Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ
1.1. Специфика работы библиотекарем
В настоящее время в профессиональной среде активно обсуждается новый профессиональный стандарт - "Специалист по информационно-библиотечной деятельности". Согласно его положениям, сотрудники библиотек должны быть компетентны в своей специализации, отвечать требованиям качественного обслуживания пользователей, знать основные технические процессы, экономику библиотечной работы, трудовое законодательство и основы менеджмента, активно осваивать современное оборудование и быть готовыми к использованию компьютерных технологий. [16, с. 205].
Динамичное развитие библиотек требует усиления внимания к формированию в библиотеках коллективов профессионалов, способных решать производственные, технические и коммуникационные задачи на современном уровне, более активного участия всех категорий сотрудников в изучении и реализации различных программ, связанных с модернизацией библиотек Необходимо активнее привлекать все категории сотрудников к изучению и реализации различных программ, связанных с модернизацией библиотек.
Кроме того, постоянное обучение специалистов, развитие профессиональных навыков, регулярное обновление библиотечных знаний и приобретение важных и значимых компетенций необходимы для того, чтобы количество, содержание и качество библиотечных услуг, предоставляемых пользователям, постоянно улучшались. Важной частью этого процесса является система повышения квалификации сотрудников, которую следует рассматривать как обновление теоретических и практических знаний с учетом новых требований к уровню профессиональной квалификации и необходимости решения новых производственных задач [11, с. 32].
Образовательные, научно-методические семинары, конференции, конкурсы, творческие лаборатории, мастер-классы, тренинги и курсы повышения квалификации – вот далеко неполный перечень направлений библиотечной деятельности в области профессиональной поддержки. Планы развития и обучения персонала должны учитывать образовательный и профессиональный уровень специалиста и предполагать приобретение определенного объема знаний, соответствующего уровню компетентности и опыту работы сотрудников [16, с. 205].
Традиционно библиотекари работали с бумажными документами, для воспроизведения которых не требовалось технического оборудования. Сегодня они все чаще имеют дело с аудио- и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками и электронными изданиями. Поэтому библиотекарям необходимо иметь соответствующее техническое оборудование.
Современные библиотекари должны владеть компьютерами, ксероксами, сканерами, принтерами, модемами, видео- и другим оборудованием. Таким образом, библиотечная профессия становится все более технизированной. Молодые люди очень активны и быстро осваивают новые технологии. Однако внедрение новых технических средств в библиотеки предполагает использование современных технологий и появление таких профессий, как библиотечный техник и многих других.
Так, необходимость координации в использовании сетевых компьютерных технологий обусловила появление таких профессий, как менеджеры баз данных, менеджеры информационных систем и т.д.
Развитие Интернета привело к необходимости подготовки специалистов по созданию и обновлению WWW-страниц, библиотекари также специализируются на электронных публикациях и обучении (тренингах) по Интернету для сотрудников и пользователей библиотек, потребовались специалисты по телеконференциям [17, с. 640]. С другой стороны, на изменения в библиотечной профессии повлияла социальная направленность многих публичных библиотек: библиотекари-психологи (их уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других вузах), библиотекари, обслуживающие социально незащищенные слои населения, детские библиотекари. В библиотеках появляются такие специализированные профессии, как библиотекарь-педагог детских библиотек (подготовка ведется в Московском государственном университете культуры и искусств) [16, с. 205].
Большое внимание уделяется психологии восприятия текста и книготерапии. В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические и маркетинговые исследования, что привело к появлению таких профессий, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог и библиотекарь-исследователь [3, с.129].
Современным библиотекарям приходится обосновывать необходимость получения грантов, продумывать и документально подтверждать целесообразность тех или иных социокультурных программ. Все это требует исследовательских навыков и широкого профессионального и общего кругозора. Многие библиотекари и менеджеры осознают необходимость приобретения исследовательских знаний и навыков. Более того, растет желание сотрудников писать и защищать диссертации, причем не только в национальных научных библиотеках, но и в библиотеках местных органов власти. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности и библиотекарей.
1.2. Профессиональное развитие кадрового потенциала библиотеки
Появление и постоянное развитие новых моделей организации библиотек, вызванное процессом модернизации, естественно, приводит к изменению профессиональных обязанностей и, как следствие, компетенций сотрудников библиотек.
Например, в библиотеках, использующих RFID-оборудование, роль библиотекаря в традиционных задачах "выдачи книг" сводится к минимуму. Эффективное использование временных ресурсов позволяет библиотекарям уделять больше внимания организации досуга, оформлению библиотечных экспозиций и индивидуальному консультированию [3, с. 129].
В библиотечно-семейных центрах чтения роль библиотекаря как куратора чтения, наоборот, возрастает, поскольку ему необходимо создать единую атмосферу для обслуживания отдельных читателей, а не только формально заниматься выдачей документов. Например, помочь родителям и читателям найти общий семейный интерес к чтению, способствующий развитию всей семьи и объединяющий детей и взрослых, или создать здоровую атмосферу соревнования за звание "читателя года" в школьных классах.
Независимо от структурных и содержательных особенностей каждой модели, кадровый потенциал сегодня направлен на решение гораздо более широкого круга профессиональных задач, чем в 2000-2010-е годы [3, с. 129].
Яркими примерами развития профессиональных навыков и компетенций, не свойственных библиотекарям предыдущей эпохи, являются навыки библиотечного маркетинга и коммуникации, развитие общественных инициатив под руководством библиотеки, активное использование информационных технологий "Библиотека:2.0" и интернет-платформ в общем использование, волонтерство и добровольчество, социальное партнерство, краудфандинг, социальное проектирование, фандрайзинг и другие навыки использования современных социальных технологий. Все это становится все более важным в современном обществе, которое становится все более активным.
В современном обществе, где все большую роль играет формирование и активное использование предпосылок социальной модернизации, нельзя полагаться на кадровый потенциал организаций, характерных для индустриального общества XX века, а необходимо формировать и развивать новые способности и качества личности.
В.К. Степанов утверждает, что реорганизация библиотек в условиях изменения внешней среды требует не только переосмысления их новых задач, но и переобучения персонала [14].
Переосмысление этого вопроса выходит далеко за рамки профессиональной подготовки и требует не только профессионального образования, но и самообразования, которое в значительной степени опирается на персонал. Более того, если знания выпускников учебных заведений начала XX века снижаются через 30 лет и через 10 лет в конце века, то современные специалисты должны проходить профессиональную переподготовку в среднем через три года, что не всегда достижимо в современных реалиях (нехватка людских, временных и финансовых ресурсов, особенно в малых и средних библиотеках).
В статье профессора Н.В. Лопатиной "Библиотечные специалисты в профессиональной структуре информационного общества" рассматриваются характеристики современной библиотечной профессии в перечне специальностей и направлений подготовки Министерства образования и науки РФ от 2013 года. По ее мнению, существует два подхода в изучении природы библиотечной профессии: индуктивный и дедуктивный [14].
Индуктивный подход трактует библиотечную профессию через призму задач, компетенций и различных частных случаев. Однако этот подход реализуется в основном только в конкретных случаях, а не в целом. Кроме того, в рамках этого подхода не учитывается анализ уникальности, особенности и индивидуальности библиотечной профессии. Автор доказывает, что "Перечень специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования" дает именно индуктивный подход. Это связано с тем, что сегодня библиотеки не только входят в состав Министерства культуры, но и подчиняются многим другим министерствам, а их деятельность направлена на решение комплексных целей и задач. учитывая, что в 2022 году сформирован новый перечень специальностей и направлений подготовки, данное утверждение остается актуальным, так как специалисты библиотечно-информационной деятельности уже не будут относиться к сфере культуры, так как они будут относиться к направлению подготовки "Культурология" [3, с. 129].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борис И. В. Инновационная компетентность библиотечных кадров: сущность, назначение, методика формирования. Хабаровск: ХГИК, 2015. 109 с.
2. Борисова О. О. Современная система профессионального развития персонала библиотек. – 2020.
3. Булычева А. А., Ломшин М. И. Профессиональное обучение и развитие кадров библиотек //Научное мнение. – 2015. – №. 3-2. – С. 129-133.
4. Гусева Г. Д. Повышение квалификации и профессиональное развитие библиотечных кадров: региональный аспект //Рекомендовано к печати Оргкомитетом конференции. – 2014. – С. 148.
5. Жукова Т. Д. Профессиональное сознание библиотекаря: подходы к определению понятия //Научные и технические библиотеки. – 2009. – №. 4. – С. 50-59.
6. Елизарова Р. У. Реализация образовательных программ профессионального развития библиотечных работников республики татарстан в помощь продвижению чтения //Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов. – 2017. – С. 94-101.
7. Карауш А. С. Профессиональные требования для библиотекаря в области информационных технологий //Вестник ВНИИДАД. – 2021. – №. 2. – С. 48-52.
8. Качанова Е. Ю., Шайбекова М. В. Повышение уровня профессионального развития библиотечных кадров в муниципальных библиотеках (на примере МБУК Ноглинская районная библиотека, Сахалинская область) //Вопросы развития творческой среды Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Хабаровского гос. ин-та культуры (Хабаровск, 24-25 окт. 2018 г.). – 2018. – С. 120.
9. Киселева Л. Б. Система непрерывного образования библиотечных специалистов в Дальневосточном федеральном округе: проблемы и перспективы //Третьего Сибирского семинара по непрерывному библиотечному образованию. – 2003. – С. 4.
10. Концепция модернизации муниципальных библиотек Российской Федерации на основе Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://culture.gov.ru/ documents/kontseptsiya-modernizatsii-munitsipalnykh-bibliotek-rossiyskoy-federatsii-na-osnove-modelnogo-standa/ (дата обращения: 13.03.2024).
11. Кузнецова Т. Я., Кузнецова Т. Я. Профессиональное развитие библиотечных кадров как объект государственной политики //Научные и технические библиотеки. – 2006. – №. 2. – С. 32-39.
12. Кузнецова Т. Я. Профессиональный потенциал российских библиотек и пути его развития //Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2018. – №. 4 (31). – С. 22-35.
13. Кузьмин Е. И., Дубровина Л. А., Кузнецова Т. Я. Дополнительное профессиональное библиотечное образование: подходы к формированию системы //Научные и технические библиотеки. – 2004. – №. 1. – С. 98-107.
14. Лопатина Н. А. Библиотечный специалист в профессиональной структуре информационного общества // Вестник Московской государственной университет культуры и искусств. 2014. № 1. С. 160-167.
15. Макеева О. В., Матвеева Н. С., Бегишева А. М. Непрерывное профессиональное образование в развитии профессионализма библиотечных специалистов //ЦИТИСЭ. – 2019. – №. 4. – С. 500-508.
16. Матвеева И. Ю. Характеристика современной библиотечной профессии с позиций профессионализма //КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА. – 2016. – С. 205-208.
17. Олефир С. В. Профессиональные стандарты и профессиональное развитие библиотечного специалиста //Научные и технические библиотеки. – 2016. – №. 11. – С. 51-58.
18. Пилко И. С., Дворовенко О. В. Библиотечная профессия в зеркале профессиональных стандартов //Библиотековедение. – 2017. – Т. 66. – №. 1. – С. 95-101.
19. Пилко И. С. Развитие цифровых навыков библиотечных специалистов в дистанционном формате //Библиотековедение. – 2021. – Т. 70. – №. 5. – С. 539-550.
20. Руссак З. В. Дополнительное профессиональное образование в становлении и развитии компетенций библиотечных специалистов //Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2015. – №. 1 (17). – С. 139-142.
21. Семенова Н. Ю., Маслова Ю. В. Развитие профессиональной направленности библиотекаря в библиотечном сообществе //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №. 2. – С. 116-119.
22. Степанов В. К. Новое видение библиотеки как социального института в обществе знаний // Научные и технические библиотеки. 2019. № 1. С. 7-15.
23. Турова О. Э. Профессиональное развитие сотрудников школьных библиотек. – 2012.
24. Туранина Н. А., Фоменко И. Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА БИБЛИОТЕКИ //Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2023. – №. 2 (55). – С. 180-188.
25. Центральная городская библиотека «Профессиональная компетентность современного библиотекаря» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tagillib.ru/for_profi/biblioprofi/the-professional-competence-of-a-modern-librarian.php (16.03.2024)