Фрагмент для ознакомления
2
Культурная дипломатия имеет многовековую историю и является важным инструментом реализации национальной внешней политики. Государства уделяют особое внимание развитию международного культурного сотрудничества.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года гласит, что одной из задач посольств и консульств страны является "содействие дружественным отношениям между аккредитуемой и принимающей странами и развитие их отношений в экономической, культурной и научной областях".
Таким образом, культурные обмены являются неотъемлемой частью дипломатической деятельности государства и в то же время признаны международным правом. С темпами экономической глобализации и политической многополярности культурная дипломатия играет все более важную роль.
Культурная дипломатия, как следует из названия, относится к дипломатической деятельности в области культуры.
Согласно толкованию современных китайских словарей, "культура" означает совокупность материальных и духовных богатств, созданных человечеством в ходе общественно-исторического развития, особенно духовное богатство литературы, искусства, образования и науки. Языковая компетенция и общие знания: обучение культуре и повышение культурного и образовательного уровня.
Актуальность темы исследования. В современном мире дипломатия стала важным инструментом внешней политики для многих стран.
Культурная дипломатия сегодня является одним из средств реализации стратегий по усилению влияния с помощью мягких методов. Как часть международных отношений и политики, она представляет собой способ использования культурных ресурсов, идей и ценностей для достижения внешнеполитических целей, таких как усиление влияния страны, продвижение ее интересов, построение долгосрочных партнерских отношений и получение экономических выгод.
Сегодня, когда культурные обмены между государствами становятся все более популярными, дипломатия превращается во все более важную и востребованную внешнюю деятельность государств.
Многие исследователи указывают на взаимосвязь культурной дипломатии и публичной дипломатии. Согласно наиболее распространенной точке зрения, культурная дипломатия является основой публичной дипломатии, проявляющейся в поддержании и развитии контактов с другими странами и народами в области культуры, науки и образования.
Основная цель публичной дипломатии - формирование положительного имиджа государства за рубежом.
Культурная дипломатия - один из наиболее эффективных и важных инструментов реализации дипломатической стратегии государства, играющий важную роль в современной системе международных отношений.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования культурной дипломатии Китая в Южной Африке.
Предметом исследования: культурная дипломатия Китая в регионе.
Целью исследования является анализ культурной дипломатии Китая в Южной Африке.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.культурная дипломатия как часть международной политики;
2.расссмотреть культурную дипломатию Китая 1950-2018 годы;
3.исследовать культурную дипломатию Китая в Южной Африке;
4.выявить последствия проведенной политики культурной дипломатии в настоящее время.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды следующих авторов: Аветисян А.А., Вотинцева К.А., Ду Г., Наумов А.О., Положевич Р.С., Мухаметов Р.С., Панг Инчжи, Умаркулова А., Чжэньпэн Л., Щитов А.Н. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования культурной дипломатии Китая в Южной Африке.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на исследование культурной дипломатии Китая в Южной Африке.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие культурной дипломатии и механиз¬мы ее реализации
1.1.Культурная дипломатия как часть международной политики
Термин "культурная дипломатия" появился в 1930-х годах и был научно введен американским исследователем Ф. Бергхорном .
Согласно его определению, культурная дипломатия - это манипуляция культурными материалами и кадрами в пропагандистских целях. Таким образом, термин изначально имел идеологический подтекст, который был оправдан обстоятельствами того времени.
Одно из первых определений "культурной политики" было представлено на круглом столе ЮНЕСКО в Монако в 1967 году.
В докладе "Политика в сфере культуры предварительные соображения" под культурной политикой понимался комплекс принципов, административных и финансовых мероприятий и процедур, которые формируют основу для деятельности государства в области культуры.
В этом контексте реализация культурной политики - это "совокупность сознательных и преднамеренных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение конкретной культурной цели путем оптимального использования всех физических и психических ресурсов, доступных обществу в данный момент времени".
В XXI веке, под влиянием глобализации и в контексте новой полицентричной системы международных отношений, концепция государственной "мягкой силы" была осмыслена как инструмент, наряду с военно-политическим весом и экономическими ресурсами, для усиления влияния государства на мировой политический процесс.
Согласно концепции "мягкой силы", предложенной американским политологом Дж. Най, "мягкая сила" включает в себя три основных элемента: привлекательность национальных ценностей, привлекательность культуры и эффективность невоенных механизмов внешней политики.
Западные школы политологии акцентируют внимание на прямой связи между культурной дипломатией и "мягкой силой" государства.
Западные ученые определяют культурную дипломатию как разновидность публичной дипломатии и неотъемлемую часть политики "мягкой силы". Культурная дипломатия включает в себя "обмен идеями, информацией, произведениями искусства и другими культурными элементами между государством и его народом с целью укрепления взаимопонимания" .
Разумеется, существуют различные точки зрения на культурную дипломатию.
Так, британский эксперт Д.М. Митчелл указывает, что международные культурные отношения, осуществляемые странами, являются культурной дипломатией, а американский эксперт Ф. Нинкович утверждает, что культурная дипломатия - это особый политический инструмент культурного влияния в международной политике.
Китайские ученые Ли Чжи, Чжан Цзинминь определяют культурную дипломатию как дипломатическую деятельность суверенных государств по использованию культурных ресурсов в своей внешней культурной политике, защите собственных культурных интересов и достижению внешнеполитических целей.
В тот же период концепция "мягкой силы" (soft power) была популяризирована в Китае американским политологом Дж. Наем.
По мнению Дж. Ная, "мягкая сила" опирается на три основных ресурса: культуру (если она привлекательна для других), политические ценности (если они жизнеспособны внутри страны и за рубежом) и внешнюю политику (если она легитимна и имеет моральный авторитет).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях, Вена. 18-го апреля 1961 [Электронный ресурс]. URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven tions/dip_rel.shtml (дата обращения 21.02.2024).
2. Аветисян, А. А. Культурная дипломатия и культурная политика как необходимые условия развития международных отношений / А. А. Аветисян // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 2. – С. 284-290.
3. Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 112-115.
4. Ду, Г. Культурная дипломатия в Китае и постсоветский период / Г. Ду // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 9-2(39). – С. 125-129.
5. Мухаметов, Р. С. Культурная дипломатия КНР: институты, инструменты и проблемы / Р. С. Мухаметов // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. – 2019. – Т. 14, № 4(194). – С. 150-157.
6. Наумов А.О., Положевич Р.С. «Мягкая сила» и публичная дипломатия Китайской Народной Республики на современном этапе//Новая и новейшая история. Москва. Наука. 2018. № 5. С. 105-118.
7. Панг Инчжи, Краткая история дипломатиче¬ских отношений между Китаем и Южной Африкой / Панг Инчжи// Исследование отношений Китая с соседними странами. 2009. C. 263-269.
8. Погорлецкий, А. И. Культурная дипломатия Китая как инструмент "мягкой силы" влияния на систему мирохозяйственных связей в период пандемии COVID-19 / А. И. Погорлецкий, С. Дай // Экономические отношения. – 2021. – Т. 11, № 2. – С. 281-302.
9. Северина, В. С. К вопросу о взаимосвязи понятий "публичная дипломатия" и "культурная дипломатия" / В. С. Северина // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2020. – № 4(81). – С. 115-123.
10. Табаринцева-Романова, К. М. "Новые" виды дипломатии XXI в.: культурная дипломатия в современном международном дискурсе / К. М. Табаринцева-Романова // Дискурс-Пи. – 2019. – № 3(36). – С. 26-37.
11. Тагиров, Э. Р. Культурная дипломатия: магия мягкой силы / Э. Р. Тагиров // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 4. – С. 7-13.
12. Тянь Шида, Взаимовыгодное сотрудничество между Китаем и Южной Африкой: "Один плюс один - больше двух" / Тянь Шида Ежедневная экономическая газета. 2023. № 01-03(009).
13. Умаркулова, А. Культурная дипломатия как важный фактор во внешней политике государства (на примере Китая) / А. Умаркулова // Вестник магистратуры. – 2023. – № 4-3(139). – С. 81-85.
14. Чжэньпэн, Л. Культурная дипломатия Китая в Центральной Азии в XXI веке на примере институтов Конфуция / Л. Чжэньпэн // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2017. – Т. 19, № 1. – С. 33-46.
15. Щитов, А. Н. Культурная и научная дипломатия / А. Н. Щитов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. – 2020. – № 1(11). – С. 96-109.