Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Особенность правового статуса большинства государственных органов состоит в том, что в Положениях об этих органах одновременно определяется их статус и как участников гражданско-правовых отношений, и как представителей публичной власти. Различия в правовом статусе государственных учреждений и органов власти не позволяют последних отнести к первой категории, а для участия в хозяйственном обороте органов власти могут быть созданы специализированные юридические лица, обеспечивающие осуществление хозяйственных функций.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с органами государства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие деятельность и полномочия органов государства.
Целью данной работы является изучение органов государства и их классификации.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие органа государства и его признаки;
• исследовать принципы организации и деятельности органов государства;
• проанализировать классификацию органов государства;
• определить тенденции совершенствования органов государства в современных условиях.
Теоретическую основу данного исследования составили руды таких авторов как: Адарченко Е.О.; Баглай М.В.; Безруков А.В., Витрук Н.В., Григорьев В.А., Кравцова Е.А., Лукин М.М., . Рассказов Л.П., Малько А.В., Трофимова Г.А., Шахрай С.М., Эмих В.В.
Методология исследования - в работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция Российской Федерации и другие нормативные акты.
Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
Структура работы: введение, четыре раздела, заключение и библиографический список.
Глава 1.Общая характеристика органов носударственой власти в теории права и государства
1.1. Понятие органа государственной власти и его признаки
Орган государства - это составляющая часть механизма государства, наделенная свойственной ей компетенцией, осуществляющая присущее ей функции и во взаимодействии с другими частями и блоками механизма реализующая общие функции государства.
Орган государства обладает следующими признаками:
1) является первичным элементом механизма государства;
2) образуется и функционирует на основании закона и имеет в соответствии с нормативными правовыми актами свойственной ей компетенцией;
3) реализуя собственную компетенцию во взаимодействии с другими государственными органами и учреждениями выполняет задачи и функции государства;
4) обладает признаками юридического лица, соответственно обособленным имуществом, иной материальной базой и финансовыми средствами и т.д.
5) в отличие от других юридических лиц орган государства, реализуя государственную власть, имеет право издавать общеобязательные правовые акты: нормативные, применения, толкования.
6) обладает определенной структурой и состоит из государственных служащих;
7) орган государства имеет право выносить решения, т.е. является решающим, хотя имеет как свои структурные подразделения совещательно-рекомендательные органы, чьи решения являются рекомендательными.
8) связанное с вышеназванным признаком обладание государственным органом монопольного права на принуждение.
С учетом социальной направленности развития Российского государства, его стремления к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, в деятельности органов государственного и муниципального управления по реализации присущих им функций особое место занимает оказание населению различного рода публичных (государственных и муниципальных) услуг, направленных на удовлетворение тех или иных потребностей населения в разных сферах общественной жизни.
Марченко М.Н. понимает под государственным органом «относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством для осуществления строго определенного вида деятельности. Каждое такое звено наделено соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства».
Следует заметить, что в литературе часто термины «орган государства» и «государственный орган» использовались как синонимы, так как на сегодняшний день в литературе так и не было выработано четких отличий данных понятий. Можно было лишь заметить, что понятие «государственный орган» чаще ассоциируется с органами государственной власти, а понятие «орган государства» с иными органами, но такова едва уловимая тенденция, а не закономерность. Данные понятия лексически равнозначны, а потому и ведут к схоластическим спорам о принятии или непринятии равенства их употребления.
Можно сделать вывод, что более нужно обращать внимание не на понятийную соотносимость, а качественное отличие действующих в государстве органов, а для этого создать понятную и удобную их систему с наличием четко фиксированных признаков, антонимичных и однопорядковых групп, и была предложена концепция решения проблемы классификации и упорядочения имеющихся в государстве органов контроля и управления, а также обеспечивающих их деятельность органов.
1.2. Принципы организации и деятельности органов государственной власти
Важным элементом организации и деятельности любого государственного органа является его компетенция. Компетенция органа государства является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей. Причем все составные части компетенции обладают внутренним единством и согласованностью. Компетенция - юридическое выражение функций органов государственной власти, правовая форма осуществления этих функций.
Предметы ведения - структурный элемент понятия «компетенция» - выступают как способ юридического обозначения тех общественных отношений, тех сфер общественной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа.Пространственные пределы деятельности государственных органов, как правило, устанавливаются на базе федеративного устройства России и административно-территориального устройства субъектов Федерации.Функции органов государства проявляются через совокупность всех элементов компетенции.
Рассмотрим подробнее элементы, входящие в понятие правового статуса государственного органа.
1. Правосубъектность государственного органа. Н.В. Витрук считает, что «правосубъектность - самостоятельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями) либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать, а также отвечать за неправомерную реализацию и исполнение».
Определение, данное Н.В. Витруком данному понятию, соответствует общепринятому определению понятия «правоспособность», т.е. он рассматривает его как общую, абстрактную возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. А.В. Малько и Н.И. Матузов, напротив, считают, что правосубъектность - понятие сложное, собирательное, которое включает в себя следующие элементы: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Е.О. Адарченко считает, что правосубъектность государственных органов заключается прежде всего в их компетенции, которая представляет собой определенный круг задач, функций, прав и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
4. Постановление Верховного Суда РФ от 01.02.2017 N 29-АД16-14 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 301-КГ17-3248 по делу N А39-4810/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Апелляционное определение Московского областного суда от 30.01.2017 по делу N 33а-3073/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Адарченко Е.О. Административная правосубъектность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 410.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2005. С. 395.
9. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 87.
10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. С. 94.
11. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. С. 89.
12. Гриценко Е. Разграничение и передача полномочий в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 2 (69). С. 72 - 91
13. Гончаров В.В. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.
14. Доржиев Б., Горюнов В. Статус Следственного комитета и новые полномочия прокурора // Законность. 2011. N 11. С. 16.
15. Кравцова Е.А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 9 - 13.
16. Лукин М.М. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 11. С. 36.
17. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л.П. Рассказов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С. 67.
18. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. С.166.
19. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 76.
20. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 423.
21. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 98.
22. Эмих В.В. Понятие компетенции государственного органа в современном российском праве // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2010. Вып. 10. С. 378 - 393.