Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
Порядок исполнения уголовной ответственности не регламентируется в уголовной и уголовно-процессуальной сфере. Следовательно, фактически «ощутить» уголовную ответственность не представляется возможным. Вместе с тем наказание как мера и санкция имеет право на существование, но в настоящий момент данная санкция (мера) утрачивает доминирующее поло-жение среди иных мер, применяемых к несовершеннолетним. Так, в снижении авторитета уголовного наказания, применяемого в отношении несовер-шеннолетних по сравнению с иными мерами уголовно-правового воздействия, выступают два основных фактора. Во-первых, при назначении наказания любому физическому лицу, сопутствует лишение законных благ. Что касается несовершеннолетних лиц, то как правило, они не имеют аналогичного спектра благ как у взрослого лица. Во-вторых, при назначении наказания предполагается, что «наказанное лицо» в состоянии самостоятельно оценить деяние и его последствия. Напротив, несовершеннолетний, в подавляющем большинстве случаев, не имеет того уровня нравственной, социальной и пси-хологической зрелости для того, чтобы воспринять уголовное наказание как результат своего преступного поведения.
Таким образом, солидарна позиция ведущих ученых в исследовании данного вопроса заключается в следующем. Законодателю и правопримени-телю необходимо идти по пути сужения видов наказания, применяемых к несовершеннолетним, и расширения перечня принудительных мер воспита-тельного воздействия и активной их реализации на практике.
Помимо представленных, существуют мнения, согласно которым пра-вовую природу мер воспитательного воздействия сравнивают с такой катего-рией, как воспитание, которая не является уголовно-правовой. Такое сужде-ние лежит в основе того, что содержанием принудительных мер воспита-тельного воздействия является воспитательная направленность. Действи-тельно, меры воздействия направлены не только на исправление, но и на нравственное и правовое воспитание подростка. Реализация мер «воспита-тельной направленности» адресована на выработку у несовершеннолетних навыков адаптации в обществе. При использовании мер воспитательного ха-рактера в качестве действенного регулятора, направленного на перевоспита-ние и исправление ребенка, важно действовать сначала методом убеждения, который помогает осознать несовершеннолетнему отрицательность самого поступка и неблагоприятные последствия его совершения, а потом уже мето-дом педагогического принуждения выражающий характер их исполнения. На основании изложенного, можно сделать вывод, что при применении рассмат-риваемых мер воспитательный элемент является преобладающим, в силу возраста и малого жизненного опыта подростки чаще всего нуждаются в вос-питательной коррекции поведения .
Существует правовая позиция, согласно которой, меры принудительно- воспитательного воздействия относятся к одному из видов освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетнего, и в качестве аргумента апеллируется к тому обстоятельству, что освобождение от уголовной ответ-ственности предполагает прекращение всякого рода преследования лица, со-вершившего деяние наказуемое уголовным законом, а также отсутствием правовых последствий. В тоже время, следует отметить, что применение ука-занных мер выражается в установлении некоторых правовых ограничений для виновного .
По мнению А.П. Фильченко, обращение к законодательным актам, ре-гулирующим применение данных мер, показало, что их правовую природу трудно определить однозначно. Принудительные меры воспитательного воз-действия представляют собой некарательную форму реализации уголовной ответственности с отсутствием вытекающих из нее последствий. Данный вы-вод он подтверждает следующими аргументами. Во-первых, основания для применения рассматриваемых мер и уголовной ответственности совпадают; во-вторых, совпадают цели институтов наказания и мер; в-третьих, нелогич-ность законодателя, допустившего применение мер одновременно и с осво-бождением, и с реализацией уголовной ответственности; в-четвертых, суще-ствуют уголовно-правовые и процессуальные механизмы для возобновления привлечения несовершеннолетнего лица к иным мерам уголовной ответ-ственности.
В качестве аргумента, что основания применения мер воспитательного воздействия и уголовной ответственности совпадают, А.П. Фильченко при-водит, следующее. Основанием для применения мер является совершение несовершеннолетним деяния, содержащего все признаки состава преступле-ния . Значит, что обстоятельства, исключающие преступность деяния, лицом, расследующим дело, обнаружены не были, таким образом, содеянное содер-жит и элементы состава преступления, закрепленные в Особенной части УК РФ, так и содержит признаки преступности деяния, статьи 14 УК РФ. Следо-вательно, ученый указывает на двойственность правовой природы принуди-тельных мер воспитательного воздействия, с одной стороны, как мер, заме-щающих прекращенную уголовную ответственность, а с другой - как некара-тельные меры уголовной ответственности, альтернативные наказанию .
По мнению А.Н. Тарбагаева, рассматриваемые меры имеют уголовно- правовую природу, в связи с их закреплением в УК РФ, но в тоже время, ука-зывается на отличие от уголовной ответственности, поскольку реализуются меры специальным определением, а не обвинительным приговором суда. Та-ким образом, А.Н. Тарбагаев, указывает на особенность мер по форме их ре-ализации, а также по вытекающими правовым последствиями, определяю-щими правовой статус лица .
Одной из набирающих популярность на сегодняшний день позиций выступает, определение принудительно-воспитательных мер в качестве ком-плексного института (модели «уголовно-правового воздействия»), включаю-щего в себя меры (санкции) наказания, безопасности, восстановления и по-ощрения. Следует, подробнее остановиться на рассмотрении представленной позиции.
Начнем с того, что уголовно-правовое воздействие является циклами социального управления, представленного в виде содействия («стимулирова-ния») и противодействия («ограничения») . Так, НВ. Щедрин, понимал под мерами уголовного воздействия предусмотренные уголовным кодексом меры государственного принуждения, а также меры полностью / частично отменя-ющие или смягчающие меры государственного принуждения, а именно, санкции наказания, восстановления, поощрения и безопасности. НВ. Щедрин определял меры уголовно-правового воздействия как «четырехколейную мо-дель», обосновывая это тем, что российское право не является сугубо «нака-зательным», в нем всегда присутствовали и будут присутствовать иные виды воздействия. К примеру, поощрение являясь элементом прогрессивной си-стемы исполнения наказания, лежит в основе значительной части видов освобождения от ответственности. Поощрение выступает значимой «фигу-рой» для лица, совершившего преступное деяние, в особенности для несо-вершеннолетнего лица. Это обосновывается тем, что с помощью санкции по-ощрения для лица смягчается или вовсе устраняется обременение, преду-смотренное уголовным законом за имеющую авторитетность заслугу в уго-ловно-правовом аспекте .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые и другие официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года) // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Семейный кодекс Российской Федерации: : федер. закон от 29 нояб. 1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собр. законодательства Рос. Фе-дерации. – 1996. – №5. – Ст. 16.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 14.02.2024 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – № 25. – Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 14.02.2024) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52 (часть I). – Ст. 4921.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08 янв. 1997 № 1-ФЗ (в ред. 24.06.2023) // Рос. газ. – 1997. – 16 янв.
6. О судебной практике применения законодательства, регламенти-рующие особенности уголовного наказания и ответственности несовершен-нолетних: постановление Пленума ВС РФ от 01.02. 2011 г. №1 // Российская газета. – 2011. – № 29.
7. Постановление районного судьи Предгорного суда Ставрополь-ского края от 4 сентября 2018 г. по делу № 1–323/2018 // Справочная право-вая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Постановление районного судьи Ленинского суд г. Махачкалы от 20 февраля 2019 г. по делу № 1–142/2019 г. [Электронный ресурс] // РосПра-восудие. – Режим доступа: https://sudact.ru.
9. Постановление районного судьи Красноселькупского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2018 г. по делу № 1–29/2018 г. [Электронный ресурс] // РосПравосудие. – Режим доступа: https://sudact.ru.
10. Постановление районного судьи Малоярославецкого суда Ка-лужской области от 10 мая 2016 г. по делу № 1–87/2016 // Справочная право-вая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Научная и учебная литература
11. Давыденко, А.В. Дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста: дис канд. юрид. наук. / А.В. Давыденко. – М., 2013. – 22 с.
12. Казакова, Т.А. Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных: моно-графия. Рязань: Академия ФСИН России, 2012. – № 2. – 260 с.
13. Поводова, Е.В. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия: проблемы теории и правового регулирования: дис канд. юрид. наук /Е.В. Поводова. – Владимир, 2005. –205 с.
14. Преступность среди учащихся общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект: учебник / Д.З. Зиядова. – Махачкала: Норма, 2004. 360 с.
15. Середин, А.А. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия, применяемые к несовершеннолетним при освобождении от уголовной ответственности: автореф. ... канд. юрид. наук / А.А. Середин. – М., 2005. –22 с.
16. Тарбагаев, А.Н. Ответственность в уголовном праве: учебное по-собие / А.Н. Тарбагаев. – Красноярск: Красноярский государственный уни-верситет, 1994. – 67 с.
17. Уголовно–правовое воздействие: учебник / Под ред. А.И. Рарога. – М.: Проспект, 2008. –560 с.
18. Фильченко, А.П. Возникновение, смягчение и прекращение уго-ловной ответственности (проблемы отраслевого и межотраслевого согласо-вания) / Под ред. А.В. Наумова. –М.: Юрлитинформ, 2014. –296 с.
Периодическая печать
19. Аликперов, Х.Д. УК РФ и некоторые проблемы освобождения от уголовной ответственности / Х.Д. Аликперов // Государство и право. – 2000. – № 1. – С. 54–60.
20. Антонян, Е.А. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия: проблемы назначения и применения / Е.А. Антонян // Lex Russica. – 2018. – № 9. – С. 112– 118.
21. Виноградов, А.В. Уголовный закон как средство защиты интере-сов несовершеннолетних / А.В. Виноградов // Известия Тульского государ-ственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016. – №2 2. – С. 132–138.
22. Волков, К.А. Специальный вид освобождения от уголовной от-ветственности несовершеннолетних: вопросы теории и судебной практики / К.А. Волков // Российский следователь. – 2021. – №2 9. – С. 15–17.
23. Казакова, Т.А. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия как альтернатива уголовному наказанию / Т.А. Казакова // Ведомости уголовно– исполнительной системы. – 2014. – № 2. – С. 14–18.
24. Макарова, С.А. Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних / С.А. Макарова // Вопросы ювенальной юстиции. – 2021. – № 4. – С. 21– 24.
25. Носикова, НИ. Принудительные меры воспитательного воздей-ствия, применяемые к несовершеннолетним, как альтернатива наказания в отечественном уголовном праве / НИ. Носикова // Территория науки. – 2023. – № 1. – С . 139-142.
26. Овсянников, И.В. Установление возможности исправления несо-вершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия / И.В. Овсянников // Уголовное право. – 2016. – №2 5. – С. 113–120.
27. Скрипченко, НЮ. Правовое регулирование принудительных мер воспитательного воздействия: реалии и перспективы / НЮ. Скрипченко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культуро-логия и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – №2 11– 1. ч.1. – С. 165–168.
28. Ткачев, В.Н Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области и ее распространение в регионах России / В.Н. Ткачев // Право и без-опасность. – 2019. – № 32. – С. 23– 38.
29. Фильченко, А.П. Принудительные меры воспитательного воздей– ствия – форма реализации уголовной ответственности / А.П. Фильченко // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – №2 3. – С. 448– 454.
30. Щедрин, Н.В. О правовой природе и перспективах института освобождения с применением принудительных мер воспитательного воздей-ствия / Н.В. Щедрин, Н.А. Никитина // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 8. –С. 1007– 1011.
31. Щедрин, Н.В. От исполнения мер уголовного наказания к испол-нению мер уголовного воздействия / Н.В. Щедрин // Уголовно–исполнительные системы Республики Казахстан и Российской Федерации: Существующие проблемы и перспективы дальнейшего развития. – 2018. – С. 315– 328.
32. Щедрин, Н.В. Четыре «колеи» российского уголовного права / Н.В. Щедрин // Уголовное право. – 2008. – № 4. – С. 59–62.
33. Щедрин, Н.В., Речицкий А.А. О комплексном характере институ-та условного осуждения / Н.В. Щедрин, А.А. Речицкий // Уголовное право. – 2019. – № 5. – С. 102– 105.
Интернет-ресурсы
34. Карнозова, Л.М. Ювенальная юстиция в России: прошлое, насто-ящее, будущее / Л.М. Карнозова // Институт государства и права Российской академии наук. URL: http://igpran.ru/articles/2979/ (дата обращения: 07.03.2024).