Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на жилище (ст. 40). Это одно из важнейших прав в социальном аспекте. Однако реализация этого права может столкнуться с проблемами, особенно когда жилые помещения становятся непригодными для проживания. В данной курсовой работе мы рассмотрим проблемы переселения граждан из таких жилых помещений на основе материалов судебной практики.
Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Это означает, что жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, а также другим нормам законодательства.
Для установления непригодности жилых помещений к проживанию проводятся обследования межведомственными комиссиями, в состав которых входят представители органов местного самоуправления, жилищных организаций, санитарно-эпидемиологических станций, бюро технической инвентаризации, государственного пожарного надзора и других специалистов.
Актуальность темы исследования
Одним из наиболее актуальных и одновременно проблемных направлений защиты жилищных прав в России является защита прав граждан при переселении из ветхого и аварийного жилья. Расселение из непригодного для проживания жилищного фонда стало важнейшим аспектом социальной политики Российской Федерации. Однако не всегда и не во всех субъектах России процесс переселения граждан проходит без конфликтов и с соблюдением требований федерального законодательства. Часто права граждан нарушаются органами местного самоуправления, ответственными за расселение, что вынуждает граждан обращаться к судебным и другим юридическим процедурам для защиты своих интересов.
Теоретический анализ
Внесение изменений в ЖК РФ, в частности введение части 8.2 статьи 32, создало правовую неопределенность в понимании вопросов развития жилищных правоотношений во времени и содержания принципа обратной силы закона. На практике это привело к многочисленным судебным спорам между органами местного самоуправления, настаивающими на прямом непосредственном применении данной нормы, и гражданами, которые приобрели в собственность жилые помещения в домах, признанных аварийными, и утратили право на получение нового жилья взамен непригодного для проживания.
Эмпирический анализ
Исследование показало, что суды первой, апелляционной и кассационной инстанций по-разному применяют нормы части 8.2 статьи 32 ЖК РФ при рассмотрении одной и той же категории дел. В некоторых случаях суды поддерживали позицию органов местного самоуправления, рассматривая жилищные отношения как длящиеся во времени. В других случаях суды защищали интересы граждан, которые ссылались на факты приобретения жилья и включение их в региональные ведомственные программы по переселению до внесения соответствующих изменений в жилищное законодательство. Важную роль в устранении неопределенности в судебной практике сыграл Верховный Суд Российской Федерации (далее -ВС РФ), подтвердивший правильность позиции граждан.
Результаты
Исследование позволяет лучше понять сложности и противоречия в сфере защиты жилищных прав граждан при переселении. Решения судов и позиция ВС РФ важны для обеспечения справедливости и соблюдения законности в данной области.
Сегодня все больше граждан сталкиваются с необходимостью выселения из своих жилых помещений. Судебные споры о выселении из жилья становятся все более актуальными.
Исследование проблемы переселения граждан из жилых помещений на материалах судебной практики позволяет выявить общие тенденции, проблемные аспекты и пути решения. Это важно для разработки эффективных мер по защите прав граждан на жилище.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является комплексный анализ правового регулирования выселения граждан из жилых помещений. Мы рассмотрим основные проблемы, связанные с выселением, и предложим пути их решения. Для достижения этой цели мы поставим следующие задачи:
1. Проанализировать тенденции развития выселения из жилых помещений.
2. Исследовать теоретические аспекты выселения, основания и принципы.
3. Выявить проблемные аспекты, связанные с выселением из жилых помещений.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией прав граждан на жилище. Предметом исследования являются основания и порядок выселения граждан из жилых помещений, а также содержание правовых норм, регулирующих совокупность отношений по выселению.
В данной курсовой работе будет рассмотрено значение данной проблемы, анализ судебной практики по данному вопросу, основные правовые нормы, регулирующие процесс переселения граждан, а также практические рекомендации для тех, кто столкнулся с данной ситуацией.
Глава 1. Гражданско-правовое регулирование переселения граждан из жилых помещений непригодных для проживания
1.1. Понятие, характеристика и признаки жилых помещений непригодных для проживания
1.1.1. Понятие жилых помещений непригодных для проживания
Жилое помещение - это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Оно должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также другим требованиям законодательства (пункты 2, 3 статьи 15, статья 16 ЖК РФ.
Характеристика жилых помещений непригодных для проживания
Жилые помещения, которые стали непригодными для проживания, могут иметь следующие характеристики и признаки:
1. Физический износ: Жилые дома, у которых прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, могут быть признаны непригодными для постоянного проживания.
2. Повреждения несущих конструкций: Если жилое помещение имеет повреждения в результате землетрясений, просадок, неравномерных осадок и т.п., и эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований СНиП к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации, оно также может быть признано непригодным для проживания.
3. Нарушение санитарных требований: Жилые помещения, находящиеся в ветхом или аварийном состоянии, или в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, могут быть признаны непригодными для проживания.
4. Угроза безопасности: Если жилой дом создает угрозу безопасности проживания граждан, он может быть признан аварийным и непригодным для проживания.
Признаки жилых помещений, непригодных для проживания
Жилое помещение признается непригодным для проживания, если оно не отвечает установленным требованиям и имеет следующие признаки :
жилые помещения, имеющие деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;
жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических, химических и биологических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), если инженерными и проектными решениями невозможно снизить вредное влияние;
жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
жилые помещения, расположенные в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией;
жилые помещения, расположенные на территориях, близко прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока;
жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате сложных геологических явлений (пожаров, взрывов, аварий, землетрясений и.т.д.), если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно;
жилое помещение, окна которого, выходят на магистрали, когда уровень шума превышает предельно допустимые нормы, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения;
помещения, над которыми или смежно с которыми расположено приспособление для промывки и очистки мусоропровода.
Переселение граждан из жилых помещений, которые стали непригодными для проживания, является важным аспектом социальной политики. Правовое регулирование переселения граждан из таких помещений направлено на обеспечение их права на достойное жилье и улучшение жилищных условий.
1.2. Материалы судебной практики по вопросам жилых помещений непригодных для проживания.
Судебная практика играет важную роль в разъяснении и применении норм, связанных с обеспечением жилищных прав граждан при переселении из непригодных для проживания помещений .
При наличии у граждан, состоящих на жилищном учете, на праве собственности дома с назначением «жилое», «жилое строение», по правилам статьи 9 Закона Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», такой дом подлежит учету при расчете жилищной обеспеченности.
Исключение предусмотрено частью 10 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому исключению, общая площадь жилых домов, расположенных на садовых земельных участках, зарегистрированных до 1 января 2019 года, не включается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Кроме того, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (пункты 7, 8), предусматривает создание органом местного самоуправления в установленном им порядке комиссии для оценки жилых помещений. Так, семья М., состоящая из 6 человек, занимает однокомнатную квартиру площадью 45,1 кв.м. Собственником этой квартиры на основании договора купли-продажи является М., которая также претендует на постановку на жилищный учет. Однако у трех членов семьи М также есть долевая собственность на жилой дом площадью 36,1 кв.м, находящийся во Владимирской области. Семья М. обратилась в Департамент государственной инспекции города Москвы (далее- ДГИ г. Москвы) с запросом о предоставлении государственной услуги «Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Однако ДГИ г. Москвы отказало в предоставлении государственной услуги, объяснив это тем, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя с учетом площади жилого дома, превышает установленную норму. М. не согласились с решением ДГИ г. Москвы и обратились в Пресненский районный суд города Москвы, требуя признания уведомления ДГИ г. Москвы незаконным и повторного рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги. Суд первой инстанции, рассматривая гражданское дело № 02-2781/2020, пришел к выводу, что строение истцов нельзя считать жилым, так как в доме отсутствует центральное тепло-водо-газоснабжение и канализация, согласно техническому паспорту. Также районный суд применил нормы приложения № 1 к Закону Москвы от 14 июня 2006 года № 29, устанавливающие стандарты благоустройства, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в городе Москве.
ДГИ г. Москвы, не соглашаясь с решением по делу семьи М., подал апелляционную жалобу. В ней было отмечено, что технический паспорт, содержащий информацию об отсутствии центрального тепло-газоснабжения и канализации, не является допустимым доказательством непригодности жилого помещения для проживания. ДГИ г. Москвы также утверждал, что решение суда первой инстанции, которое не признало дом семьи М. жилым, нарушает конституционный принцип разделения властей, подменяя деятельность специально уполномоченного органа по признанию жилых помещений непригодными.
В результате апелляционным определением Московского городского суда решение Пресненского районного суда города Москвы было отменено, и новое решение было вынесено, которым отказано в удовлетворении исковых требований М..
При рассмотрении вопроса учета жилого дома в расчет имущественной обеспеченности, ДГИ г. Москвы руководствуется необходимостью наличия решения органа исполнительной власти о признании дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Суд первой инстанции не учел в материалах дела решение органа местного самоуправления о признании объекта недвижимого имущества жилого назначения пригодным (непригодным) для проживания. В данном случае, недопустимо применение критериев, установленных Приложением № 1 Закона Москвы от 14 июня 2006 года № 29, к жилому дому, который расположен во Владимирской области. Указанные нормы права не носят экстерриториального действия и распространяются только на территорию города Москвы.
При рассмотрении гражданских дел данной категории следует учитывать факт установления непригодности для проживания жилого помещения исключительно в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации процедурой. Надлежащим доказательством в данном случае является решение органа исполнительной власти о признании дома непригодным для проживания. Кроме того, необходимо устанавливать целевое назначение земельных участков и вид их разрешенного использования, особенно при учете жилищной обеспеченности жилого дома, расположенного на земельном участке.
Вот некоторые ключевые аспекты, вытекающие из материалов судебной практики:
1. Право на благоустроенное жилье: Суды признают, что гражданам, переселяющимся из непригодных для проживания помещений, должно быть предоставлено жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
2. Обследование помещений: Суды подчеркивают, что законодательство не предусматривает иного порядка обследования частных жилых помещений для признания их пригодными или непригодными для проживания. Обследование проводится межведомственными комиссиями на уровне муниципальных органов.
3. Компенсационный характер предоставляемого жилья: Если жилое помещение признано непригодным, гражданам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилье, равнозначное ранее занимаемому.
4. Позиция ВС РФ: ВС РФ подтверждает правильность позиции граждан, защищая их интересы при переселении из непригодных помещений.