Фрагмент для ознакомления
2
Захар Прилепин – выдающийся русский писатель, отличающийся особым подходом к своему творчеству. Он смело и осознанно вписывается в богатое пространство русской литературной традиции, всегда стремясь продолжить и развить эти великие наследия. Не ограничиваясь только ролью сочинителя, Захар Прилепин также возвышается до позиции идеолога своей эпохи и общественного деятеля. Его уникальность глубоко переплетена с его статусом, закрепленным за ним в качестве достойного продолжателя русской литературы [Ермакова М. В. РОМАН «ОБИТЕЛЬ» ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ // Огарёв-Online. 2021. №3 (156)].
В XX веке «каторжная» проза получила развитие, появилась также «антитоталитарная проза», которая наставляла читателя на победу духа над системой. Герои-одиночки в таких произведениях полагались на силу закона или на свои внутренние ресурсы.
Роман «Обитель», выпущенный в 2014 году и переизданный в 2019 году, вписывается в систему интересов писателя как в историческом, так и в творческом плане. С одной стороны, он добавляет новую тему в художественную вселенную Прилепина, с другой стороны — продолжает анализ исторической реальности России.
В предисловии к «Обители» З. Прилепин сообщает: «…короток путь до истории ‒ она рядом. Я прикасался к прадеду, прадед воочию видел святых и бесов» [Прилепин З. Обитель. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015, с.10]. «Личное» позволяет современному писателю продемонстрировать не только «абстрактную позицию автора», но и «живое взаимодействие с историей» [Рудалёв А. Обитель человеческих душ. https://litrossia.ru/item/8003-andrej-rudaljov-obitel-chelovecheskikh-dush/?ysclid=lvqshjxl2a48105207].
Основное значение здесь приобретает не только соответствие историческим событиям, но и убедительность в передаче духа времени, психологических нюансов и деталей советского быта, мировоззрения и аксиологических ориентиров.
Проза ХХ века, связанная с тематикой лагерей, наставляла читателей на победу души над уничтожающей системой, выживание героев, которые полагались на силу закона или свои внутренние запасы. В романе «Обитель» Захара Прилепина остро стоит вопрос о духовном самосохранении, развеивая покровы «личного ада». Это произведение погружает нас в мир психологии, где жестокая истина о беспомощности человека перед безжалостной машиной смерти становится обнаженной, и мы задумываемся о греховности своей судьбы. Перед нами встает новый герой Прилепина - заключенный в особом лагере Соловецкого архипелага [Рылова К.Ю. ПРОЗА ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ПРОБЛЕМАТИКА, ПОИСК ГЕРОЯ, ПОЭТИКА. https://nspu2020.nspu.ru/upload/nauka/obyav_zaw/akd_Rylova1.pdf?ysclid=lvqskqp6qy500961574]
Главным героем прилепинской «Обители» является бывший студент Артем Горяинов. В начале 1920-х годов Горяинов попадает в Соловецкий лагерь по уголовной статье он убил собственного отца.
Соловки. Откроем книгу «Часть суши, окруженная небом» – это попытка заглянуть в душу Соловецких островов. О жизни на Соловках, о природе, быте монахов, житейских историях, лагерных порядках вспоминают самые разные люди, побывавшие там в разное время и по разным причинам [Часть суши, окруженная небом: соловецкие тексты и образы.].
Андрей Рудалев в своей статье «Соловки: между ангелами и бесами» отмечает, что Соловецкие острова представляют собой уникальное место, где соединяются противоположности. Они являются своего рода оксюмороном - местом, где ангелы и бесы находятся в едином пространстве. С другой стороны, они также ассоциируются с Ноевым ковчегом, который обеспечивал спасение во время вселенского потопа. Однако, в случае Соловковского ковчега, это происходит в рамках одной страны, и никто не гарантирует его обитателям безопасность. Поэтому этот ковчег и его жители постепенно оказываются погруженными в бездонную бездну [Рудалёв А. Обитель человеческих душ.].
Тема Соловков сегодня актуальна. Ю.Ф. Лукин в своей статье «Cоловки как объект культурного наследия Арктики» объясняет обращение к теме: «Соловки как многосубъектный объект культурного и природного наследия Арктики являются одним из уникальнейших памятников нашего времени, объединяющим в одном месте несколько исторических эпох в жизни России» [Лукин Ю.Ф. Соловки как объект культурного наследия Арктики // АиС. 2017. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/solovki-kak-obekt-kulturnogo-naslediya-arktiki]. Прочтение нескольких отрывков из книги позволит убедиться в этом: «Не стану описывать чувств, которые переполняли меня, когда я осознал грандиозность этой общей могилы – не только людей, каждый из которых имел свой душевный мир, но и русской культуры – последних представителей русского Серебряного века и лучших представителей Русской церкви…» [Воспоминания. Лихачев Дмитрий Сергеевич https://biography.wikireading.ru/78186?ysclid=lvqrg6mgl7869366450].
Познакомиться с книгой «Часть суши, окруженная небом», посвященной памяти выдающегося ученого и общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева, становится поистине волнующей возможностью. Это произведение, особенно ценное и значимое для России, затрагивает весьма замечательное место - острова Соловецкого архипелага. Здесь с каждым мгновением смены времени происходит нечто особенно притягательное. Уникальность места выражается в ярчайшем сочетании разных событий, происходящих на этой земле.
В книге замечательным образом чередуются тексты о монастыре и о лагере, создавая особое впечатление исторического контраста. От чтения самых ужасных страниц, рассказывающих о лагере, не могут не наступить размышления о том, какие ужасы могут постигнуть человека, пытаясь превратить его в бездушное существо.
Соловецкий архипелаг, раскинувшийся среди вод Белого моря, волшебно обрамлен небесами. Природа этих островов поражает своей неподдельной красотой, возвышая душу и направляя мысли к небесному царству и молитве. Такое великолепие и преисполненность духовности привлекли первых монахов, которые основали монастырь и воздвигли прекрасные храмы.
Старинный летописец описывает: «Бог открыл чудесно вскоре преподобному Зосиме, что житие его на острове Соловецком Ему угодно. Он увидел на воздухе в небесном осиянии простертое изображение прекрасной церкви, коей подобную после он самым делом воздвиг на том месте во имя Преображения Господня» [Часть суши, окруженная небом: соловецкие тексты и образы].
На протяжении пяти веков Соловки являлись местом жизни и труда поколений послушных монахов и паломников, а также магнитом для гостей, увлеченных православием, историей отечества, культурой и уникальной природой.
Однако, в судьбе этой части суши, окруженной небом, произошла катастрофическая перемена. Она превратилась в настоящий ад, нарушая божьи законы и создавая атмосферу страдания. Этот ад получил название Соловецкий лагерь особого назначения, где находились не только преступники и падшие женщины, но и множество «врагов народа» в монашеских одеждах и капюшонах.
Используя все возможные средства, данная книга служит не только почитанию памяти замечательного ученого, но и позволяет нам увидеть уникальные события прошлого и соприкоснуться с трагической судьбой Соловецкого архипелага. В ней сохранена глубина и суть исторических событий, а также настроение и атмосфера, присущие этому месту.
1872 г.: «Чудный уголок выбрали себе Соловецкие монахи. Тут бы хотелось видеть многолюдное население с звонким смехом детей, резвящихся в зелени лугов, с улыбками и песнями красивых женщин, с косарями не в клобуках и рясах» [Часть суши, окруженная небом: соловецкие тексты и образы].
1923-1927 гг.: «Каторжное население Соловков колебалось от 15 до 25 тысяч… На измученных, истомленных тюрьмою и следствием людей накатывалось раздавливающее их волю бремя беспрерывного бессмысленного труда, ими овладевала безнадежность» [Часть суши, окруженная небом: соловецкие тексты и образы.].
1925-1928 гг.: «…вследствие чрезмерного многолюдства заключенных… арестанты размещены в самых ужасных антисанитарных и антигигенических условиях» [Часть суши, окруженная небом: соловецкие тексты и образы].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова М. В., Антонец В. А. Пространство «Обители» как основание бытия в романе З. Прилепина // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 312–317.
2. Большев А. О. Роман Захара Прилепина «Обитель» в контексте тюремно-лагерной русской прозы XX века // Филология и культура. – 2016. – № 4 (46). – С. 129– 138.
3. Бондаренко В. Власть Соловецкая. О романе З. Прилепина «Обитель». URL: http://zavtra.ru/content/ view/vlastsolovetskaya/ (дата обращения 06.03.2024)
4. Вальчак Д. Святыня под слоем известки. Икона в лагерной зоне в романе З. Прилепина «Обитель» // Art Logos. 2019. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyatynya-pod-sloem-izvestki-ikona-v-lagernoy-zone-v-romane-z-prilepina-obitel (дата обращения: 02.03.2024).
5. Волкова О. М., Данилова Н. К. Природа и человек в романе Захара Прилепина «Обитель» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №9-2 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-i-chelovek-v-romane-zahara-prilepina-obitel (дата обращения: 06.03.2024).
6. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения : монография. М. : Флинта : Наука, 2016. – 256 с.
7. Воротников Ю. Качели как эротический символ [Электронный ресурс] // Эрос и логос: Феномен сексуальности в современной культуре / сост. В. П. Шестаков. М.: Рос. ин-т культурологии, 2003. 308 с. URL: http://www.riku.ru/ lib/eros-logos/erl.htm (дата обращения: 04.04.2024).
8. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. – Л. : Наука, 1976. – Т. 19. – С. 224–241
9. Ермакова М. В. РОМАН «ОБИТЕЛЬ» ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ // Огарёв-Online. 2021. №3 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-obitel-zahara-prilepina-kak-predmet-nauchnogo-osmysleniya (дата обращения: 06.03.2024).
10. Жучкова, А. «Вегетарианские двадцатые» в «Обители» Захара Прилепина / А. Жучкова // Вопросы литературы. – 2015. – № 3. – С. 164–176.
11. Иванова И. С. Концепт «человек» в романе Захара Прилепина «Обитель» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10(64): в 3 ч. Ч. 3. C. 9096. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-chelovek-v-romane-zahara-prilepina-obitel.
12. Ильина С. А. Символика художественного пространства романа Захара Прилепина «Обитель» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №12-4 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-hudozhestvennogo-prostranstva-romana-zahara-prilepina-obitel (дата обращения: 06.03.2024).
13. Колесов В. В., Колесова Д. В., Харитонов А. А. Словарь русской ментальности: в 2-х т. СПб.: Златоуст, 2014. Т. 1. 592 с.
14. Кочеткова Е. А. Герои с «русской душой» в романе З. Прилепина «Обитель» и Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома» // Актуальные вопросы филологической науки XXI века : сб. науч. тр.–2016. – С. 320–325
15. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. 401 с.
16. Малышева А. И. «Клинический реализм» Захара Прилепина: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Малышева Анжела Игоревна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2017. - 19 с.
17. Муратова К. Обитель заблудших душ. Электронный ресурс. URL: https://zaharprilepin.ru/ru/pressa/pressa-o-romane-obitel/pishi-chitaj2.html?ysclid=lumlfgfh4m641802445
18. Попова И. М. Концептуальность интертекста Ф. М. Достоевского в романе З. Прилепина «Обитель» // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnost-interteksta-f-m-dostoevskogo-v-romane-z-prilepina-obitel (дата обращения: 06.03.2024).
19. Попова И.М. Художественная функциональность концепта камень в романе Захара Прилепина «Обитель» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-funktsionalnost-kontsepta-kamen-v-romane-zahara-prilepina-obitel (дата обращения: 06.03.2024).
20. Попова И. М., Глазкова М. М. Функциональность библейского интертекста в романе Захара Прилепина «Обитель» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15407.htm.
21. Прилепин З. Обитель. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. 746 с.
22. Рудалёв А. Обитель человеческих душ. URL: http://www.litrossia.ru/archive/item/8003-andrej-rudaljov -obitel-chelovecheskikh-dush (дата обращения: 19.08.2016)
23. Рылова К. Ю. Проблема духовного самосохранения в романе З. Прилепина «Обитель» // Вестник ТГГПУ. 2016. №4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-duhovnogo-samosohraneniya-v-romane-z-prilepina-obitel (дата обращения: 02.03.2024).
24. Свирилин А. Н. Одна осень Артёма Горяинова // День и ночь. № 5. 2015. С.42
25. Славина А. Б. Роман З. Прилепина «Обитель»: метафизическое пространство Соловков // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-z-prilepina-obitel-metafizicheskoe-prostranstvo-solovkov (дата обращения: 06.03.2024).
26. Сухих О. С. Роман З. Прилепина «Обитель»: поэтика художественного эксперимента // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 297-304. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roman-z-prilepina-obitel-poetika-hudozhestvennogoeksperimenta.
27. Часть суши, окруженная небом: соловецкие тексты и образы.– СПб.: Logos, 2011. – 784 с.
28. Шаронова Е.А., Шаронов А.М. Жанровая специфика русского исторического романа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019.– № 1. – С. 195–200.
29. Шаронова Е.А. Солженицынские контексты романа «Обитель» Захара Прилепина // Русский язык в контексте национальной культуры. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2019. – С. 83–90