Фрагмент для ознакомления
2
Современная экономика представляет из себя весьма гибкую и динамичную систему, а одним из главных признаков является денежный эквивалент, призванный адекватно реагировать на все время меняющуюся рыночную конъюнктуру . Цены на продукцию постоянно меняются, тем самым отражая реальную ситуацию на рынке: объем товаров, затраты на их производство, логистику и продажу, законодательство и налоги и многое другое. С течением времени экономика лишь усложняется, в том числе и за счет новых технологий, повышающих производительность труда. В долгосрочной перспективе, вкупе с прочими особенностями вроде эффекта масштаба, это делает продукцию дешевле, однако рядовой обыватель нередко сталкивается с обратной картиной, когда цены на товары общего потребления лишь растут, чего нельзя сказать о заработной плате.
В обстоятельствах постоянно нарастающего социально-экономического кризиса в нашей стране обсуждаются способы и выходы из ситуации. Выдвигается огромное количество идей: от бюджетных субсидий компаниям, прямых выплат зарплат и предоставления «каникул» работникам, сокращения от отмены налогов организациям из разных экономических сфер, до списания с предпринимательства ранее выполненных обязательств по кредитам и налогам, снижения ставок процентов по кредитам, введения налоговых каникул. Так или иначе, все перечисленные инструменты действуют только за счет федерального бюджета, что власти накапливали долгое время.
Обеспеченность государства финансовыми ресурсами зависит от широкого круга факторов, среди которых принято считать процедуру прогнозирования и планирования доходов федерального бюджета. Бурно развивающиеся экономические отношения диктуют государству новые правила, под которые оно должно подстраиваться и, как следствие, изменять и модернизировать систему формирования доходов собственного бюджета. В данной связи видится острая необходимость обращения внимания и к отдельным вопросам планирования и прогнозирования доходов федерального бюджета в разных временных перспективах.
Целью данной работы является рассмотрение источников формирования доходов федерального бюджета.
Задачи:
- рассмотреть сущность федерального бюджета;
- изучить вопрос источников формирования федерального бюджета;
- сделать анализ доходов федерального бюджета РФ за 2018-2023 гг;
- рассмотреть пути роста неналоговых доходов федерального бюджета;
- рассмотреть направления увеличения налоговых доходов и федерального бюджета РФ и проблема поступления таможенных платежей.
Объект исследования – источники формирования доходов федерального бюджета. Предмет исследования – особенности формирования доходов федерального бюджета РФ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность федерального бюджета
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе Российской Федерации и обеспечивает выполнение задач и функций, стоящих перед государством и муниципальными образованиями.
Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет, который имеет силу закона государственного финансового плана на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму расходов на образование и фонд средств, предназначенных для финансовой поддержки задач и функций государственного и местного самоуправления» . Таким образом, накапливая за счет средств федерального бюджета, государство через финансовые механизмы обеспечивает выполнение своей государственной политики, экономических и социальных функций, а именно государственного аппарата, правоохранительных органов, реализацию социальных программ, реализацию приоритетных задач экономической деятельности и т. д.
За счет полученных доходов финансируется народное хозяйство страны, в том числе:
- обороноспособность страны;
- содержание органов государственной власти;
- погашение государственного долга;
- социально-культурные мероприятия;
- поддержка территориальных бюджетов субъектов РФ.
На современном этапе экономического развития централизованные финансовые ресурсы, позволяющие государству обеспечивать необходимые ставки и пропорции общественного производства и стремиться улучшить его секторальную и территориальную структуру, формировать необходимый объем средств для приоритетных программ развития экономических секторов, проводить крупные социальные преобразования. В связи с централизацией финансовых средств основное внимание уделяется ключевым секторам экономического и социального развития, подготовке условий для успешного осуществления экономической и социальной политики. Особая часть федерального бюджета по распределению стоимости выполняет конкретную социальную цель - служит для удовлетворения национальных потребностей . В целом разнообразие концепции «федерального бюджета» сводилось к пересмотру следующих компонентов: относительно самостоятельной экономической категории; как денежный централизованный фонд государства; как инструмент воздействия на экономику (с помощью бюджетной базы); в качестве основного финансового плана для государства; как юридическое право, положения которого являются обязательными для всех сторон и представителей общественных отношений. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Значительную долю в структуре доходов федерального бюджета всегда занимали налоговые доходы, что автоматически делало их более интересными, значимыми, а их изучение и анализ более актуальными.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты, документы
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 19.02.2024)
2) Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" от 06.12.2021 N 390-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ (дата обращения 19.02.2024)
Статьи, монографии
3) Блохина И. М., Левочкин Н. А. Особенности формирования доходов федерального бюджета//СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей участников 22-й Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 1. Курск, 2023. С. 76-80
4) Бруснева А. Проблемы финансового регулирования экономики в РФ на современном этапе // Финансово-экономические проблемы региональной экономики.2021. – С. 20-25
5) Булычева К. А., Майсак О. А. Роль поступления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 12 (1). — С. 116−119.
6) Григорьева Е. С., Семернева А. С. Структура доходов федерального бюджета: анализ рисков и проблем // E-Scio. — 2021. — № 2 (53). — С. 542-548
7) Деденева Д. Б. Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему России / Д. Б. Деденева // Вектор экономики, 2022. - No4(70). – С. 1-5
8) Ершов М., Некоторые противоречия федерального бюджета на 2019-2021 гг. // Экономист. — 2019. — № 5. — С. 38-40
9) Ершов М. В., О денежно-кредитных и бюджетных подходах в России в 2022 - 2024 гг. // Российский экономический журнал. — 2022. — № 1. — С. 32-35
10) Каледин, С. В. Особенности взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политики государства // Вестник Академии энциклопедических наук. – 2019. – No3 (36). – С. 5-7
11) Манукян А. Л., Роль долларизации в экономике Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2021. — Т. 32, № 4. — С. 77-80
12) Пансков В.Г. Налоговая реформа: проблемы завершения //Финансы. – 2021. – No7. – С. 30-35
13) Скорлупина Ю.О. Выявление направлений увеличения неналоговых доходов федерального бюджета// СИНТЕЗ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Челябинск, 12 ноября 2023 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2023. С. 149-155
14) Титов Г. А., Система органов бюджетного администрирования, пределы их компетенции // Финансовое право. — 2022. — № 10. — С. 36-40
15) Черкасова Ю.И., Внебюджетные фонды [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2018.
16) Шевченко Е. А. Таможенные платежи в доходах федерального бюджета: динамика и риски// Финансы и общество: новые реалии, новые форматы, новые финансовые инструменты : материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 29 ноября 2022 г.) / ответственный за выпуск М. С. Марамыгин ; ответственный редактор Н. А. Истомина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральское отделение Вольного экономического общества России, Уральский государственный экономический университет. — Екатеринбург : УрГЭУ, 2023. С. 89-95
17) Юсуфова С. Р. Анализ налоговых поступлений и сборов в Федеральный бюджет Российской Федерации//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 102-105