Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕСКАЗА
1.1 Особенности речи младших школьников
Психологическая природа связной речи, проблемы ее формирования и развития были предметом многочисленных психологических исследований Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.
Школьные программы очень важны для формирования речи детей младшего школьного возраста: как отмечает М.Р. Львов, учебная деятельность становится одной из главных наряду с общением и игрой. Он также отмечает, что «учебная деятельность играет особую роль в развитии детей младшего школьного возраста. Учебная деятельность определяет характер других видов деятельности, таких как игра, труд, общение». В результате обучения в школе дети расширяют сферу и содержание своего общения с окружающими, особенно со взрослыми, которые, как учителя, служат примером для подражания и являются основным источником разнообразных знаний. Психологи отмечают, что речь детей в начальной школе носит непосредственный и непроизвольный характер.
Так, Л.С. Выготский отмечает: «высказывания младшего школьника, как правило, непосредственны». Преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. В процессе обучения ребенок учится планировать свою речь, строить ее правильно и развернуто. Учителя учат школьников подробно отвечать на вопросы, излагать свои мысли в определенном порядке или по определенному плану, избегать повторов в речи, говорить грамотными и полными предложениями [4].
В процессе обучения учащиеся также должны овладеть навыками составления и формулирования монологов, например, путем пересказа прочитанного и устных выступлений. Кроме того, учащиеся должны овладеть спонтанной, активной, программной, коммуникативной и монологической речью.
М.М. Алексеева утверждает, что дети в возрасте от 9 до 11 лет приобретают и используют в своей речи около 5000 новых слов. Дети школьного возраста более точно используют слова для разных целей, а семантические представления используемых слов каждый раз группируются и выстраиваются в определенную иерархию. Чем старше дети, тем больше они способны объяснить значение слов. Например, ребенок характеризует слово по его функции или внешнему виду. Через некоторое время ребенок характеризует то же самое слово более подробно, используя синонимы и сравнения. Из этого можно сделать вывод, что дети старшего возраста способны выражать слова более глобально и переходить от значений, основанных на личных чувствах и опыте, к наиболее обобщенным значениям, получаемым в общении с другими людьми [1].
Наблюдение за тем, как обогащается словарный запас детей, предполагает, что существует несколько классификаций слов, которые они изучают. Первая категория заключается в том, что у каждого ребенка есть некий активный запас слов. Например, при общении со сверстниками или взрослыми, при выражении требований, желаний и потребностей.
Второй компонент - пассивный словарный запас, который включает слова, помогающие человеку получить или понять идею, но он не использует эти слова в своей речи. Активный словарный запас можно пополнить, если закрепить слова. Тривиальное использование слова ничего не дает. Ребенок должен понимать слово и его значение.
В процессе обучения дети осваивают письменную речь, что является сложным процессом для детей младшего школьного возраста; как отмечает Е.И. Тихеева, письменная речь лишена жестов и интонации и должна быть более развитой (в отличие от внутренней речи).
Обучение письму чрезвычайно важно для школьников. Важно не только научиться писать, но и научиться писать грамматически и орфографически правильно, что играет большую роль в развитии речи учащихся. Согласно исследованиям психолога М.С. Соловейчика, первый шаг — это повышение потребности в звуковом анализе слов: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т. е. поэлементно воссоздается. Дети должны научиться отличать произношение от написания [5].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку: учебное пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арутюнян А. Р. Основные особенности организации подробного пересказа для развития устной речи младших школьников на уроках литературного чтения //педагог-исследователь: взгляд в будущее. – 2020. – С. 192.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018. – 398 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология; / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2016. – 480 с.
5. Забелина А. Ю. Пересказ как средство развития связной речи младших школьников //проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. – 2022. – С. 51.
6. Коник, О. Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31.
7. Лалаева Р. И. Логопатопсихология. Учебное пособие для студентов. Автор: Лалаева Р.И. Издание: Владос.- Год: 2013, с.156
8. Немов Р. С. Год: 2015 Издание: Юрайт. Общая психология в 3х тт. Том III: психология личности 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Автор: Немов Р. С. Издание: Юрайт. Год: 2019, с.176
9. Попова Л. В. Психолингвистические характеристики устной речи младших школьников //Вопросы психологии. – 2002. – №. 4. – С. 129-134.
10. Рубинштейн, С.Л., Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 713 с.
11. Сайфуллина Г. С. Пересказ художественного текста как средство развития речи младших школьников //Студенческий вестник. – 2021. – №. 7-1. – С. 8-11.
12. Смага А. А., Агафонова Н. Н. Пересказ как средство развития связной речи детей младшего школьного возраста //Психолого-педагогические условия развития личности. – 2009.
13. Торосян А. Н. Пересказ как средство развития речи младших школьников //Научная компетентность молодых учёных: идеи, перспективы, направления. – 2019. – С. 237-240.
14. Чернышова Е. А. Использование метода пересказа в развитии монологической речи младших школьников //Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. – 2018. – С. 350-353.
15. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: методическое пособие / Т. А. Фотекова. - 2-е изд. - Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2017, с.135