Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. На разных этапах становления и развития государства общественная жизнь нуждалась и продолжает нуждаться в стабильности и порядке. Это, безусловно, касается всех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и духовной. Поскольку общество, то есть субъекты общественных правоотношений, непосредственно связаны друг с другом, стабильное развитие общества требует параллельно развития правовых норм, полностью отвечающих потребностям общества.
Без законов, т.е. норм поведения, невозможно адекватно организовать сосуществование и деятельность людей. Право - это официальное установление норм социального поведения.
В современном государстве действие правовых норм должно не только соответствовать общей экономической ситуации, но и быть выражено внутренне непротиворечиво, так, чтобы внутренние противоречия не порождали непоследовательности.
Известно, что внешним выражением права является законодательство, которое люди во все времена старались совершенствовать, чтобы общество существовало и развивалось в соответствии со своими потребностями наиболее эффективным образом. Одним из важнейших условий совершенствования и развития законодательства является усвоение системы определенных требований в процессе принятия законов и подзаконных актов.
Таким образом, актуальность данной курсовой работы заключается в том, что законотворчество является одним из важнейших направлений работы любого государства, в том числе и РФ.
Нормотворчество - это интеллектуальная деятельность, требующая специальных, знаний и навыков, связанная с созданием, изменением и отменой существующих в правовом поле государства. В результате правотворческой деятельности законодательство и другие нормативные акты в целом дают представление о степени демократичности, цивилизованности и культуры государства. Исторически сложилось так, что нормотворчество осуществлялось различными субъектами, включая социальные группы, население отдельных регионов, общественные объединения и организации, государство, его органы и должностных лиц. Таким образом, под нормотворчеством в отечественной юриспруденции чаще всего понимается деятельность государственных институтов, направленная на создание правовых норм.
На сегодняшний день в России отсутствует системный и взвешенный подход к вопросам правовой стратегии и тактики. Правовой системе с трудом удается не только своевременно, адекватно и полно регулировать уже сложившиеся общественные отношения, но и стимулировать развитие необходимых новых общественных отношений. Кроме того, слишком часто недооценивается значение планирования в законодательной деятельности.
В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является изучение сущности законодательства в современной России, то есть его общих черт и видов на современном этапе развития государства, а также основных проблем в реализации законодательства.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических аспектов понятия и принципов подзаконного и делегированного нормотворчества.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие понятие и принципы подзаконного и делегированного нормотворчества.
Целью исследования является исследовать понятие и принципы подзаконного и делегированного нормотворчества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие нормотворчества;
2.рассмотреть виды нормотворчества;
3.исследовать принципы нормотворчества;
4.проанализировать подзаконное нормотворчество;
5.исследовать делегированное нормотворчество;
6.рассмотреть законодательную инициативу;
7.определить особенности подготовки проекта нормативного акта;
8.рассмотреть особенности обсуждения законопроекта;
9.исследовать принятие и подписание закона.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Гавриков В.П., Какимова М., Кожевников В.В., Колоткина О.А., Морозова А.С., Марченко М.Н., Радько Т.Н., Степанов М.М. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем подзаконного и делегированного нормотворчества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании подзаконного и делегированного нормотворчества в теории государства и права.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1.Теоретические аспекты общей характеристики нормотворчества в теории государства и права
1.1.Понятие нормотворчества
В юриспруденции не существует единой концепции нормотворчества. С точки зрения общественного понимания нормотворчества, это реализация необходимости регулирования отношений между индивидами и социальными группами.
В то же время оно определяется общественными интересами. Поэтому цель нормотворчества - достижение определенного общественного блага или предотвращение определенного зла.
Нормотворчество - это деятельность по разработке, изменению или отмене правовых актов.
Нормотворческая деятельность в определенном смысле связана с проявлением государственной воли. Мировая история неоднократно демонстрировала это положение. Помимо того, что доминирующий в таких отношениях индивид должен оформлять свою власть в виде государства, он обязан дать всеобщее выражение своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, в виде государственной воли, в виде законов.
Кроме того, нормотворчество традиционно рассматривается в узком и широком смысле .
В узком смысле нормотворчество - это непосредственное создание, изменение или отмена правовых норм компетентными органами или самим народом. Такое нормотворчество в юридической литературе часто называют нормотворчеством в прямом смысле. Оно относится к нормотворческой деятельности всех без исключения институтов, обладающих полномочиями создавать, изменять или отменять правовые нормы.
В более широком смысле нормотворчество - это процесс от момента зарождения концепции правовой нормы до ее фактической реализации, включающий, таким образом, подготовку, принятие и опубликование самого нормативного правового акта.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 8. - Ст.801.
3. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 03.03.2022) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 22. - Ст.2663
Специальная литература:
4. Барашков, Е. О. Разделение властей или разделение функций: анализ проблемы / Е. О. Барашков // Огарёв-Online. – 2022. – № 1(170).
5. Воробьева, Ю. Ю. Некоторые вопросы подзаконного правотворчества федеральных органов исполнительной власти / Ю. Ю. Воробьева // Юридическая наука. – 2023. – № 5. – С. 267-269.
6. Залоило М.В. Законность и целесообразность в обществе постмодерна: пересмотр сложившейся классической модели // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 22 - 37.
7. Иванова, В. В. Формирование системы органов исполнительной власти в РФ / В. В. Иванова // Молодой ученый. – 2020. – № 44(334). – С. 214-217.
8. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
9. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
10. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
11. Никищенкова, М. А. Проблема определения роли и места регионального правотворчества в правовой системе Российской Федерации / М. А. Никищенкова // Юридический вестник Самарского университета. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 12-17.
12. Никодимов И. Ю., Ущаповская М. О., Мишагин О. А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
13. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М: Проспект, 2021. 176 с.
14. Филимонова, А. В. Применение делегированного законотворчества в Российской Федерации / А. В. Филимонова // Закон и право. – 2021. – № 7. – С. 55-57.