Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические аспекты возбуждения исполнительного производства, как одной из стадий исполнительного производства
1.1 Общие положения, классификация стадий исполнительного производства
В правовом государстве и в системе его права большую роль играет институт исполнения судебных решений. Известный философ Аристотель в свое время отмечал, что «не было бы никакой пользы в правосудии, если бы судебное решение не приводилось в исполнение» .
Принцип обязательного исполнения судебных решений нашел отражение в законодательстве Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» , решения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Однако закон не устанавливает срок для исполнения решения суда. Предполагается, что решение суда должно быть исполнено в разумный срок, иначе судебное решение будет исполнены в принудительном порядке (в порядке исполнительного производства).
Современную концепцию исполнительного производства, центральным положением которой является идея выделения исполнительного производства в самостоятельную отрасль права, поддерживают и развивают в настоящее время целый ряд современных ученых-процессуалистов. В самом общем виде исполнительное производство представляет собой систему правовых норм, регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов.
Исполнительное производство является принудительной формой реализации судебных и иных актов. Принудительное осуществление требований взыскателя и обязанностей должника – неотъемлемая часть юрисдикционной деятельности по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Исполнительное производство в соответствии с федеральным законодательством представляет собой особую сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти, призванную обеспечивать принудительное исполнение актов различных юрисдикционных органов. В настоящее время организационно оно выведено из сферы действия органов судебной власти и отнесено к органам исполнительной власти .
Современное исполнительное производство несколько раз подвергалось серьезным реформам. Его развитие продолжается и по сегодняшний день. Сегодня существует ряд проблем в исполнительном производстве, решение которых стоит на повестке дня у федерального законодателя и научного сообщества.
В первую очередь необходимо сказать, что сегодня в доктрине существует проблема определения места исполнительного производства в системе российского права. А.Т. Боннер считает, что исполнительное производство является завершающей стадией в гражданском судопроизводстве, поскольку на этой стадии в полном объеме восстанавливаются нарушенные права и свободы человека и гражданина . Однако данная позиция не соответствует действующему законодательству, согласно которого в порядке исполнительного производства принудительно исполняются не только судебные решения по гражданским делам, но и иные акты (например, постановление о назначении административного наказания, исполнительная надпись нотариуса). Кроме того, в исполнительном производстве суд не является главным субъектом, в то время как в гражданских процессуальных отношениях его участие является обязательным.
Иную позицию занимают представители административно-правовой концепции, отмечающие, что исполнительное производство – это институт административно-процессуального права, регулирующий административную деятельность по принудительному исполнению судебных и иных актов . В целях обоснования своей позиции они указывает на то, что исполнительное производство осуществляется органом государственного управления – Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации (далее – ФССП), являющейся субъектом административного права. Кроме того, за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя к должнику применяется специальная административно-правовая мера в форме исполнительского сбора. Однако исполнительное производство в основном регулируется законодательными актами, тогда как источником регулирования административной деятельности выступает административный регламент.
По мнению Е.В. Епифановой и А.А. Костина, исполнительное производство – это правоотношения по принудительному исполнению судебных и иных актов, являющиеся предметом правового регулирования исполнительного права, которое является самостоятельной отраслью права .
По мнению В. В. Яркова, для определения исполнительного производства необходимо исходить из фактических и правовых отношений, определяющих необходимость данного законодательства. Важным моментом здесь является то, что свойство исполнительности, или, точнее, возможности исполнения, присуще практически всем актам гражданской юрисдикции. Ряд экспертов считают, что нет необходимости обеспечивать исполнение законодательных решений или решений, касающихся заявлений о признании. В. В. Ярков утверждает, что любое судебное решение, независимо от его места в классификации, исполняется в той или иной форме, которая может подлежать или не охватываться исполнительным производством .
Процедура исполнительного производства включает в себя несколько этапов.
Первый этап исполнительного производства включает в себя: подачу и регистрацию исполнительного документа. На этой стадии решается вопрос о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ об исполнительном производстве»). Следует также отметить, что согласно п. 12 ст. 30 ФЗ об исполнительном производстве должнику предоставляется срок в пять дней со дня получения решения о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения исполнительного производства. Если предписание судебного пристава проигнорировано, начинается следующий этап исполнительного производства.
Второй этап включает принудительные меры в виде ограничения отдельных прав физических и юридических лиц (например, принятие постановления о запрете выезда за пределы РФ); применяются меры воздействия, направленные на перемещение денежных средств и конфискацию имущества должника в целях побуждения должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Завершающей стадии исполнительного производства решаются такие вопросы, как прекращение исполнительного производства в связи с соблюдением требований, содержащихся в исполнительном листе, либо прекращение исполнительного производства и возвращение исполнительного документа взыскателю. Необходимо подчеркнуть, что действия судебных приставов носят процессуальный характер. Поэтому при введении ограничений необходимо принимать соответствующие постановления .
Таким образом, основополагающим этапом совершения сторонами отдельных процессуальных действий является этап возбуждения исполнительного производства. На этом этапе формулируются определенные цели и задачи, которые затем в большей части реализуются должником и судебным приставом на основании соответствующих нормативных документов. Своевременное исполнение судебных решений и актов органов государственной власти должно осуществляться лицами, уполномоченными на это в соответствии с законом. Их основной задачей на стадии возбуждения исполнительного производства является подготовка к осуществлению мер принудительного исполнения и их последующее исполнение.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
9. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1991. – № 1. – Ст. 1.
10. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3590.
11. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
12. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 (ред. от 28.05.2019) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2006. – № 8.
13. Приказ ФССП РФ от 15.05.2009 № 195 «Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/1357254/?ysclid=lsrusfp6da371726886.
14. Багиров Р.С. Концепция гражданского общества и государства в «политике» Аристотеля // Правовое регулирование: исторический, теоретический и практический аспекты: Материалы всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых (7-8 апреля 2011 года). – Владимир: ВГГУ, 2011. – С. 7-8.
15. Боннер А.Т. Исполнительное производство: отрасль российского права или стадия процесса? // Законодательство. – 2004. – № 8. – С. 64-75.
16. Величко М.О. Реализация процессуальных действий в рамках начальной стадии исполнительного производства – возбуждение исполнительного производства // Студенческие научные исследования: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 марта 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 133-135.
17. Епифанова Е.В., Костин А.А. Проблемы исполнительного производства в Российской Федерации // Очерки новейшей камералистики. – 2023. – № 1. – С. 6-10.
18. Исполнительное производство: Учебник / Под общ. ред. проф. В.В. Яркова. – М.: Статут, 2020. − 576 с.
19. Валеев Д.Х. Исполнительное производство: Учебник для вузов. − СПб.: Питер, 2010. − 431 с.
20. Лесников П.В. Исполнительное производство как стадия гражданского процесса // Вестник науки. – 2023. – Т. 1, № 12(69). – С. 341-345.
21. Плеснякова В.Н., Штукатуров С.А. Основные этапы процесса исполнительного производства // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы: сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции, Курск, 24 марта 2022 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 174-178.
22. Чевордаев Д.О. Понятие и значение стадии исполнительного производства // Интернаука. – 2023. – № 11-4(281). – С. 19-22.