Фрагмент для ознакомления
2
Снижение двигательной активности школьников объясняется низким уровнем знаний физической культуры, слабое организационно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, недостатки в организации физического воспитания в школе.
В последние несколько лет многие исследования посвящены развитию двигательных способностей школьники в процессе физического воспитания и повышению эффективности оздоровительных тренировок в избранном виде спорта.
Хоккей является популярной русской игрой со своими традициями и богатой историей. Эта игра не только способствует укреплению здоровья и закаливанию, но и формированию социально значимых черт личности спортсмена. В настоящее время особое значение придается целенаправленной подготовке юных хоккеистов, т.е. в том возрасте, когда начинает закладываться фундамент стабильных и высоких результатов. От того на сколько правильно были спланированы средства и методы для развития физических качеств в течение года во многом зависит результативность процесса спортивной тренировки юных хоккеистов. Современный хоккей характеризуется постоянной сменой и нестандартностью игровых ситуаций. Внимание игрока ориентировано не только на шайбу, но и направлено на логику действий партнеров, перманентный контроль игрового поведения соперников. Мгновенность преобразования игровых ситуаций, многочисленных перехватов инициативы от соперника и ее ситуативную потерю характеризует данный вид спорта, что усиливает значимость физических качеств. Важным показателем игры хоккеистов, является хорошая физическая подготовленность, в частности хорошая двигательная координация.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что достижение высоких спортивных результатов в хоккее невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой юношеской команды определяются в основном такими факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).
Развитие координационных двигательных способностей хоккеистов проявляется в способности своевременно и эффективно выполнять сложные приемы игры во внезапно меняющейся ситуации. При планировании тренировочного процесса необходимо развивать координационные способности юных хоккеистов с учетом возвратных особенностей, их состояния здоровья, физического развития.
При выборе упражнений учитывать: возраст, пол и степень подготовленности занимающихся. Рост достижений происходит в условиях возрастания физических нагрузок, поэтому в соответствии с этим определяется общая нагрузка и дозировка специальных упражнений.
Координационные возможности хоккеиста проявляется в способности своевременно и эффективно выполнять сложные приемы игры во внезапно меняющейся ситуации. Быстрота, точность и своевременность выполнения приемов зависят от того, насколько хорошо развиты его двигательные способности. Они закладываются в детском и юношеском возрасте и совершенствуются всю жизнь. Однако надо помнить, что если в детском возрасте воспитание ловкости основывается на базе широкого разнообразия средств, то на этапе спортивного совершенствования ловкость целесообразно развивать средствами, которые вырабатывают навыки, пригодные в игровой деятельности хоккеиста.
Научная проблема: разночтение в методиках, направленных на процесс развития двигательной координации у хоккеистов.
Недостаточно научно обоснованы теоретические, методические и практические разработки средств и методов, используемых в учебно-тренировочном процессе хоккеистов на развитие двигательной координации с учетом темпов биологического развития организма хоккеистов.
Выявленное противоречие обусловило возникновению научной проблемы: изучение развития двигательной координации у хоккеистов.
Исследования, которые проводятся передовыми отечественными и зарубежными специалистами в области подготовки хоккеистов, говорят о том, что грамотное и рациональное применение упражнений в системе специальной подготовки на развитие координационных способностей значительно понижает вероятность получения травм и способствует росту спортивных результатов в будущем (М.П. Шестаков, Е.К. Алексеев, Е.В. Бурцев и др.).
Объект исследования: процесс развития координационных двигательных способностей.
Предмет исследования: особенности развития координационных двигательных способностей при занятиях хоккеем.
Цель исследования: теоретическое обоснование использования приемов и упражнений необходимых в развитии координационных двигательных способностей на занятиях хоккеем.
Задачи исследования:
охарактеризовать понятие «координационные способности» и формы их проявления;
определить особенности развития координационных способностей у хоккеистов;
основные приемы и упражнения для развития координационных способностей у хоккеистов
Методы исследования:
теоретические (изучение, анализ, обобщение, сравнение и систематизация).
Структура курсовой работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников, приложения А.
1. Характеристика понятия «координационные способности» и формы их проявления
Теория и практика физического воспитания и спорта показывает, что существует категория способностей, степень развития которых во многом определяет успешность овладения двигательными навыками, независимо от их содержания. Данные способности, ранее обозначавшиеся понятием «ловкость», в современной науке определяются как координационные. Координационные способности характеризуют целый ряд параметров двигательной деятельности, связанных с быстротой реакции, адаптацией к изменяющимся условиям выполнения движения, пространственной, временной точностью движений и их биомеханической рациональностью .
Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что разные виды проявлений координации человека в физическом воспитании, трудовой деятельности, в спорте, в быту имеют свои специфичные особенности.
Рядом авторов предложена другая классификация, предлагают другой подход деления координационных способностей :
1. Специфические и актуальные координационные способности, где специфические, характеризуют свойства, определяющие готовность человека к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями, а также их регулировке.
Актуальные, представляют собой способности, формирующиеся и развивающиеся в процессе тренировки и соревнований.
2. Систему координационных способностей в аспекте рассмотрения специфических и актуальных применительно к условиям спортивной деятельности целесообразно рассматривать как: простые, сложные и сверхсложные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бальсевич В.К. Вопросы физкультурно-спортивной направленности / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – М.: – 2015. – 269 с.
2. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
3. Бойченко, С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке. / С. Д. Бойченко, Е. Н. Карсеко, В. В. Леонов, А. Л. Смотрицкий // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 8 – С. 9-12.
4. Борисенко, О.В. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста средствами дзюдо на основе модульной технологии / О. В. Борисенко, С. И. Логинов, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №6. – С. 86-89.
5. Брызгалов Г.В. Эффективность скоростных тренировочных приемов хоккеисток на основе чувствительности развития физической подготовленности. /Г.В.Бризгарлов. // Журнал физиологии. - 2016. -162 с.
6. Германов, Г.Н. Новые подходы к организации двигательной деятельности на уроках физической культуры / Г.Н. Германов, И.В. Машошина // Физическая культура в школе. – 2013. – № 5. – С. 9-16.
7. Гордеев, А.В. Развитие игровой самостоятельности и внимания у юных хоккеистов / А.В. Гордеев, Ю.П. Денисенко // В сборнике: «Студенческая наука Подмосковью»: Материалы международной научной конференции молодых ученых. Министерство образования Московской области, Московский государственный областной гуманитарный институт. – 2015. – С. 57-58.
8. Зимин, Е.В. Мастерство в ваших руках / Е.В. Зимин. – М.: Физическая культура и спорт, – 2015. – 396 с.
9. Иванов, В.В. Комплексное управление в подготовке спортсменов / В.В. Иванов. - Мол: Физическая культура и спорт, - 2014. - 256 страниц.
10. Иванов, В.И., Казни, Е.Ж., Литвинова, Н.А. Влияние психофизиологического потенциала на адаптивную учебную деятельность // Физиология человека. - 2015.
11. Козлов, Е.Г. Психологические основы функционального здоровья спортсменов / Е.Г. Козлов // Медико-биологические вопросы спортивной тренировки: Сб. альма-матер. - М.: МОГИФК, - 2014. - 247 с.
12. Коренберг, В.Б. К теории спортивной двигательной активности / Коренберг, В.Б. // Теория и практика физ.культуры. - 2007. - №2
13. Краснобаева, Я. А. Методика формирования ловкости у детей 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 91–95
14. Лях, В.И. О классификации координационных способностей/ Лях В.И. // Теория и практика физической культурыы. – 2007. - №7 – С. 28 - 30
15. Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / Лях В.И. // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №8 – С. 44 – 46
16. Матвеев, Л.П. Общетеоретические основы системы спорта и подготовки спортсменов: Монография / Л.П. Матвеев. - Киев: Литературная олимпиада, - 2014. - 320 с.
17. Немеровский, В.М.. Интеграция оздоровительного инвентаря в развитии вариативной двигательно-познавательной сферы дошкольников//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – № 1, 2008. – С. 71-75.
18. Ториев, А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 102-103.
19. Харитонова, Л. Г. Адаптация к нагрузкам организма игроков игровых видов спорта на этапе спортивного совершенствования (на примере футбола, хоккея, бадминтона): Монография / Л. Г. Харитонова, Ю. В. Шкляев, А. В. Шемердяк, СибГУФК. – Омск: БИ, – 2015. – 125 с.
20. Черапкина, Л. П. Физиология физических упражнений: Руководство / Л. П. Черапкина, СибГУФК. – Омск: БИ, – 2016. – 80 с.