Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное телевидение – это использование различных способов телевизионного общения, наличие авторских телепрограмм – информационно-аналитических, развлекательных, ток-шоу. Режиссёры могут воплотить в жизнь самые невероятные проекты. Но несмотря на огромные творческие возможности, заложенные в самих передачах, главную роль играют все-таки актеры. Тщательный анализ его вербального и невербального поведения позволяет проникнуть в творческую лабораторию телеведущего, выявить слагаемые высоких рейтингов. В изучении вербального и невербального поведения телеведущих в настоящее время произошел сдвиг: начинает анализироваться поведение телеведущих, организация студийного пространства и другие компоненты невербальной коммуникации. Все это свидетельствует об актуальности проблемы исследования и потребности изучения в нем различных НВКК.
Избранная нами тема является новой, так как в научном обиходе имеется большое количество работ, касающихся общих проблем коммуникации, однако обнаружено небольшое число научных источников, связанных с невербальным поведением актеров на телевидении.
Цель данной работы – провести анализ сериала "Викинги" как коммуникативного феномена.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «невербальные компоненты коммуникации»
2. Проанализировать классификацию элементов НВКК
3. Изучить организации пространства в невербальном поведении
4. Рассмотреть понятие пространства в СМК
5. Проанализировать классификацию пространственного контакта между людьми
6. Провести анализ сериала "Викинги" как коммуникативного феномена
Предметом исследования являются комуникатиые компоненты коммуникации: мимика, жесты, позы и улыбка.
Для того, чтобы выполнить поставленные в работе цель и задачи, в исследовании используются следующие методы работы:
• метод непосредственного наблюдения;
• метод копирования фактического материала;
• описание полученного фактического материала;
• сопоставительный метод;
• графический метод.
Структура работы: введение, 2 главы, теоретическая и практическая, заключение, список использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы исследования невербальной коммуникации
1.1 Понятие «невербальные компоненты коммуникации»
Одним из самых известных исследователей невербальных компонентов коммуникации (НВКК) является австралийский ученый – Аллан Пиз. Он выделяет не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми. По его мнению, роль НВКК в процессе коммуникации очень велика: 60-70% информации при общении между людьми передается невербально.
Обратимся к понятию невербальной коммуникации, но вначале рассмотрим составляющие - понятия «невербальный» и «коммуникация».
Коммуникация - 1. Путь сообщения, связь одного места с другим. 2. Общение, передача от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемая главным образом при помощи языка. Один американский политолог, Г.Д. Лассуэл, охарактеризовал коммуникацию по следующей формуле: «Кто говорит, что, по какому каналу, кому и с каким эффектом» . Невербальный - взаимодействие между индивидами без использования слов. То есть «невербальный» подразумевает общение без использования каких-либо речевых средств, а коммуникация - обмен информацией между людьми. В словаре «Эффективная коммуникация» невербальная коммуникация рассматривается как разновидность коммуникации, в которой коммуникативный акт осуществляется не на основе звуковой речи, а при помощи невербальных средств. Невербальная коммуникация включает в себя первичные семиотические системы, построенные из невербальных кинетических компонентов (язык жестов, пантомима, сигнальные системы). Кроме того, невербальная коммуникация реализуется и средствами вторичных семиотических систем, куда могут быть отнесены нотная грамота, символика языка науки, правила игр, азбука Морзе, языки программирования.
Теории и исследования невербальных коммуникаций можно отнести к следующим трем областям:
1) окружающая среда, в которой происходит коммуникация (ее физические и пространственные характеристики;
2) физические характеристики коммуникаторов;
3) телодвижения и позы: жесты, прикосновения, выражения лица, взгляды и голос .
Неотъемлемой частью в изучении невербальных компонентов коммуникации является невербальное поведение. Невербальное поведение - это индивидуальная, конкретно-чувственная форма действий и поступков, передаваемых индивидом при помощи невербальных средств общения. Основное свойство невербального поведения – движение - возникает на основе компонента кинесики. Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении . Невербальное поведение не изучается как отдельное явление, оно исследуется как дополнительная часть общего процесса коммуникации. Некоторые ученые пытаются разграничить вербальные и невербальные системы, но их усилия оказываются не очень успешными. Невербальные компоненты коммуникации сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют ее. И они включают в себя невербальные сигналы. Невербальные сигналы - это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения (Стернин И. А. 2009: 60).
Стернин И.А. выделяет следующие виды невербальных сигналов:
1) сигналы внешности;
2) язык телодвижений;
3) сигналы пространства.
Таким образом, в своем исследовании мы будем использовать термины невербальная коммуникация, невербальные компоненты коммуникации, невербальное поведение, невербальное общение, невербальные сигналы. Понятие невербальных компонентов коммуникации многогранно. Оно включает в себя внешние особенности говорящего, пространство, в котором он находится, и его телодвижения.
1.2 Классификация элементов НВКК
Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Это позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния - ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бирах А. Психология мимики/ А. Бирах. – М.: Маркетинг, 2014. – 75с.
2. Биркенбил В., Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 2017. – 176 c.
3. Бороздина Г. В., Психология делового общения. Глава 7. Имидж делового человека. – М.: « Деловая книга»., 2015.- 248 с.
4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации.- М.: « Наука», 2015. – 238 с.
5. Горчакова В. Г. «Имиджелогия». Теория и практика/ В.Г. Горчакова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2016. – 335с.
6. Гуревич П.С. Создание имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 2014.
7. Cummins, Steve. Emmy Award-Winning Cinematographer John Bartley Joins ‘Vikings’ Crew, The Irish Film & Television Network (26 June 2012). (дата обращения 20.06.2017)
8. The History Channel Announces 'Vikings' Broadcast DateThe Irish Film & Television Network. Irish Film and Television Network (20 December 2012). (дата обращения 20.06.2017)