экосистемы и соблюдать этические принципы во взаимодействии с природой.
Экологическое воспитание рассматривается как многообразное взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природо-социальной средой.
Итогом такого взаимодействия являются процессы социализации личности ученика, то есть адаптация его к требованиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как обладателя экологической культуры. Начинать заниматься экологическим воспитанием стоит с раннего детства в семье и школе.
Педагогам и родителям необходимо заложить основу экологической культуры и развить у детей ответственное отношение к природе.
Дети школьного возраста выражают большой познавательный интерес к миру природы, и он может послужить началом в экологическом воспитании на уроках окружающего мира.
Важным аспектом экологического воспитания является развитие экологического мышления и компетенций у школьников. Они учатся анализировать экологические проблемы, причины и последствия нарушения экологического равновесия, а также разрабатывать пути их решения. Такой подход развивает критическое мышление, способность принимать обоснованные решения и осуществлять экологическую деятельность.
Экологическое воспитание является важной составляющей развития личности школьника и имеет огромное значение для будущего нашей планеты. Оно охватывает большой спектр знаний, навыков и ценностей, связанных с охраной природы, устойчивым использованием ресурсов и отношением к окружающей среде.[14]
Первоначальная цель экологического воспитания заключается в формировании у школьников понимания о том, что они состоят в неразрывной связи с природой и ответственности за её сохранение и улучшение. Здесь важно развивать осознанное отношение к экологическим проблемам, включая изменение климата, загрязнение окружающей среды, утрату биоразнообразия и устойчивое использование ресурсов.
Комплексное экологическое образование предоставляет школьникам возможность узнать о различных аспектах экологической проблематики, начиная от воздействия человека на природу и заканчивая мерами по её защите. Оно также помогает формировать экологическую компетентность и развивать критическое мышление в отношении проблем экологического характера.
Экологическое образование в школе выступает в качестве ключевого инструмента, способствующего формированию экологической культуры и этики. Учащиеся в процессе изучения экологичных тем и принятия участия в экологических проектах развивают ответственность и заботу об окружающей среде. Взаимодействие с живыми существами, растениями и экосистемами помогает им установить гармоничную связь с природой и понять взаимозависимость всех живых организмов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева, И.И. Экологическое воспитание в современной школе. Москва: Просвещение, 2017.
2. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников. // Начальная школа. - 2019. - № 5. 3.
3. Вайсбурд, М.Л. Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах / М.Л. Вайсбурд, С.Н. Толстиков // Народное образование. – 2019. – № 4. – С. 3-10.
4. Голов, В.В. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии. Москва: БИ-Центр, 2019.
5. Дежникова, Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 64 с.
6. Дрейк, О.К. Развивающийся мир и экологические проблемы. / О.К. Дрейк. - М., 2011.
7. Дмитриев, А.А. Экологическое воспитание школьников в условиях лицея. Санкт-Петербург: Лицей, 2014.
8. Ердаков, Л.Н. Экологическое образование (современный этап) / Л.Н. Ердаков, О.Н. Чернышова // Проблемы профессиональнопедагогической подготовки учителя. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - С. 152-164.
9. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 2019 г. - №6
10. Заславский, Ю.Н. Экологическое воспитание и здоровье детей. Москва: Педагогика, 2017.
11. Иванов, В.М. Экологическое воспитание школьников: проблемы и пути решения. Москва: Наука, 2019.
12. Кузнецова, М.И. Организационные аспекты экологического воспитания в школе. Москва: Гуманитарная академия, 2011.
13. Лебедева, Н.О. Экологическое воспитание школьников в семье. Москва: Школьная пресса, 2016.
14. Макаренко, В.А. Методика экологического воспитания школьников. Москва: Педагогика, 2019.
15. Николаева, Т.С. Роль экологического воспитания в формировании экологической культуры школьников. Москва: Флинта, 2019.
16. Орлова, Е.Г. Практика экологического воспитания в школе. Москва: Академия, 2018.
17. Петров, С.В. Развитие экологической культуры школьников через внешкольную деятельность. Москва: Просвещение, 2016.
18. Смирнов, А.А. Экологическое воспитание школьников и его роль в формировании устойчивого развития общества. Москва: Экономика, 2018.
19. Тарасов, Е.С. Экологическое воспитание школьников: теория и практика. Москва: Владос, 2015.
20. Усова, Е.В. Экологическое воспитание в образовательной системе школы. Москва: Просвещение, 2017.
21. Хорошева, В.П. Экологическое воспитание школьников как фактор устойчивого развития общества. Москва: Педагогика, 2011.