Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночной конкуренции каждое предприятие ставит перед собой цель укрепить и улучшить свою конкурентную позицию. Для этого большинство предприятий стремится к победе над конкурентами и прилагает постоянные усилия менеджмента в реализации эффективной стратегии развития.
В связи с мировыми кризисными процессами проблема обеспечения стабильной конкурентоспособности становится особенно важной из-за увеличения нестабильности внешней среды и недостаточной научной и методической разработки многих аспектов создания и использования конкурентных преимуществ предприятий.
Проблема управления конкурентоспособностью остается актуальной до сих пор из-за неполного знания руководством предприятий современных методов оценки конкурентоспособности и механизмов разработки конкурент устойчивых стратегий. Исследование конкурентоспособности требует знания основных положений микроэкономики, экономики отрасли и экономики отраслевых рынков, в первую очередь в отношении поведения экономических агентов и специфики отраслевой организации.
Оценка конкурентоспособности фирмы является важным инструментом для анализа сильных и слабых сторон собственного бизнеса, выявления потребностей и предпочтений потребителей, определения стратегии развития и повышения эффективности деятельности. В условиях высокой конкуренции на рынке розничной торговли продуктами питания, особенно актуальным становится вопрос оценки конкурентоспособности крупных торговых сетей.
Целью исследования является оценка конкурентоспособности фирмы и пути по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность конкурентоспособности фирмы в современных условиях;
- рассмотреть методы и критерии оценки конкурентоспособности фирмы;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Лента»;
- проанализировать конкурентоспособность исследуемого предприятия;
- предложить пути по повышению конкурентоспособности ООО «Лента».
Объектом исследования является ООО «Лента» - одна из крупнейших торговых сетей в России, специализирующаяся на продаже продуктов питания и товаров для дома.
Предметом исследования является конкурентоспособность ООО «Лента» на рынке розничной торговли продуктами питания.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция.
Информационной базой работы являются официальные данные ООО «Лента», данные аналитических агентств и исследовательских центров, научная литература по теме работы, интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности фирмы в современных условиях
В современной экономике конкурентоспособность фирмы, организации или предприятия выступает одним из первостепенных факторов, способствующих ее успешному функционированию. Значимость данной экономической категории возрастает на всех уровнях – от региональных и национальных экономик до небольшого предприятия. Деятельность конкурентоспособного предприятия прибыльна и при этом сопряжена с меньшим уровнем риска. Таким образом, несомненно, огромное значение конкурентоспособности компаний для повышения конкурентоспособности страны, особенно в условиях длительных экономических санкций.
В трудах отечественных и зарубежных ученых, исследующих данную область, содержится много различных трактовок сущности понятия «конкурентоспособность». Однако их общей чертой является указание на то, что конкурентоспособный объект проявляет важные качества лучше, чем его конкуренты.
Тем не менее, единого подхода к определению экономической сущности исследуемого понятия на данный момент не существует. Исследование сущности понятия «конкурентоспособность фирмы» целесообразно проводить совместно с понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность продукции», «конкурентное преимущество».
Слово «конкуренция» произошло от латинского «concurrentia» – «столкновение», «состязание». Конкуренция – тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке . Конкурентная борьба − динамический процесс, служащий лучшему обеспечению рынка товарами и услугами.
Конкуренция представляет собой наиболее известную фундаментальную категорию, являющуюся неотъемлемой составляющей механизма рынка. Именно она побуждает предприятия снижать затраты, повышать качество, способствует появлению новых потребностей и оптимальных способов их удовлетворения.
По мнению американского ученого М. Интрилигейтора, конкуренция представляет собой «секрет рыночной экономики, заставляющим его работать на общество» . Она оказывает положительное воздействие на рынок также тем, что вынуждает предприятия внедрять инновации во все бизнес-процессы.
Потребителям конкуренция создает ситуацию выбора, при которой «нельзя продать то, чего люди не хотят покупать». Именно благодаря наличию выбора, покупатели предпочитают приобретать товары и услуги, наилучшим образом удовлетворяющие их растущие потребности по предпочтительным ценам. Это, в итоге, обуславливает получение выигрыша всего общества.
Роль конкуренции на рынке была обозначена еще Адамом Смитом в XVIII веке. Согласно сформулированному им правилу «невидимой руки», в условиях рынка именно конкуренция заставляет бизнес действовать в интересах всего общества. «Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития» .
В теории конкуренции выделяют три подхода к пониманию ее сущности: поведенческий, структурный и функциональный. Именно поведенческий подход лежал в основе трактовок Адама Смита. Дальнейшее развитие этого подхода происходило в направлении установления целей конкурентной борьбы и способов ее ведения. Так, в трудах Карла Маркса конкуренция определяется как «антагонистическая борьба между частными производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров».
Неоклассики трактовали конкуренцию в связи с ограниченностью экономических благ, которыми располагает общество, для удовлетворения неограниченных потребностей. Это дает возможность владельцам благ распределять их наиболее выгодным для себя образом. Майкл Портер также являлся представителем поведенческой трактовки данного понятия. Он предложил рассматривать конкуренцию как противодействие пяти конкурентным силам (рисунок 1). Все эти силы находятся под воздействием структуры отрасли.
Рисунок 1 – Пять сил, определяющих конкуренцию на рынке
Основоположниками структурного подхода, в рамках которого предложена теория основных типов рынка по уровню конкуренции, являются такие крупнейшие зарубежные ученые как А. Курно, Дж. Робинсон, С. Фишер, Э. Чемберлин и др. Они считали, что более значимым фактором является структура рынка, условия, превалирующие на нем, а не конкурентная борьба сама по себе.
Одним из наиболее известных сторонников функционального подхода считается Й. Шумпетер, который разработал теорию экономического развития, в которой конкуренция рассматривается как соперничество старых концепций, товаров, технологий и т.д. с новыми. По его мнению, рынок изначально скептически относится ко всему новому, но именно конкуренция способствует продвижению нового на рынок .
Итак, поведенческая трактовка конкуренции направлена на исследование методов конкурентной борьбы, факторов выбора стратегии компании и т.п.; в рамках структурного подхода рассматриваются проблемы монополизации (открытости) рынка; функциональный подход подчеркивает роль конкуренции в экономике. В основе теории рыночной конкуренции лежат поведенческая и функциональная трактовки сущности понятия «конкуренция».
Понятие «конкурентоспособность» основано на сущности конкуренции и также не имеет общепринятой трактовки.
Фатхутдинов Р.А. считает, что «конкурентоспособность − способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке». Светуньков С.Г. при определении конкурентоспособности подчеркивает важность учета доли рынка, которую занимает объект. Ряд ученых, например, Шкардун Д.В., Завьялова Т.А., при определении конкурентоспособности говорят о способности рассматриваемого объекта достигать конкретные цели, располагая определенным потенциалом, при этом они игнорируют значимость условий функционирования данного объекта .
Субъектом конкурентоспособности могут выступать предприятия, отрасли, регионы и государства, которые могут оказывать влияние на свои конкурентные преимущества и укреплять их до достижения необходимого уровня. Объектом конкурентоспособности могут быть продукты компании, которые не могут изменяться и развиваться сами по себе. Уровень конкурентоспособности продукта определяется качествами, которые были привнесены в него в ходе производства. Одним из объектов конкурентоспособности является конкурентоспособность отрасли.
Портер М. считает, что отрасль конкретного государства можно считать успешно функционирующей в том случае, если она обладает конкурентными преимуществами в сравнении с наиболее конкурентоспособными компаниями на мировом рынке. Конкурентоспособность отрасли характеризуется наличием у нее ресурсов, а также условий для создания производства и реализации высококачественной продукции, удовлетворяющей запросы конкретных потребительских сегментов.
Конкурентоспособность продукции определяется как уровнем ее качества, так и соответствием требованиям рынка. В данном ключе наиболее интересным представляется определение Фатхутдинова Р.А., в котором указывается, что конкурентоспособность товара – это «свойство, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами на данном рынке… Конкурентоспособность определяет способность товара выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными товарами на данном рынке».
Несомненно, конкурентоспособность продукции является определяющим фактором конкурентоспособности предприятия. От стабильного качества продукции зависит положение предприятия на рынке, и данный фактор оказывает существенное влияние на конкурентоспособность компании в целом.
Конкурентоспособность предприятия − относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.
Конкурентоспособность предприятия определяется как «уровень его компетентности по отношению к другим предприятиям-конкурентам по таким параметрам как технология, практические навыки и знания персонала, уровень стратегического и текущего планирования, качество (систем управления, производства, продукции), коммуникации».
Довольно часто в учебной и научной литературе можно встретить определения конкурентоспособности предприятия, основанные только на конкурентоспособности производимого им товара. Одна из наиболее часто встречающихся подобных трактовок определяет конкурентоспособность предприятия как реальную и потенциальную возможность предприятий в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Очевидно, что данное определение конкурентоспособности предприятия довольно узко, поскольку за его рамками осталась эффективность деятельности предприятия.
Большая группа авторов рассматривает конкурентоспособность предприятия в качестве преимущества по определенным параметрам по сравнению с другими предприятиями отрасли или региона. В основе данных определений лежит теория конкурентного преимущества Портера М.
Более разносторонним представляется трактовка исследуемого понятия, данная Герчиковой И.Н. По ее мнению, конкурентоспособность предприятия формируется не только на основе качественных характеристик выпускаемой продукции или оказываемых услуг, но и с учетом организационного и технологического уровня производства, финансового состояния, эффективности бизнес-процессов .
Высокие конкурентные позиции предприятия достигаются удовлетворенностью покупателей характеристиками продукции, реализуемой предприятием. Кроме того, конкурентоспособность организации зависит от качества менеджмента, эффективности системы управления денежными потоками, инновационной и инвестиционной активности. Очевидно, что конкурентоспособность находится в прямой зависимости от рыночной конъюнктуры, наличия близких конкурентов, уникальности товара или услуги, уровня технической оснащенности, мотивированности и уровня квалификации работников.
Конкурентоспособность организации обладает рядом характеристик:
− она отражает эффективность использования всех ресурсов компании;
− она формируется во времени, ее изменения определяются влиянием внешних и внутренних факторов;
− она представляет собой относительный показатель, при оценке конкурентоспособности для сравнения необходимо использовать схожие показатели лидеров в отрасли или предприятий-конкурентов.
Следует отметить, что в числе основных критериев, позволяющих компаниям функционировать на высококонкурентных рынках и добиваться успеха, следует отнести понимание своих конкурентных преимуществ; их поиск, создание и укрепление.
Понятие «конкурентное преимущество» часто употребляется в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых, особенно посвященных маркетингу. Портер М. определял конкурентные преимущества как «характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами».
Согласно определению Котлера Ф., конкурентное преимущество следует трактовать как «способность компании действовать в одном из нескольких направлений, в которых конкуренты не хотят, или не имеют возможности соответствовать уровням создаваемой ею ценности и издержек» .
Конкурентные преимущества компании формируются как итог всех видов ее деятельности. Именно они способствуют достижению высокого уровня конкурентоспособности предприятия на рынке.
Следовательно, конкурентное преимущество – характеристики продукции, товаров и/или услуг, имеющие существенное превосходство над аналогичной продукцией, товарами и/или услугами предприятия-конкурента. Эти характеристики могут относиться как к самому товару, так и к комплексу дополнительных услуг, включающих специфику реализации данного продукта.
Очевидно, что удержание высоких конкурентных позиций в течение длительного времени в современном сверхконкурентном мире возможно только ценой постоянных усилий в этом направлении. Причем они должны быть направлены не только на достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и на весь спектр конкурентных преимуществ, к которым относится и уровень квалификации персонала, техническое оснащение, используемые технологии, качество маркетинга и т.д.
На конкурентоспособность как товара, так и предприятия, несомненно, оказывает влияние и конкурентоспособность самой отрасли и даже национальной экономики, которые формируются как результат их комплексного развития. В то же время конкурентоспособность экономики страны определяется конкурентоспособностью его отраслей, а конкурентоспособность отрасли отражает совокупную конкурентоспособность функционирующих в ней предприятий.
1.2 Методы и критерии оценки конкурентоспособности фирмы
Рассмотрим методы оценки конкурентоспособности предприятия на рисунке 2.