Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день одной из самых популярных форм праздничной культуры стало зрелище, которое в большей мере, чем другие формы, соответствует содержанию современной культуры.
Как социально-культурное явление, массовое зрелище воздействует не только на общественное сознание и единение народа в целом, но и на культурные убеждения отдельной личности, а также формирует методы и формы ее творческого воспитания.
В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес россиян к таким видам организации досуга, как массовые праздники на открытом воздухе, фестивали, театрализованные постановки, так называемые «ландшафтные спектакли» и другие формы зрелищного искусства. В связи с этим все шире становится индустрия создания подобного рода мероприятий, предоставляя большие возможности арт-менеджерам. Актуальными становятся вопросы создания новых моделей проведения массовых мероприятий, механизмов финансирования и взаимодействия с органами управления культурой, средствами массовой информации и потенциальными спонсорами.
Массовое зрелище активизирует культурную жизнь общества, актуализируя его основные смысложизненные ценности. Познание мира является потребностью человека, так как этот навык включает его в процесс коллективной и индивидуальной деятельности. В древности эту функцию выполняли мифы, традиции и ритуалы, составляющие основу праздничной событийности. Позже навыки осмысления действительности стали развивать образовательные институты, в том числе институты дополнительного образования.
Объект исследования – общественные отношения, обуславливающие специфику зрелищ в массовой культуре.
Предмет исследования – формы массовых культурных зрелищ.
Цель исследования – изучить современные формы зрелищ в массовой культуре.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие и определить значение зрелищ в массовой культуре;
– выявить проблемы и тенденции развития современных зрелищно-массовых форм;
– изучить агитационно-пропагандистское представление как форму массового зрелища;
– изучить фестиваль как форму массового зрелища;
– изучить художественно-спортивные зрелища как феномен массовой культуры;
– изучить инновационные формы массовых зрелищ.
Методология исследования. В процессе достижения цели и решения поставленных задач использовались как общенаучные методы – аналитический и диалектический, так и специальные – логический, информационный.
Теоретической и информационной базой исследования являются источники специальной и справочной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблемам зрелищ в массовой культуре, в том числе журнальные статьи, интернет-источники.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.
1. Общая характеристика зрелищ в массовой культуре
1.1. Понятие и значение зрелищ в массовой культуре
Истоки зрелища лежат глубоко в древности. Это многогранное явление общественной жизни, которое способствует формированию духовных ценностей и личности человека.
Начиная с архаических времен зрелище на всех этапах исторического развития, занимало ведущее место в жизни общества. Из истории праздничной культуры, нам известно, что зрелище в древности находилось в тесной связи с жизненными потребностями человека и богослужением, которое выражало драматические религиозные чувства. Если рассматривать слово зрелище со старославянского языка, то его значение заключается в понятиях «зреть, видеть». Зрелище отражало жизнь человека или общества, соединяло ценности и духовное развитие, накопленные в процессе развития мировой культуры, синтезировало элементы ритуала и праздничной церемонии (вещи, законы, знаки, символы, обычаи). Погружаясь в историю праздничных событий, мы находим первые фиксированные фестивальные действия во время празднования Великих Дионисий в древней Греции, когда появились первые театрализованные шествия с сатирами, исполнялись дифирамбы. Все жители античного мира, веря в пантеон богов, выходили на праздничные шествия, отвлекались от будничных дней, погружались в атмосферу праздника, стирая различные социальные неравенства и соблюдая ритуально обрядовые действия, предполагаемые на каждом праздничном событии того времени .
Зрелище – это отражение определенной эпохи через историю развития цивилизации. История культуры свидетельствует о влиянии на ее развитие разнообразных процессов, протекавших в общественной жизни – усиления и ослабления религии, роста и спада политической активности, эволюции нравов и быта, развития научной мысли и технического процесса. Следы первичных форм массового зрелища – ритуалов, обрядов, праздников, – мы встречаем в самых древних дошедших до нас письменных источниках: в египетских и шумерских текстах .
Особенность зрелища как феномена массовой культуры заключается в формировании патриотизма у людей, в пропаганде и продвижении идеологии, в формировании представления об идеальной жизни. Основная задача современного массового зрелища − поставлять аудитории определенные смысловые ориентиры, содержательные стандарты поведения, доказывать правомерность идентификации на примерах «из жизни», формировать имиджи и стереотипы сознания .
В настоящее время массовые праздники и зрелища являются неотъемлемыми элементами массовой культуры. Массовая культура представляет собой сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ отражения и освоения действительности, адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей . Отличительными особенностями феномена массовой культуры являются, с одной стороны, ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость человека в способности трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и превращать их в предметы массового потребления. С другой стороны, определяется коммерческий характер массовой культуры, использование выгодных клише при создании ее артефактов, а также связь массовых зрелищ с возможностями средств массовой информации как главными каналами распространения и потребления ценностей массовой культуры. Учитывая внешние проявления свойств исследуемого нами феномена, особое значение в системе социальных отношений имеет реализация функций массовой культуры в постиндустриальном обществе: агитационно-пропагандистской, адаптационно-коммуникативной, рекреационной, идеологической, коммерческой, потребительской, информационно-гносеологической, ценностно-ориентационной.
Обращаясь к проблемам современного общества и культуры, ряд исследователей выделяли и развивали теорию о массах, массовом обществе, характере их развития, функционирования и перспектив. Одним из основоположников учения о массах был Г. Лебон, который в работе «Психология масс» дал характеристику толпе, ее классификацию. Он подчеркивал необходимость изучения массы, ее характеристик с целью определения методов и способов управления ею, манипулирования, отмечая при этом силу власти внушаемых толпе идей . Основными чертами толпы исследователь назвал исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении под влиянием определенных идей, о которых он писал: «...это дочери прошлого и матери будущего и всегда – рабыни времени» . Вслед за Г. Лебоном, З. Фрейд, изучая массовую психологию и воздействие ее на личность, отмечал, что «масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует… Чувства массы всегда просты и весьма гиперболичны… Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть» .Из этого следует, что зрелищные результаты массовой культуры являются важным рычагом в формировании идеологии и пропаганде ее постулатов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, А. М. Спортивные зрелища как пространство реализации режиссерского замысла / А. М. Артемьева // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта: I Международная российско-белорусская научно-практическая конференция для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Воронеж, 27–28 февраля 2020 года. – Воронеж: Издательство «РИТМ», 2020. – С. 34-38.
2. Астафьева, Т. В. Инновационная форма современного зрелища / Т. В. Астафьева // Способы, модели и алгоритмы модернизации науки в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции, Омск, 25 марта 2020 года. – Омск: ООО «Аэтерна», 2020. – С. 126-129.
3. Астафьева, Т. В. Современные критерии театральной инновации / Т. В. Астафьева // Znanstvena Misel. – 2018. – № 5(18). – С. 9-11.
4. Ватагина, М. Н. Специфика организации фестивалей open air на примере Республиканского фестиваля «музыка Победы в парках и скверах» / М. Н. Ватагина // От менеджмента искусства - к искусству менеджмента: Сборник научно-практических статей. – Казань: Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, 2023. – С. 103-122.
5. Вереитинова, Т. Ю. Формы политических массовых зрелищ в зеркале эпох / Т. Ю. Вереитинова, А. М. Якшин // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. В 4-х томах, Белгород, 10 февраля 2021 года. Том 4. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2021. – С. 211-216.
6. Климова, Л. Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект: дис. …канд. филос. наук / Л. Е. Климова. − Ставрополь, 2005. − 150 с.
7. Козлова, Т. В. Современные технологии организации массовых мероприятий / Т. В. Козлова. – Москва, 2006. – 171 с.
8. Лебон, Г. Психология масс / Г. Лебон; перевод Т. Врублевской-Токер. – Минск: Попурри, 2021. – 224 с.
9. Литвинова, М. В. Культурологическая феноменология массовых праздников и зрелищ / М. В. Литвинова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2006. – №3-2. – С.16-22.
10. Ляпустина, С. Г. Этапы организации культурно-зрелищных мероприятий / С. Г. Ляпустина // Юность и знания - гарантия успеха -2021: сборник научных трудов 8-й Международной молодежной научной конференции, в 3-х томах. – Курск, 2021. – С. 285-289.
11. Мифы и история Санкт-Петербурга оживут на Фестивале света [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: // calendar.fontanka.ru / events / 9362 (дата обращения: 13.03.2024).
12. Мишина, Т. В. Фестиваль, как уникальная форма праздничной культуры / Т. В. Мишина // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее: сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции. В 4-х томах, Курск, 20-21 октября 2022 года / Отв. редактор А.А. Горохов. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 66-68.
13. Найденко, Е. А. Семиотика коммуникаций художественно-спортивных зрелищных событий / Е. А. Найденко, А. В. Тонковидова // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2021. – № 1. – С. 112-116.
14. Овсянников, С. О. Зрелищность и выразительность театрализованных представлений / С. О. Овсянников. – Санкт-Петербург: Библиограф, 2003. – 376 с.
15. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 100 тыс. слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – М.: Мир и Образование, 2023. – 1376 с.
16. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет; перевод. А. Гелескула. – М.: АСТ, 2016. – 200 с.
17. Плотников, А. В. Агитационно-пропагандистское представление как форма массового зрелища / А. В. Плотников, А. В. Яблуновская // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2018. – Т. 2. – С. 167-172.
18. Плотников, А. В. Особенности формирования массовой культуры современного российского общества: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / А. В. Плотников. – Ростов н/Д., 2006. − 163 с.
19. Плотников, А. В. Художественно-спортивные зрелища как феномен массовой культуры / А. В. Плотников // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2021. – № 1. – С. 137-139.
20. Плотникова, Г. Г. Праздник как важнейшая составляющая социокультурной реальности ХХI века / Г. Г. Плотникова, Е. С. Тищенко // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2017. – Т. 1. – С. 214-218.
21. Плотникова, Г. Г. Роль социально-культурных событий в трансформации смыслообразующих ценностей / Г. Г. Плотникова, А. В. Плотников // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы V Международной научной конференции. – Москва, 2021. – С. 213-217.
22. Плотникова, Г. Г. СМИ и языковая культура общества / Г. Г. Плотникова // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: сборник материалов международной научной конференции, 2005. – С. 284-286.
23. Подольская, И. Н. Массовое зрелище как социально-культурное явление / И. Н. Подольская, А. В. Плотников, Г. Г. Плотникова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 9. – С. 230-237.
24. Самсоненко, Т. А. Спорт в системе ценностных ориентаций российского общества: социокультурное измерение / Т. А. Самсоненко, В. Н. Нехай // Социальные смыслы спортивной духовности: материалы III Всероссийской конференции с международным участием. – 2022. – С. 64-69.
25. Силин, А. Д. Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках: учебное пособие / А. Д. Силин. – М.: [Б. и.], 1987. – 116 с.
26. Служба тематических толковых словарей «Glossary Commander». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glossary.ru (дата обращения: 13.03.2024).
27. Смольская, Е. П. «Массовая культура»: развлечение или политика? / Е. П. Смольская. – М.: Мысль, 1986. – 144 с.
28. Уманец, Е. О. Современные зрелищно-массовые формы: проблемы и тенденции развития / Е. О. Уманец // Театрализованные формы современной праздничной культуры России: сборник материалов Региональной научно-практической конференции, Белгород, 24 января 2023 года. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023. – С. 147-150.
29. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка (170 тыс. слов и словосочетаний) / Д. Н. Ушаков; под ред. О. А. Щеголовой. – М.: Дом Славянской книги/Хит-книга, 2021. – 816 с.
30. Фрейд, З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд; перевод А.Н. Анваер. – М.: АСТ, 2022. – 320 с.
31. Хренов, Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. – М.: Наука, 2006. – 646 с.
32. Черняк, Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю. М. Черняк. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 224 с.