Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значимая роль в процессе функционирования таможенных органов отводится отношениям, складывающимся в процессе трудовой деятельности. А так как эффективность трудовой деятельности напрямую зависит от мотивации сотрудников и внешнего стимулирования их начальством, то очень важно понимать как осуществляются эти воздействия, найти проблемы и разработать новые пути в усовершенствовании методов мотивации персонала в таможенных органах .
Поскольку таможенные органы являются системой взаимосвязей управляющих и управляемых, то и вопросы мотивации в настоящее время весьма актуальны для таможенной структуры . В современных условиях в таможенных органах огромную роль играет человеческий фактор. Готовность и желание должностного лица выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования таможенной системы. Современному руководителю для эффективного осуществления мотивации персонала необходимо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. С теоретической стороны мотивация – это четкий и стратегически выбранный план воздействия на потребности подчиненного. Грамотное применение теоретических знаний в этой области на практике позволит руководителю через эффективную мотивацию быстро и рационально достичь целей, стоящих перед таможенными органами.
Целью данной работы является рассмотрение процессуальных теорий мотивации.
Задачи:
- описать сущность процессуальных теорий мотивации; теорию постановки целей Э. Локка;
- рассмотреть мотивационную теорию справедливости Джона Стейси Адамса, теорию ожиданий; модель Портера–Лоулера;
- описать систему по методам мотивации сотрудников Калининградской областной таможни;
- проанализировать усовершенствованную систему методов мотивации сотрудников Калининградской областной таможни.
Объект исследования – процессуальные теории мотивации.
Предмет исследования – возможность применения процессуальных теорий мотивации на практике.
Глава 1 Теоретические основы процессуальных теорий мотивации
1.1 Сущность процессуальных теорий мотивации. Теория постановки целей Э. Локка
Ключевым моментом при определении понятия «мотивация» является определение того, что такое мотив.
Мотив – это внутренний механизм, вызывающий состояние возбуждения организма, приводящий к выбору и направлению поведения. Возникновение мотива является результатом ощущения, что человеку не хватает чего - то важного для него, что означает, что человек должен видеть перспективу удовлетворения этой потребности.
Мотивация – это расстановка сил, которые побуждают людей вести себя определенным образом.
Мотивация – это желание что - то делать, зависящее от возможности удовлетворения этим действием какой-либо потребности индивида.
Мотивацию как гипотетический внутренний процесс, обусловливающий стремление к определенным целям.
Определяют мотивацию и как двигательную силу человеческого поведения и действий – один из важнейших факторов повышения эффективности труда. Мотивация – это набор сил, которые заставляют людей вести себя определенным образом.
С одной стороны, мотивация – это внутреннее состояние, вызывающее активизацию человеческого поведения и дающее ему направление.
Мотив рождается, когда возникает осознание какой - то неудовлетворенной потребности, и выражается в возможности действовать, желая удовлетворить эту потребность. Чтобы мотив мог появиться, должны быть выполнены определенные условия. Во - первых, должна возникнуть потребность, т.е. чувство отсутствия чего - либо. Во - вторых, эта потребность должна быть существенной, т.е. с ее удовлетворением или неудовлетворением связаны определенные эмоциональные состояния: в первом случае – удовольствие, а во втором – раздражение. В - третьих, человек должен видеть возможность удовлетворить эту потребность.
Мотив не возникнет, когда человек абсолютно убежден в невозможности достижения какой-то цели. В этих условиях эта цель никогда не станет необходимостью; она будет рассматриваться как «мечта», размышление о которой – пустая трата времени. В - четвертых, должно произойти что - то, что напомнит о необходимости или сделает ее возможной или более легкой для удовлетворения.
Другими словами, стимул, также известный как мотиватор, будет работать. Таким образом, мотивация имеет много значений, но чаще всего понимается как состояние готовности человека к определенным действиям. Мотивация понимается как существенный инструмент, который создает и запускает соответствующий образ жизни человека и направляет его на достижение конкретной цели.
Мотивация – это внутренний процесс, который происходит в сознании человека, регулирует его поведение и влияет на результаты, которые он достигает. Мотив, в свою очередь, – это внутреннее состояние человека, которое побуждает его к определенной деятельности.
Напротив, стимулирование – это внешний процесс воздействия на человека через различные стимулы и факторы, влияющие на поведение человека. Эта триада следующим образом определяет действия человека: у индивида появляется мотив, который подбадривает его к совершению определенных действий, благодаря чему он проявляет мотивацию к действию и открыт для процесса стимулирования, применяемого к нему.
Принято считать, что начало ХХ века – это время стремительного развития теорий мотивации. Подходы к мотивации труда персонала можно систематизировать по двум основным направлениям: процессуальные теории мотивации и содержательные. Разберемся в сущности процессуальных теорий мотивации. Они определяют способы распределения имеющихся в распоряжении у человека ресурсов и, отталкиваясь от этого, выбирает подходящий образ поведения, который будет способствовать быстрейшему достижению целей. Главной мыслью теории принято считать тот факт, что желание удовлетворить какую–либо потребность является не единственной определяющей выбора альтернативы поведения, поскольку такие элементы как восприятие и ожидание служат стимулирующим, подстегивающим к деятельности рычагом.
Научные исследования в сфере управлении персоналом предприятия, проведенный в середине прошлого столетия, существенно продвинули и обогатили понимание трудовой мотивации и удовлетворенности работой. Основоположником данных открытий выступает Эдвин А. Локк - заслуженный профессор, признанный специалист в области исследований лидерства и мотивации в университете штата Мэриленд (University of Maryland at College Park). Теория постановки целей является синонимом его имени и этой теорией пользуются в промышленной и организационной психологии. Локк потратил 30 лет на изучение связей между постановкой целей и выполнением задач.
Задействовав в исследовании более 40 тысяч человек разного возраста, уровня образования и профессий из 8 стран, он пришёл к определённым выводам . Его статья 1976 года об удовлетворенности работой продолжает оставаться одной из самых цитируемых в отрасли. Десять правил Эдвина Локка:
1. Чем сложнее цель, тем сильнее чувство достижения.
2. Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятельность.
3. Цели, которые являются одновременно конкретными и трудными, определяют наилучшие действия для их достижения.
4. Согласие с целями наиболее важно, когда человек убеждён, что: цель важна; цель достижима (или, по крайней мере, к ней можно приблизиться).
5. Постановка целей наиболее полезна, когда есть обратная связь, указывающая на прогресс в достижении цели.
6. Постановка цели выражает влияние опыта предыдущих действий на последующие.
7. Цели стимулируют планирование.
8. Люди испытывают больше трудностей в достижении целей, если: у них нет опыта или подготовки; они находятся под чрезмерным давлением, требующим действий; время сильно давит на них.
9. Цели оказывают влияние на личность.
10. Цели служат стандартами для самоудовлетворения .
Теория мотивации через постановку целей, разработанная Э. Локком в 1966 году, относится к процессному подходу. Первой фундаментальной работой Локка по теории постановки целей считается статья «О теории мотивации и стимулирования целями», опубликованная в 1968 году. Корни этой теории, в определённом смысле, восходят к разработкам Ф. Тейлора (20-е годы XX века), П. Друкера (50-е годы), Д. Макгрегора (60-е годы). Ученые Т. Раен и Г. Лэтем внесли значительный вклад в развитие этой теории.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Броадбент, М. CIO – новый лидер. Постановка задач и достижение целей / Э. Китцис; М. Броадбент. 2-е изд. (эл.). – Москва: ДМК Пресс, 2018. – 290 с.
2) Видзяйло А.В. Мотивация персонала и использование форм материального стимулирования на предприятии//В сборнике: Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы Сборник трудов XII международной научно-практической конференции. Ответственный редактор К.К.Шебеко. 2018. С. 237-239.
3) Гайфуллина М.М., Муртазина Д.Д. Методический подход к оценке эффективности системы мотивации и стимулирования персонала//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 4. С. 192-194.
4) Гальченко С.А., Заболотняя М. Ю., Михель Е. И. Менеджмент эффективности персонала в организации о процессуальных теориях мотивации//ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И ГОРИЗОНТЫ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.А. Гальченко. Курск, 2023. С. 332-337
5) Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов /Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
6) Голубев А.В. Мотивация труда: процессуальные теории мотивации// ИННОВАЦИОННЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2021. № 5. С. 191-195
7) Камнева Е. В., Мотивационный тип и его связь с личностными качествами и удовлетворенностью трудом // Проблемы теории и практики управления. — 2019. — № 10. — С. 43-52
8) Карпов А. Б., Универсальная модель трудовой мотивации современного работника // Вопросы психологии. — 2022. — № 5. — С. 95-108
9) Меньшикова М.А. Вовлеченность персонала как мотивационный инструмент сотрудников организации / М.А. Меньшикова, М.А. Гребенникова // Цифровизация процессов управления: стартовые условия и приоритеты: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Курск: Изд-во КГУ, 2022. – С. 432-438.
10) Методология измерений и структурная эволюция региональной экономики: тенденции развития в XXI веке / А. Н. Ильченко, А. Н. Петров, О. В. Гонова [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2018. – 243 с.
11) Николаев Д. Е., Мультипарадигмальный анализ и анализ теорий мотивации персонала // Вопросы психологии. — 2020. — № 2. — С. 29-41.
12) Основы таможенного дела : учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.] ; под общ. ред. А. П. Джабиева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 392 с.
13) Полёткина М. С., Акматалиева А. С. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации сотрудников и экономически-социальный эффект// Научный журнал «Студенческий форум». № 32(125), часть 2, октябрь, 2020 г. С. 20-25
14) Понуждаев Э. А., "Перезагрузка" менеджмента в России: концептуальные идеи // Менеджмент в России и за рубежом. — 2018. — № 4. — С. 3-12
15) Пустынова В. Д., Корнева Д. Д., Гонова О.В. Теория постановки целей и ее прикладное использование в организациях// Наука и молодежь: новые идеи и решения в АПК России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Том 2 – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА, – 2022. С. 126-130
16) Хачатурян А., О корпоративной системе мотивации // Проблемы теории и практики управления. — 2018. — № 2. — С. 95-108
17) Черных С.Н., Смирнова О.А., Попова С.В. Социально-психологические аспекты управления рабочей силой// ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В XXI ВЕКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. С. 53-60