Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время, с увеличением темпа жизни, все больше людей испытывают эмоциональные перегрузки и страдают от проявлений синдрома хронической усталости. В процессе постоянного общения с другими людьми специалисты будут испытывать особое психолого-эмоциональное истощение. Прежде всего, чтобы перечислить представителей этих профессий, необходимо назвать экспертов в социальной сфере и тех, чья работа относится к другим областям, определяемым такими профессиями, как «люди-народности».
Именно эти люди, в силу специфики и альтруизма своей деятельности, наиболее подвержены развитию различных психосоматических заболеваний и испытывают стрессовые реакции. Среди этих заболеваний первым является синдром профессионального выгорания, который является негативным последствием из-за специфики работы, выполняемой специалистами в данной области. Хотя общество и страна остро нуждаются в способных сотрудниках для работы в сфере социальных услуг, число экспертов, непосредственно профессионально работающих в этой области, очень невелико.
В то же время многие из них относятся далеко не к самой молодой возрастной категории, что свидетельствует о необходимости разработки комплекса мер, способствующих установлению престижа этой профессии и привлечению новых молодых людей. Однако, даже если план правительства направлен на создание благоприятных финансовых условий и поддержку этих специалистов, привлекательность этого вида занятий по-прежнему очень низка. Еще одной проблемой, с которой сталкиваются представители сферы социальной деятельности, является высокая психолого-эмоциональная нагрузка, которая возникает и накапливается в процессе выполнения прямых трудовых обязанностей. Если в плане финансовой поддержки специалистов, как упоминалось выше, в стране реализован ряд мер, направленных на улучшение финансовой среды, то на самом деле нет мер, направленных на стабилизацию негативных показателей, возникающих в процессе работы, а именно профессионального выгорания. Точнее, мы можем сказать, что есть несколько практических предложений по повышению стрессоустойчивости и развитию эффективных навыков саморегуляции.
Во многих странах профессия социального работника входит в тройку самых престижных в обществе наряду с профессиями врача и юриста. Основная задача сотрудника органов социальной защиты - помогать тем, кто не может сам о себе позаботиться. Однако при этом социальные работники сталкиваются со специфическими стрессорами и часто испытывают профессиональное выгорание.
За рубежом социальная работа обычно осуществляется на трех уровнях. Микроуровень включает в себя прямое сотрудничество с отдельными лицами и семьями, например предоставление индивидуального консультирования (терапии) или поддержка семьи в получении доступа к услугам. Средний уровень включает работу с группами и сообществами, например, проведение групповой терапии или предоставление услуг общественным организациям. Макроуровень включает содействие изменениям в более широком масштабе посредством информационно-просветительской работы, социальной политики, исследований и разработок, управления некоммерческими организациями и государственными службами или сотрудничества с государственными учреждениями.
В России социальные работники осуществляют администрирование и реализацию программ социальной помощи, предоставление общественных услуг и оказывают помощь клиентам для решения их личных и социальных проблем - согласно «Общероссийскому классификатору занятий» ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст; ред. от 18.02.2021). К социальным работникам относятся, например, работники кризисного центра, центра по обслуживанию инвалидов, семейной службы, службы социальной поддержки, социальные работники в сфере социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов и другие. Социальные работники должны обладать рядом компетенций для работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Обучение социальной работе и подготовка кадров по данному направлению в РФ ведется по специализациям основной специальности 39.02.01 «Социальная работа».
Степень разработанности темы исследования. Профессиональное выгорание и его специфика у социальных работников - актуальная тема, по которой на русском языке существует множество популярных и специальных статей, диссертационных исследований и обзоров разных лет. В частности, тема находит отражение в трудах следующих авторов: Авакян Н.В., Головин Н.А., Кокорева Ю.В., Иванова С.В., Долгова О. В., Чердымова Е.И., Терентьева, Т.А. Береснева А.Н., Дерябина В.С., Долгова О.В., Жигулина М. А. и других.
Объект исследования - профилактика профессионального выгорания социальных работников.
Предмет исследования - направления профилактики профессионального выгорания социальных работников.
Цель: определение зависимости профессионального выгорания социальных работников от возраста.
Гипотеза исследования: профессиональное выгорание социальных работников зависит от их возраста.
Задачи:
1. Уточнить понятие профессионального выгорания;
2. Выделить особенности профессионального выгорания социальных работников в зависимости от возраста;
3. Определить ключевые направления профилактики профессионального выгорания социальных работников
Теоретико-методологические основания исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных авторов. Среди отечественных (российских) авторов можно выделить работы таких, как: А.В. Плотников, Л.Г. Почебут, В.А. Чикер и другие. Среди зарубежных исследований для написания курсовой работы были использованы труды по общей теории управления персоналом - П. Коржински, М. Армстронга, Д. ДеЦензо, С. Роббинса и другие.
Эмпирическую базу исследования составили N=315 респондентов: социальные работники Государственного автономного учреждения Саратовской области Комплексный центр социального обслуживания населения Вольского района, в возрасте от 25 до 68 лет. Метод – анкетирование.
Научная новизна исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы для дальнейшего теоретического изучения вопросов возрастного аспекта профессионального выгорания социальных работников.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1. Понятие профессионального выгорания
Аристотель наблюдал влияние социального статуса и профессии человека на качество его жизни. Демокрит подчеркивал влияние внешних и внутренних условий на жизнь и психическое состояние человека. Спиноза говорил о силе эмоциональных состояний влиять на людей и подавлять эмоции человека. На протяжении всей истории такие идеи можно было встретить в философских трудах, и можно сделать вывод, что эта тема всегда была актуальна, только ее название дается по-разному. Анализируя литературу на эту тему, можно сказать, что существует несколько объяснений выгорания. Мы можете встретить такие термины, как «умственное выгорание», «профессиональное выгорание» и профессиональное выгорание, которые являются синонимами одного и того же явления. Люди, работающие в различных сферах коммуникативной деятельности, имеют значительное снижение интереса к работе, открытую склонность к конфликтам, деструктивное поведение и другие вредные привычки. Затем они перерастают в нейродегенеративные или соматические заболевания. Это связано с влиянием профессиональной деятельности и индивидуальной адаптацией к окружающей среде.
Синдром выгорания относится к феноменам личностного дистресса и представляет собой серию негативных психологических переживаний, связанных с длительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, которые имеют высокую эмоциональную насыщенность или когнитивную сложность. Это реакция на постоянный стресс, связанный с межличностным общением.
Феномен выгорания - это психологический феномен, который оказывает негативное влияние на психофизическое здоровье и эффективность специалиста, занятого в социальной сфере. Это явление было обнаружено в 1950-х годах и долгое время считалось болезнью - неизвестной формой вирусной инфекции .
В 1970-х и начале 1980-х некоторые врачи обратили внимание на необъяснимую социальную избирательность нового «вируса»: до 75% пациентов были так называемыми «белыми воротничками» или были членами их семей. Болезнь в большей степени затронула представителей профессий сферы услуг, администраторов различных крупных и мелких фирм. Врачи провели исследование этой проблемы, в результате которого был сделан вывод, показывающий связь между стрессом на работе и перегрузкой специалиста по профессии. Следствием этого стало ухудшение состояния здоровья рабочих .
Понятию синдрома профессионального выгорания уделяется много внимания, поскольку оно отражает психическое состояние человека. Психическое состояние - это «общая характеристика психической деятельности в течение определенного периода времени, демонстрирующая своеобразие психологических процессов, зависящих от отражения объектов и явлений действительности, предшествующих состояний и особенностей личности».
В соответствии с одним из параметров, содержащихся в структуре психического состояния, и продолжительностью одного из его атрибутов они делятся на преходящие (нестабильные), постоянные и хронические состояния. Длительные и хронические психические состояния требуют большого внимания для их преодоления (такие состояния, как хроническая усталость, хронический стресс и т.д., чаще всего связаны с последствиями ежедневного стресса). Профессиональное выгорание поражает специалистов во многих сферах деятельности и часто приводит к профессиональной деформации. Синдром профессионального выгорания является результатом длительного стрессового воздействия окружающей среды умеренной интенсивности на людей в сфере профессиональной деятельности (длительный хронический стресс). По наблюдениям психологов, работники, которые вынуждены вести большие и интенсивные обмены мнениями с людьми, более восприимчивы к этому влиянию. Прежде всего, это менеджеры, руководители и другие представители «профессии помощи и общения». Профессиональное выгорание понимается как выработанный человеком механизм психологической защиты в виде полного или частичного вытеснения эмоций в ответ на воздействие выбранной психической информации. Это приобретенный паттерн эмоционального и профессионального поведения, который позволяет эффективно и экономно использовать энергетические ресурсы. В то же время, когда профессиональное выгорание оказывает негативное влияние на выполнение профессиональной деятельности и взаимоотношения с другими людьми на работе, может возникнуть его дисфункциональная работоспособность.
Профессиональное выгорание можно рассматривать как феномен личностной деформации под воздействием профессиональных стрессоров. В.В. Бойко считает, что «профессиональное выгорание - это механизм психологической защиты, благодаря которому у человека развивается состояние психической травмы в виде полного или частичного вытеснения эмоций. Профессиональное выгорание - это совокупность негативных переживаний, связанных с работой, командой и всей организацией в целом. Как динамичный процесс, оно развивается с течением времени и характеризуется повышением серьезности его результатов.
Как видно из приведенного выше списка симптомов синдрома выгорания, единой точки зрения по этому вопросу не существует. Но факт в том, что она охватывает широкий спектр эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Все эти условия играют огромную роль в адаптации человека к его роду занятий и условиям жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакян, Н.В. Стимулирование трудовой деятельности различных категорий сотрудников / Н.В. Авакян // Российский университет дружбы народов. - 2020. - 15 с.
2. Александрова Н.А., Шарапова Н.В., Шарапова В.М. Влияние социальной политики организации на уровень доходов персонала // Экономика труда. - 2019. - Т. 5. - № 2. - с. 607-618.
3. Артюхова, И.В., Совершенствование системы управления персоналом в рамках развития предприятия / И.В. Артюхова, И.В. Мезенцева // Экономика Крыма. - 2019. - № 1. - с. 396-399.
4. Астраханцева Е.Ю., Кучумов А.В., Печеная Л.Т., Цыганов А.А. Профессиональное выгорание: критерии оценки и способы своевременного предотвращения / Е.Ю. Астраханцева, А.В. Кучумов, Л.Т. Печеная, А.А. Цыганов // Социально-трудовые исследования. - 2023. - 51(2). - с. 141-151.
5. Белашева, И.В. Эмоциональная компетентность и проблема эмоционального выгорания у сотрудников организации / И.В. Белашева, М.Л. Есаян // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 4. - С. 329-333.
6. Берг, О. Мотивация на «ура» / О.Берг // Кадровый вопрос. - 2019. - №8. - с. 64
7. Береснева, А.Н. Эмоциональное выгорание социальных работников: теоретико-исторический аспект / А.Н. Береснева // Вестник магистратуры. - 2020. - № 3. - С. 64-66.
8. Боцоева, А. В. Выученная беспомощность, профессиональные страхи и профессиональная отчужденность как детерминанты профессионального и эмоционального выгорания преподавателя / А. В. Боцоева, О. В. Диривянкина, Л. А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - с. 317-319.
9. Булгаков И.А. Современные направления изучения феномена эмоционального выгорания / И.А. Булгаков // Современная зарубежная психология. - 2023. - Том 12. - № 2. - с. 94-103.
10. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И.Р., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании // Лидерство и менеджмент. - 2020. - Т. 6. - № 4. - с. 425-436.
11. Гофман, О.О., Водопьянова, Н.Е., Джумагулова, А.Ф., Никифоров, Г.С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор /О.О. Гофман, Н.Е. Водопьянова, А.Ф. Джумагулова, Г.С. Никифоров// Организационная психология. - 2023. - Т. 13. - № 1. - с. 117-144.
12. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции: о психологии, психопатологии и физиологии эмоций. Опыт изложения с психофизиологической точки зрения. / В.С. Дерябин. - Москва: Ленанд, 2021. - 222 с.
13. Долгова, О. В. Эмоциональная устойчивость личности как фактор успешности в профессии / О. В. Долгова // Молодой ученый. - 2022. - № 27 (422). - с. 130-131.
14. Емельянова, М. Ф. Основные подходы к пониманию эмоциональной устойчивости / М. Ф. Емельянова, Т. А. Филь // Мир науки. Педагогика и психология. - 2023. - Т. 11. - № 2. - с. 23-27.
15. Жигулина, М. А. Профессиональное выгорание как объект исследования в психологической науке / М. А. Жигулина, А. Н. Кононов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2021. - Т. 35. - с. 29-44.
16. Иванова С.В. «Как найти своих людей. Искусство подбора и оценки персонала для руководителя» - Альпина Паблишер, 2020 - 208с.
17. Каймакова, Ю. А. Синдром выгорания у руководителей и его влияние на профессиональную деятельность / Ю. А. Каймакова // Молодой ученый. - 2020. - № 40 (330). - с. 199-202.
18. Камнев А.Н., Михайлова Т.А., Шилина И.Б. Эмоциональное выгорание и стресс у социальных работников / А.Н. Камнев, Т.А. Михайлова, И.Б. Шилина // Современная зарубежная психология. 2023. - Том 12. - № 4. - с. 145-156.
19. Кардашов, В.В. Мотивация персонала: теория и практика / В.В. Кардашов // Человек и труд. 2019. - № 10. - с. 47-48
20. Катунин, А. П. Эмоциональное выгорание: сущность и содержание / А. П. Катунин, Д. В. Бутынко // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - с. 399-401.
21. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когтин // Основы экономики, управления и права. - 2019. - № 4 (19). - с. 80-83.
22. Кокорева, Ю. В. Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики / Ю. В. Кокорева // Молодой ученый. - 2020. - № 41 (331). - с. 165-166.
23. Котовская, С. В. Особенности формирования фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля в зависимости от стажа профессиональной деятельности / С. В. Котовская // Международный журнал медицины и психологии. - 2021. - Т. 4. - № 6. - с. 98-103.
24. Малышева, Е. К. Синдром эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и практические рекомендации по его профилактике / Е. К. Малышева // Молодой ученый. - 2022. - № 48 (443). - с. 494-496.
25. Мисбахов, А.А. Психологические причины развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности / А.А. Мисбахов, М.И. Рахимов, А.З. Шамгуллин // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68. - с. 293-297.
26. Михайлова Т.А. Факторы развития у специалистов по социальной работе синдрома профессионального выгорания /Т.А. Михайлова // Социальные отношения. 2020. - № 3(34). - с. 58-67.
27. Мурзакова, С. Г. Эмоциональное выгорание как мотивационный фактор смены профессиональной деятельности / С. Г. Мурзакова // Молодой ученый. - 2019. - № 46 (284). - с. 391-393.
28. Мычка, С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. - с. 74-77.
29. Неруш Т.Г., Неруш А.А. Проблема профессионального выгорания в контексте цифровизации и цифровой трансформации, пандемии и удаленной работы / Т.Г. Неруш, А.А. Неруш // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. - Т. 9. - № 5А. - с. 89-97.
30. Новоселова Л.Ф. Выявление и профилактика профессионального выгорания у специалистов по социальной работе / Л.Ф. Новоселова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2023. - № 2 (59). - С. 41-47.
31. Петров, М.Е. Феномен эмоционального выгорания: теоретический аспект / М.Е. Петрова // Постулат. - 2021. - № 10. - С. 72.
32. Плотникова, В. А. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования / В. А. Плотникова, Н. М. Бурыкина // Молодой ученый. - 2022. - № 25 (420). - с. 54-56.
33. Плотникова, В. А. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования / В. А. Плотникова, Н. М. Бурыкина // Молодой ученый. - 2022. - № 25 (420). - с. 54-56.
34. Редькина, Н.В. Методики оценки уровня психологического климата коллектива / Н.В. Редькина // Образовательный журнал NS Port. - Выпуск от 08.10.2020. - 19 с.
35. Рыбас, Е. С. Эмоциональное выгорание специалистов, работающих с детьми с ОВЗ / Е. С. Рыбас // Молодой ученый. - 2020. - № 51 (341). - с. 343-346.
36. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с.
37. Тарасова Е.М. Показатели профессионального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций с разным стажем работы / Е.М. Тарасова // Человеческий капитал. - 2023. - № 5(173). - с. 348-355.
38. Терентьева, Т. А. Профессиональное выгорание сотрудников в современных организациях / Т. А. Терентьева // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - с. 147-150.
39. Тимофеева М.Г. Профессиональное выгорание у социальных работников /М.Г. Тимофеева // Вестник СВФУ. Серия. «Психологические науки». 2023. - № 1(29). - с. 64-71.
40. Федорцова С.С. Исследование синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп / С.С. Федорцова, О.В. Грищенко, Д.В. Стаханов // Международный научно-исследовательский журнал.- 2022. - №7 (121).- URL: https://research-journal.org/archive/7-121-2022-july/study-of-emotional-burnout-syndrome-in-representatives-of-various-professional-groups (дата обращения: 21.02.2024).
41. Штрикова Д.Б. Факторы женской профессиональной ментальности / Д.Б. Штрикова // Организационная психология. 2022. - Т. 12. - № 2. - с. 127-144.