Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире мода все больше вдохновляется природой и биоформы становятся все более популярными в дизайне одежды. Биоформы - это органические формы, которые встречаются в природе, такие как листья, цветы, ракушки и животные.
Использование биоформ в моде может привести к созданию уникальных и инновационных силуэтов и линий. Дизайнеры могут использовать кривые и изгибы природы, чтобы создать одежду, которая облегает тело и подчеркивает его естественные формы. Они также могут использовать текстуры и узоры, встречающиеся в природе, чтобы добавить глубину и интерес своим творениям.
Исследование влияния биоформ на формирование силуэтов и линий в современной моде имеет большое значение по нескольким причинам. Во-первых, оно может помочь дизайнерам создавать более инновационную и вдохновляющую одежду. Во-вторых, оно может помочь потребителям лучше понять, как мода может отражать и взаимодействовать с естественным миром. Наконец, оно может способствовать более устойчивой моде, вдохновляя дизайнеров на использование органических материалов и процессов.
Это исследование также актуально ввиду того, что оно соответствует растущему интересу к экологичности в моде. Поскольку потребители становятся все более осведомленными о воздействии индустрии моды на окружающую среду, они ищут одежду, изготовленную из экологически чистых материалов и производственных процессов. Биоформы могут обеспечить дизайнерам вдохновение для создания одежды, которая не только красива, но и устойчива.
В отличие от экологического и «одушевленного» дизайна, бионическое направление в художественном проектировании одежда основано на установлении структурно-функционального единства процесса формообразования природных и искусственных систем, следствием чего является возможность визуальной и эргономической гармонизации объектов и субъектов мироздания. Мимезис (желание подрожать) стал объективной предпосылкой возникновения бионического направления в архитектуре, технике и дизайне. Взгляд на деятельность человека, как на своеобразное продолжение природной организации присутствует в суждениях Демокрита об искусстве, положившего начало теории, согласно которой искусство (техника, ремесло и т.д.) - это «подражание» природе, прежде всего деятельности животных.
Теории подражания придерживались Платон и Аристотель, рассматривая подражание в качестве определяющего признака искусства. А.Смит положил идею бессознательного подражания в основу своего нравственного учения. И.М. Сеченов отмечал инстинктивную склонность человека подражать тому, что попадает в поле его зрения. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи», подчеркивая один из существенных моментов художественного творчества, рекомендовал художникам как бы «подстерегать» красоту природы, наблюдая ее в те мгновения, когда она наиболее полно выявляется в них. Для Гегеля человек, художественно творящий, представляет собой «...целый мир содержания, которое он похитил у природы».
Кибернетика впервые расширила представление о взаимосвязи биологических и технических структур, установив зависимость конструктивного сходства от их функционального подобия, открыв закон конструктивного гомоморфизма изофункциональных систем. Установление функционального тождества биологических и искусственных систем позволило выявить «закон совершенства», первоначально абсолютизирующий живой субстрат (белковое гело живой природы), а затем, специфику структурных и функциональных свойств биологических конструкций. Объективное единство законов формообразования и функционирования биологических и искусственных систем является основанием для бионических исследований.
Исходным в структурно-функциональном анализе биологических и искусственных систем является понятие «целесообразной функциональности систем». Для достижения цели своего существования любая целесообразная система выполняет определенные функции, взаимодействуя с окружающей средой, то есть, развивает целенаправленную деятельность. Следовательно, целесообразная система характеризуется совокупностью функций, материальным носителем которых являются структуры. Бионические структуры формообразования современной модной одежды дают возможность бесконечного балансирования между искусственной и естественной формой, определяют новые условия промышленного производства швейных изделий.
В результате копирования структур природы могут быть созданы системы, во-первых, выполняющие заданные функции, во-вторых, выполняющие эти функции с максимально возможным совершенством, в-третьих, являющиеся органично целостными пространственными системами. Оптимальная конструкция, в этом случае, представляет собой материальный носитель заданных функций проектируемой природной системы. Следовательно, бионический подход предполагает выявление законов формообразования и функционирования систем природы, специфики структурно-функциональных отношений и последующее использование этих законов в художественном проектировании силуэтов и линий в современной моде.
Цель работы заключается в исследовании влияния биоформ на формирование силуэтов и линий в современной моде.
Задачи:
проанализировать процесс зрительного восприятия биоформ человеком;
рассмотреть основные этапы восприятия и преобразования бионических форм в модную одежду;
провести практическое исследование влияния биоформ на формирование силуэтов и линий в современной моде.
Объект исследования: биоформы в современной моде.
Предмет исследования: влияние биоформ на формирование силуэтов и линий в современной моде.
1. Теоретическое исследование биоформ в восприятии человека
1.1. Анализ процесса зрительного восприятия биоформ человеком
В основе научно-исследовательской работы по бионическому формообразованию лежит определенная последовательность формирования теоретических основ и получения практических результатов дизайн-проектирования. Поэтому для начала целесообразно рассмотреть основные уровни исследования формы.
Биологический уровень является исходным, начальным и включает изучение различными средствами отдельных сторон живых объектов в плане поставленной задачи. В отличие от традиционных в биологии подходов, здесь с самого начала имеется в виду получение данных для формализации, построения модели формообразования природных объектов благодаря избирательной способности человека воспринимать окружающий мир и его объекты, дифференцировать их свойства.
Теоретический уровень связан с абстрагированием, обобщением данных, полученных на биологическом уровне, их формализацией, моделированием, построением функциональных схем и установлением определенных закономерностей в формообразовании природы и одежды на основе структурно-функционального анализа воспринимаемых естественных и искусственных форм. Технический уровень заключается в создании макета, выполненного в материале, решающего пути технической реализации, конструктивного функционирования биологического аналога. На этом уровне процесс восприятия формы (макета) представляет собой способность человека мыслить абстрактными категориями, извлекая «полезную информацию извне» и адаптируя ее в системе «мода».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма [Текст]: учеб. пособие /Э.М. Андросова. – Челябинск: Издат. дом «Медиа-Принт», 2004. – 184 с., ил.
2. Бескоровайная, Г.П. Проектирование детской одежды [Текст]: учеб. пособие /Г. П. Бескоровайная, С. В. Куренова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Мастерство, 2002. – 96 с., ил.
3. Борисова, Е. А. Разработка коллекции одежды по заданному источнику творчества для студентов 2 курса специальности "Дизайн" [Текст] /Е.А. Борисова. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009. – 26 с.
4. Борисова, Е. А. Разработка и выполнение коллекции одежды. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Выполнение проекта в материале» для студентов 5 курса специальности "Дизайн" [Текст] /Е.А. Борисова. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009. – 14 с.
5. Бузов, Б. А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности. Швейное производство [Текст]: учебник для вузов (Гриф МО) /Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова. – 2 -е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 448 с., ил.
6. Булатова, Е.Б. Конструктивное моделирование одежды [Текст]: учеб. пособие для вузов (Гриф УМО) /Е.Б. Булатова, М.Н. Евсеева. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
7. Гриншпан, И. Я. Конструирование мужской верхней одежды по индивидуальным заказам [Текст]: учеб. пособие (Гриф УМО) /И. Я. Гриншпан. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
8. Екшурская, Т. Н. Модное платье [Текст]: Конструирование, технология пошива, отделка /Т. Н. Екшурская, Е. Н. Юдина, И. А. Белова. – СПб.: Лениздат, 1992. – 448 с.
9. Каталог моделей и конструкций женской одежды [Текст]: учеб. пособие для вузов /Под ред. А. И. Мартыновой. – М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. – 96 с.
10. Козлова, Т. В. Костюм. Теория художественного проектирования (При участии Заболотской Е.А., Рыбкиной Е.А.) [Текст]: учебник для вузов. /Т.В. Козлова. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005. – 380 с.
11. Козлова, Т.В., Белько, Т.В. Костюм и бионика [Текст]: учеб. пособие для вузов /Т.В. Козлова, Т.В. Белько. – М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. – 223 с.
12. Композиция костюма [Текст]: учеб. пособие для вузов (Гриф УМО) /Г. У. Гусейнов [и др.]. – М.: Академия, 2003. – 432 с.
13. Конопальцева, Н. М. Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов [Текст]: учеб. пособие для вузов (Гриф УМО). Ч. 2: Технология изготовления одежды /Н. М. Конопальцева, П. И. Рогов, Н. А. Крюкова. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
14. Кузьмичев В.Е. Интеллектуальная собственность в индустрии моды [Текст]: учеб. пособие /В.Е. Кузьмичев, Н.А. Сахарова. – Иваново: ИГТА, 2008. – 260 с.
15. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР [Текст] /Е.Б. Коблякова и др. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.
16. Малявко, Л. Н. Методические указания к выполнению курсового проекта по "Конструированию костюма" [Текст]: для студентов 2 курса специальности "Дизайн" /Л.Н. Малявко. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2006. – 14 с.
17. Медведев, В.Ю. Стиль и мода в дизайне [Текст]: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. /В.Ю. Медведев. – СПб.: СПГУТД, 2005. – 256 с.
18. Орленко, Л.В Конфекционирование материалов для одежды [Текст]: учеб. пособие /Л.В. Орленко, Н.И. Гаврилова. – М: Форум-Инфро, 2006. – 286 с.
19. Пармон, Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары [Текст]: учебник для вузов /Ф.М. Пармон. – М.: «Триада Плюс», 2002. – 312 с.
20. Петушкова, Г. И. Проектирование костюма [Текст]: учебник для вузов (Гриф МО) /Г. И. Петушкова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.