Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Необходимое условие эффективной работы предприятия - рациональное построение организационно-производственной и управленческих структур. Чтобы успешно вести производственные процессы, необходимо рационально строить производственные процессы в пространстве, то есть определить наиболее эффективные структуры предприятия. Актуальность данной темы - возможность организации эффективных производственных процессов в современном рыночном отношении на основе национального принципа организации, позволяющего предприятию получить положительный результат в своей деятельности и четко реагировать и быстро на меняющиеся конъюнктуры и динамика рынка. Организация производственного процесса в пространстве – один из важнейших вопросов производственного процесса, поскольку решение этого вопроса в целом сказывается на эффективности деятельности предприятия.
Важным решением, которое должно быть принято на подготовительной стадии, является выбор месторасположения предприятия. В определенной мере это решение будет зависеть от характера самого предприятия — является ли оно производственным или сервисным.
Объект исследования: ООО «Агроторг».
Предмет исследования: факторы, влияющие на место размещения предприятия.
Цель исследования – оценка места размещения предприятия.
В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи исследования:
рассмотреть особенности размещения предприятий;
изучить принципы размещения предприятий;
привести организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
провести анализ факторов, влияющих на размещение объектов предприятия;
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: анализ, синтез, индукция.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Понятие и выбор места размещения предприятия
Размещение предприятий-это организация производства определенной продукции на определенной территории. Местоположение компании – это географическое положение, в котором расположены помещения организации (административные здания, производственные цеха, склады, филиалы и т.д.). Если эти помещения распределены по разным местам, то организация имеет несколько местоположений.
Место размещения может изменять затраты на производство и распределение, увеличивая или уменьшая их. Например, транспортные расходы на доставку к месту продажи могут достигать 25% от продажной цены в зависимости от производимого продукта и организационного характера производства или вида услуги. Эта четвертая часть дохода организации может быть необходима именно для покрытия транспортных расходов на поставку сырья, необходимого для производства продукта [6].
Организация должна выбрать место, где результаты, которые от нее зависят, в наибольшей степени превышают соответствующие затраты.
Факторы выбора местоположения (наиболее важные):
1. Рынок сбыта. Расположение рядом с рынком сбыта продукта или услуги способствует быстрому и своевременному техническому обслуживанию. Расположение влияет на стоимость. В связи с транспортировкой готовой продукции на рынки сбыта.
2. Сырье и материалы. Расположение организации вблизи источников сырья, материалов, комплектующих или на расстоянии влияет на затраты, связанные с доставкой от поставщиков (транспортные расходы). При оценке этого фактора необходимо:
определять, что производит сама организация и что она покупает;
расширен расчет потребности в сырье, материалах и компонентах;
выбор наиболее важных поставщиков и транспортные средства.
3. Трудовые ресурсы. Наличие источника рабочей силы, обладающей необходимой квалификацией и навыками, является важным условием успеха в бизнесе. Рабочая сила оценивается с трех точек зрения при выборе места работы:
наличие рабочей силы, которая обладает необходимыми навыками или, по крайней мере, готова к обучению, профессиональной подготовке и переподготовке;
уровень заработной платы. Расходы на заработную плату включают не только заработную плату, но и отчисления в пенсионный фонд, расходы на бесплатное питание, дополнительные отпуска и другие;
уровень социальных притязаний.
4. Инвестиция. Требуемые инвестиции значительно различаются в зависимости от местоположения организации. Объектами инвестиций могут быть:
стоимость зданий, сооружений; новостройки; условия аренды; покупка организации;
затраты на выбор участка для природоохранных мероприятий и т.д.
5. Внутриорганизационные – как подразделения размещаются в пространстве внутри организации.
6. Налоги. Внутренние налоговые различия в основном проявляются в региональных и местных налогах и сборах (например, налог на имущество). Международные налоговые различия приводят к появлению так называемых налоговых гаваней.
7. Внешнеэкономические факторы. К таким факторам относятся, например, таможенные расходы, государственные субсидии, субсидии.
Чтобы обосновать решение о выборе места расположения предприятия, которое будет производить продукцию предлагаемого ассортимента, следует помнить, что размещение производства происходит на определенной территории:
приводит к значительным инвестициям с достаточно длительным сроком окупаемости, что обеспечивает возможность получения долгосрочного дохода от деятельности в выбранном месте;
является критическим условием величины постоянных и переменных затрат;
может привести к высоким транспортным расходам, поскольку предприятие удалено от основных поставщиков сырья, материалов, топлива, комплектующих и т.д., С одной стороны, и основных потребителей готовой продукции этого предприятия, с другой.
Следующие факторы также оказывают сильное влияние на местонахождение компании:
состояние коммуникаций (наличие подъездных путей, автомагистралей, водных артерий, аэродромов). Это чрезвычайно важно для России с ее огромной и не везде оборудованной территорией;
климатические условия;
уровень конкуренции;
экологическая ситуация;
развитие социальной инфраструктуры в выбранном регионе.
Выбирая место расположения своих объектов, компания выбирает значительные инвестиции с достаточно длительным сроком окупаемости, что позволяет получать устойчивый доход в течение длительного периода времени, работая в выбранном месте. В зависимости от производимого продукта и типа производства или вида услуг транспортные расходы могут составлять до 25% от продажной цены [9].
Это определяется удаленностью предприятия от основных поставщиков сырья, материалов, топлива, комплектующих и другой продукции, с одной стороны, и основных потребителей готовой продукции этого предприятия, с другой.
1.2. Принципы, влияющие на размещение предприятий
Одной из важнейших проблем рыночной экономики является рациональное размещение предприятий. Принципы размещения компании - это набор требований к местоположению и развитию инфраструктуры, в которой должна располагаться компания. При выборе места расположения предприятий каждое решение должно приниматься с учетом перспектив развития технологий, транспортных коммуникаций и диверсификации производства [13].
При определенном уровне заработной платы должно быть доступно необходимое количество работников с соответствующими навыками.
Близость к источникам сырья признана предопределяющим фактором расположения предприятий во многих отраслях. Нахождение рядом с источниками сырья снижает транспортные расходы. Также необходимо учитывать близость к портам для импортируемого сырья.
Транспортные расходы могут определять местоположение компании вблизи основных источников сырья или рынков. Основными видами транспорта для внутреннего рынка являются железные дороги, которые обеспечивают частные подъездные пути, службы доставки и т. д. Низкие транспортные расходы, развитие «доставки на дом» делают его важным видом транспорта для промышленного транспорта. Развитие контейнерных перевозок и сочетание различных видов транспорта помогают снизить остроту проблемы местоположения компании [5].
Источники энергии и линии электропередач имеют важное значение для размещения предприятий, поскольку они могут сэкономить на расходах на их питание. Отходы производства одной компании могут быть сырьем для другой. Утилизация отходов является серьезной проблемой и фактором. Наличие готового рынка сбыта для каждого побочного продукта является дополнительным положительным фактором при выборе места. Необходимо учитывать общественное мнение, решения центральных и местных органов власти по охране окружающей среды и т.д. учитывать. Большое значение имеют банки, рекламные и другие коммерческие организации, оказывающие услуги компании [8].
Очень важным принципом является государственная помощь, предназначенная для новых отраслей в менее развитых регионах. Правительство оказывает значительную помощь предприятиям в виде следующих льгот:
1. Гранты на новое строительство и рабочие места.
2 Кредиты на выгодных условиях.
3. Освобождение от уплаты налогов при строительстве предприятий для продажи или сдачи в аренду.
4. Определенные субсидии на перемещение предприятий или складов в новые районы.
5. Надбавки для работников в некоторых регионах.
6. Скидки на обучение определенных категорий работников.
7. Близость к рынкам. Этот фактор важен для грузоемких и сыпучих грузов, когда нет других, более значимых факторов.
Для поставщиков характерна тенденция находиться рядом с крупными компаниями, которым они поставляют всю или большую часть своей продукции.
После того, как выбрали местоположение, проблема также заключается в размещении компании в этом регионе. После выбора региона и места предприятие следует рассматривать как рабочую единицу. Цель компании - производить продукцию наиболее эффективным способом. Это означает, что внимание должно быть сосредоточено на строительстве зданий и сооружений, сооружений, планировании производственных помещений и управлении производством.
Методы размещения розничной сети включают унифицированный, концентрический и групповой.
Унифицированный метод размещения используется в основном для магазинов, торгующих товарами первой необходимости. Равномерное размещение предполагает, что магазины равномерно распределены по всей городской территории с учетом плотности населения. Это касается не всех, а только одних и тех же магазинов и, прежде всего, магазинов, торгующих товарами первой необходимости и обслуживающих в основном постоянный контингент покупателей [14].
Радиус действия таких магазинов составляет 500 м. для непродовольственных и 150-200 м. для «магазинов у дома». В этих магазинах население, как правило, совершает плановые покупки, покупает товары, за которыми не поедет в другие районы города или в другой населенный пункт. При концентрическом (или поэтапном) способе размещения торговой сети различают магазины - городского типа, типа жилых районов.
Поэтапный (концентрический) метод размещения (ориентация магазинов на определенную сферу торгового обслуживания) заключается в разделении магазинов на местные и городские магазины с учетом их функциональной значимости.
Местные магазины, занимающиеся обеспечением населения основными продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещаются в жилом районе города (микрорайонах, жилых комплексах). Они обслуживают население в пределах пешеходной зоны. Основными видами магазинов местного значения являются «Магазин у дома» (в 150-200 м от дома) и универмаги. Радиус обслуживания составляет 500 м [11].
Магазины городского значения должны предоставлять населению возможность максимального выбора товаров и услуг. В эту группу магазинов входили универмаги, продуктовые магазины типа "гастроном», специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами.
Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов с различными профилями товаров, чтобы обеспечить удовлетворение сложного спроса на товары. В первую очередь это касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где нет супермаркетов или магазина с универсальным ассортиментом продуктов питания. Групповой метод также предполагает групповой метод предполагает создание торговых улиц, торговых центров.
Так, в малых городах используется двухуровневое размещение предприятий розничной торговли (микрорайон, город). В крупных городах с населением 1-1,5 и более миллионов человек используется трехуровневое размещение коммерческих предприятий (микрорайон, микрорайон, город). Основным требованием к торговой сети является продажа товаров с минимальными трудозатратами при высоком качестве обслуживания населения. Для населения также важен показатель - потребительские расходы, то есть время, затраченное на потребление (походы в магазины, поиск товаров и т.д.) [7].
Сейчас интенсивно развивается сеть гипермаркетов, торговых центров, торгово-развлекательных комплексов и т.д. Магазины городского значения обслуживают население всего города. Удобным для населения городов является размещение магазинов в торговых центрах, торговых центрах и т.д., представляющих комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания и коммунального хозяйства, размещенных в одном или двух отдельных зданиях, объединенных в единый архитектурный ансамбль [15].
Переход к рыночным отношениям привел к необходимости новых подходов к развитию розничной сети. Одной из тенденций формирования розничной сети в городах является формирование «торговых сетей», входящих в их состав:
продуктовые магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, предназначенные для повседневных покупок, - это супермаркеты;
крупные универсальные магазины с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, расположенные в основном в пригородах и на улицах, большие автостоянки и предназначенные в основном для покупки товаров на неделю или более длительный период, гипермаркеты, предназначенные в основном для покупки товаров на неделю или более длительный период, - это гипермаркеты, предназначенные в основном для покупки товаров на неделю или более. рассчитаны на более длительный период;
магазины, которые продают товары по более низким ценам по сравнению с другими предприятиями, являются дисконтными магазинами.
Магазины, торгующие часто востребованными продовольственными и непродовольственными товарами, должны находиться как можно ближе к потребителю, иметь минимальный радиус обслуживания и располагаться на всей территории микрорайона. Магазины, торгующие товарами с периодическим и эпизодическим спросом, расположены в городских и жилых районах и образуют торговые зоны, расположенные недалеко от центра города. Магазины городского значения продают товары всех уровней спроса, расположены на центральных улицах и образуют городские торговые центры [16].
Несмотря на некоторые недостатки, она сопротивлялась стихийному образованию торговой сети, упорядочивала ее. Стало возможным опираться на расчеты для обоснования выбора типов магазинов и их размещения. Большим недостатком этой системы было то, что она жестко привязывала торговую сеть к административному членству города. Направления движения пассажирских и транспортных потоков не учитывались. Решение о строительстве торговых центров в каждом жилом районе и микрорайоне с зоной активности, ограниченной размерами этих районов, было ошибочным [13].
С ростом мобильности населения, расширением ассортимента и необходимостью более рационального использования основных средств возникла необходимость пересмотра этой концепции и разработки новых принципов размещения розничной сети.
Из-за неравного территориального значения торговые предприятия были разделены на местные и городские магазины, к размещению которых предъявляются разные требования. Местные магазины были равномерно размещены в жилом районе с учетом возможностей общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков. Городские магазины - это крупные коммерческие предприятия, которые должны располагаться в основном в центре города, недалеко от крупных транспортных узлов, основных магистралей и железнодорожных вокзалов [8].
Основное различие между функциональной системой и многоуровневой системой заключается не в разделении городской территории на отдельные ячейки, а в создании единой городской системы с учетом функционального содержания каждой зоны. Объем розничного товарооборота и его товароснабжения устанавливается для каждого района, города, области.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адаменко А.А. Развитие предпринимательской деятельности коммерческой организации / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, Е.А. Черкалин // Вестник академии знаний. – 2020. - № 3 (38). – С. 31-36.
2. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259с.
3. Адаменко А.А. Результаты осуществления управленческой деятельности в коммерческой организации / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 34 (2). – С. 10-14.
4. Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова //– М.: Ника-Центр, –2017.–№ 9.– С.35–38.
5. Андреева, А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития.–2017.–№ 3.– С. 25–28.
6. Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. – 2021. – № 1 (81). – С. 118-121
7. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - №6, с. 23-26.
8. Белов, В. А. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. / В. А. Белов. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 176 с.
9. Белоусова, Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д.С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2016. № 15–2.– С.72–76.
10. Бельчик, Т. А. Методы исследований в менеджменте : учебное пособие / Т. А. Бельчик. — Кемерово : КемГУ, 2014. — 308 с.
11. Березов, Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – 768 с.
12. Болдырева, Т.В. Персонал как основной источник конкурентного преимущества компании / Т.В. Болдырева // Наука и общество.–2017.–№ 2 (28).– С. 4–10.
13. Бронникова, Т.С. Экономика фирмы. Учебное пособие. / Т.С. Бронникова. – М.: Теис, 2018. – 222 с.
14. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Магистр Инфра-М, 2019. – 656 с.
15. Гуськов, Ю. В. Основы менеджмента : учебник / Ю. В. Гуськов. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 263 с.
16. Егоршин, А. П. Основы менеджмента : учебник / А. П. Егоршин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 350 с.
17. Красильников, С. А. Менеджмент. Управление холдингом : учебное пособие для вузов / С. А. Красильников, А. С. Красильников ; под редакцией С. А. Красильникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с.
18. Мардас, А. Н. Теория менеджмента : учебник для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 307 с.
19. Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц [и др.] ; под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 379 с.
20. Организационное поведение : Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2016. - 464 с.
21. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, Ф.Е. Удалов; Под общ. ред. С.Д. Резника - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 558 с.
22. Производственный менеджмент: организация производства: Учебник / М.И. Бухалков. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 395 с.
23. Психология менеджмента: Учебное пособие / Э.В. Островский; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 с.
24. Романенкова, О.Н. Поведение потребителей: Учебник / О.Н. Романенкова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 320 с.