Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В обстоятельствах перехода к рыночной экономике увеличение конкурентоспособности продукции является важной рекламной задачей компаний, так как в данной трудной категории объединены и сосредоточены главные промышленные, коммерческие, общественно-финансовые и денежные показатели работы и качества коллективного труда.
Главным законом компании о качестве является утверждение, что если пользователь считает продукт плохим, это значит, что он вправду плохой, даже если он соответствует чертежам и спецификациям, и это доказано инспекцией.
Трудности увеличения качества продукции имеются у любой компании, в особенности на современном этапе, когда фактор "качество продукции" обеспечивает её конкурентоспособность, играет все больше главную роль в увеличении продуктивности производства.
Главным фактором, обеспечивающим увеличение эффективности производства, является качество реализованной продукции. Качество продукции – это важный фактор «выживаемости» предприятия на современном рынке при жестких условиях конкуренции.
В настоящее время представление о качестве и стандартах качества постоянно меняются и поэтому предприятие всегда должно быть готово к изменениям внешней среды. Руководству необходимо постоянно следить за ситуацией в мире для того, чтобы быть в курсе событий, также предугадывать наперёд все желания и вкусы потребителей. Каждое предприятие должно иметь чётко выработанную стратегию повышения качества для того, чтобы обходить конкурентов.
В условиях рыночных отношений во всех организациях система управления качеством продукции определяется направленностью их деятельности на обеспечение высокого уровня качества продукции и услуг, который позволит удовлетворить всё запросы потребителя. Поэтому качество продукции является главным элементом, который определяет конкурентоспособность организации, поэтому выбранная тема является актуальной.
Объектом исследования является качество продукции и конкурентоспособность предприятия ОАО «МАКФА».
Предметом исследования является изучение качества продукции и конкурентоспособности предприятия ОАО «МАКФА».
Целью написания данной курсовой работы является анализ показателей качества продукции и конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе требуется решить следующие задачи:
-изучить сущность и понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг в условиях рынка;
-изучить показатели и методы оценки качества и конкурентоспособности товаров и услуг в условиях рынка;
-выполнить оценку принципов качества и конкурентоспособности товаров и услуг в условиях рынка на примере ОАО «МАКФА»;
-предложить пути совершенствования (улучшения) системы оценки качества и конкурентоспособности товаров и услуг в условиях рынка на ОАО «МАКФА».
При написании курсовой работы били использованы такие методы исследования, как метод анализа и синтеза, метод изучения документации и метод обобщения.
В ходе написания курсовой работы использовалась широкая информационная база. В неё вошли нормативно-правовая база исследования, источники учебной литературы и интернет источники.
Курсовая работа включает в себя введение, обзорную и аналитическую главы, заключение, а также список используемых источников.
1. Понятие и сущность качества и конкурентоспособности товаров и услуг в условиях рынка
С развитием рыночной экономики появляются новые и редко используемые термины, одним из которых является конкурентоспособность. Этот термин происходит от слов "конкурент" и "способность", то есть быть способным конкурировать. Конкурентоспособность рассматривается на нескольких уровнях: макроуровне (конкурентоспособность страны), мезоуровне (конкурентоспособность регионов и отраслей), микроуровне (конкурентоспособность предприятий и их продукции или услуг). Если конкурентоспособность страны или региона определяется конкурентоспособными предприятиями и отраслями, то конкурентоспособность предприятия зависит от уровня конкурентоспособности его продукции или услуг. Таким образом, предприятие может конкурировать на рынке только тогда, когда его продукция или услуги конкурентоспособны.
В последние годы понятие "конкурентоспособность продукции" стало изучаться не только зарубежными, но и отечественными авторами. Несмотря на достаточное освещение этой проблемы в научной литературе, все еще нет единого толкования этой важной экономической категории. Авторы учебников, статей и справочных материалов предлагают различные трактовки данного термина, хотя в целом они сходны по смыслу. Однако различия между ними дополняют и углубляют предложенные формулировки, делая их более конкретными и точными.
Анализ определений термина "конкурентоспособность товара" показывает, что это понятие имеет многогранный характер. Существуют разные трактовки этого термина, от кратких до подробных. Например, экономист Ш. Ш. Магомедов определяет конкурентоспособность товаров как меру их потребительской привлекательности [13]. Однако это определение поверхностно, так как не учитывает важный фактор - качество товара. Для лучшего понимания полезности товара следует провести его анализ и учесть также показатели качества.
Более расширенное определение "конкурентоспособности товара" предлагается в работах В.М. Круглика и Е. П. Голубкова. Они детально описывают признаки, функции, характеристики, свойства этого понятия. Например, В.М. Круглик определяет конкурентоспособность продукта как его способность успешно конкурировать на рынке благодаря набору характеристик, которые придают ему более высокую оценку потребителей по сравнению с конкурирующими товарами [12].
Таким образом, различные трактовки понятия "конкурентоспособность товара" показывают его многоаспектность, а синтезирование подходов к его определению позволит более точно и глубоко понять суть этой экономически важной категории.
Понимая недостаточность данного определения, Голубков предлагает во второй части "справочные издания" более подробное описание термина "конкурентоспособность продукта" и высказывает свою позицию по данному вопросу.
О.И. Волков в своем определении данного понятия утверждает, что "конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя" [5]. Однако возникает вопрос, как именно определяется степень притягательности и на основании каких критериев она оценивается. Возможно, это делается визуально или с использованием определенных норм и показателей.
Частичные ответы на эти вопросы можно найти в словаре "Рыночная экономика", под редакцией В.В. Царева. В словаре приводится следующая формулировка конкурентоспособности товара: "Конкурентоспособность товара – это соответствие не только требованиям рынка, но и совокупности характеристик, которые отражают его отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и затратам на ее удовлетворение" [22].
Автор расширяет понятие конкурентоспособности, добавляя к нему такую характеристику, как цена. Чем лучше потребительские свойства товара, выше его полезный эффект и ниже цена, тем больше возможность его успешной продажи. Таким образом, одним из критериев притягательности товара можно считать его цену.
Фатхутдинов отмечает недостаточную разработанность данной темы в отечественной науке и предлагает следующее определение конкурентоспособности: "Конкурентоспособность – это свойство объекта, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами на рынке" [21].
Таким образом, Фатхутдинов дополняет понятие конкурентоспособности категорией качества, считая его одним из основных факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности товара. Однако понятие "качество товара" является достаточно сложным, а его параметры оценки, как составляющих притягательности товара, в данной трактовке не раскрыты, что свидетельствует о недостаточности данного определения.
Некоторые авторы связывают конкурентоспособность только с понятиями "качество продукции", "технический уровень", "эффективность" и "конкурентное преимущество". Однако такой подход не полностью оправдан: понятие "конкурентоспособность товара" шире и включает в себя понятия "качество товара" и "технический уровень продукции". Другими словами, качество является лишь частью конкурентоспособности и не является единственным фактором.
Таким образом, конкурентоспособность продукта – это свойство, которое характеризует его привлекательность для потребителя и определяется совокупностью характеристик, таких как соответствие требованиям рынка, отличие от конкурентов, затраты на удовлетворение потребностей, цена, качество и другие факторы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия термины и определения. – М.: Стандартинформ 2019. – 21 с.
2.Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2022. — 300 с.
3.Аристов О.В. Управление качеством: учебник - 2-e изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ Инфра-М, 2023. – 224.
4.Берновский Ю.Н. Стандарты и качество продукции: учебно- практическое пособие. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
5.Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: учебное пособие - 2-e изд. - М.: НИЦ Инфра-М, 2020. – 264 с.
6.Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2021. — 448 с.
7.Гришина Ю.В. Влияние качества на конкурентоспособность продукции // Молодежь и наука. - 2020. - № 4. - С. 136 – 141.
8.Зимин А.Ф., Тимирьянова В.М. Экономика предприятия: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 288 с.
9.Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: Юрайт, 2020. - 375 с.
10.Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум. – М.: Новое знание, 2019. - 192 c.
11.Криворотов В.В., Калина А.В., Ерыпалов С.Е. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – 351 с.
12.Круглик В.М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. -285.
13.Магомедов Ш. Ш. Управление качеством продукции: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 336 с.
14.Малхасян А. Е. Конкурентоспособность как внутренний фактор формирования конкурентной политики фирмы // Экономика и предпринимательство. - 2023. - № 8. - С. 713-717
15.Маркетинг: учебное пособие / Под ред. проф. И.М. Синяевой. - М.: Вузовский учебник, 2020. – 384 с.
16.Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2019. – 194 с.
17.Нацубидзе А. С. Внедрение стратегической системы управления конкурентоспособностью в деятельность современных российских предприятий // Аудит и финансовый анализ. - 2021. - № 1. - С. 298-302.
18.Олькова М. А. Конкурентоспособность как объект управления // Концепт. – 2022. – №8. – С. 57-59
19.Павленко Н.С. Показатели конкурентоспособности // Аграрное образование и наука. - 2023. - № 1. - С. 58.
20.Сидоров И.А. Анализ конкурентоспособности организации и её конкурентов // Журнал «У». - 2020. - №6 – С. 65-67
21.Фахтудинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Эксмо, 2020. - 544 с.
22.Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – 799 с.