Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире, характеризующемся стремительными темпами развития технологий, увеличением конкуренции и растущими экологическими проблемами, важным фактором для успешного функционирования предприятия становится его устойчивое развитие. Одним из важных инструментов в этой области является анализ жизненного цикла предприятия.
Анализ жизненного цикла предприятия является актуальным и востребованным направлением исследований как научной, так и практической сферы. Это связано с рядом факторов. Во-первых, рост конкуренции и непрерывные изменения в экономике требуют от предприятий постоянно обновлять свои стратегии, процессы и продукты. Анализ жизненного цикла предприятия помогает определить, какие изменения требуются, и какие этапы развития предприятия следует преодолеть для достижения устойчивого развития.
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при анализе жизненного цикла, является отсутствие достаточной информации о влиянии его деятельности на окружающую среду и общество в целом. В то же время, существуют проблемы в оценке и выборе методов анализа и сопоставления данных о различных этапах жизненного цикла. Ещё одной великой проблемой при анализе жизненного цикла предприятия является его высокая стоимость и длительность выполнения.
Целью исследования является выявление наиболее уязвимых мест и потенциальных проблем, а также определение возможностей для устойчивого развития предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить подходы к определению понятия «жизненный цикл предприятия»;
- рассмотреть концепции жизненного цикла предприятия и их признаки;
- дать организационно – экономическую характеристику ООО «Зодчий»;
- проанализировать внешнюю среду и фазы жизненного цикла предприятия ООО «Зодчий»
Объектом исследования является предприятие ООО «Зодчий»
Предметом исследования является процесс и результаты анализа жизненного цикла предприятия.
Методы исследования: комплексный анализ хода и результатов жизненного цикла предприятия, включающий в себя анализ факторов, влияющих на успех предприятия, оценку рисков и инновационных возможностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет углубить знания о процессе развития предприятий и принять во внимание все этапы цикла в принятии решений. Это помогает предприятиям выработать эффективные стратегии развития, управления рисками и инновационного потенциала.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет предприятиям оптимизировать процессы производства, управления ресурсами и взаимодействие с внешней средой. Анализ жизненного цикла помогает предотвратить возможные проблемы, связанные с некачественными продуктами, недостаточной эффективностью и неблагоприятными последствиями для окружающей среды.
Структурно, данная курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические основы анализа жизненного цикла предприятия
1.1 Подходы к определению понятия «жизненный цикл предприятия»
Понятие жизненного цикла предприятия связывает бизнес-организации (предприятия) с живыми организмами. Считается, что предприятия так же, как живые организмы, рождаются, растут, достигают зрелости в развитии и переходят к стадии старения (спада) с вероятностью прекращения функционирования на рынке. Траектория развития предприятий, как и живых организмов, может резко меняться как от влияния на них факторов внешней среды и через трансформации во внутреннем потенциале, так и вследствие одновременного изменения экстернальных и интернальных факторов влияния на развитие.
Жизненный цикл товара характеризуется колебаниями объемов продаж и прибыли от реализации. «Изучение жизненного цикла товара является очень важным из-за следующих причин: ускорение темпов научно-технического прогресса способствует значительному сокращению рыночного цикла товара; новая продукция требует больших инвестиций; с помощью анализа жизненного цикла можно предвидеть изменения во вкусах потребителей; концепция жизненного цикла делает возможным подробный анализ товарного ассортимента» .
Существуют различные взгляды на то, кто впервые ввел в научный оборот понятие «жизненный цикл предприятия»: некоторые ученые утверждают, что это еще в 1950 г. сделал К. Боулдинг, другие называют современную теорию организации М. Хейра, датируемую 1959 г., как первое исследование, которое использует биологическую модель организационного роста. Однако не стоит забывать и о «Принципах экономики» А. Маршалла , в которых еще в 1890 г. организации сравнивались с деревьями в лесу и где фактически можно найти первую историческую справку о ЖЦ предприятий. По теории А. Маршаллом, предприятия начинают свой ЖЦ как сеянцы, которые пытаются расти, находясь сначала в тени своих высших соседей, но в конце концов могут вырасти достаточно высокими, чтобы доминировать над своими соседями, и даже кажется, что они будут расти вечно, но в конечном итоге они приходят в упадок.
Со времен первых упоминаний ЖЦ в бизнесе сущность этого понятия неоднократно упоминалась в различных научных трудах. Сейчас есть много дефиниций понятия «жизненный цикл предприятия». Однако неоднозначность в подходах к его содержательному наполнению обусловливает необходимость систематизации дефиниций (табл. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова Е. Как стратегия влияет на продолжительность жизненного цикла компании // Планово-экономический отдел, 2020. - № 11. – С. 22-27.
2. Астахова, Н. И. Теория управления: учебник для академического бакалавриата / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин; под общ. Ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 375 с.
3. Берсенев В.С. Основные модели формирования жизненного цикла проекта / В.С. Берсенев // Молодой ученый. – 2021. - № 28 (370). – С. 176-179
4. Бегларян К.Э. Теоретические аспекты анализа жизненного цикла предприятия / К.Э. Бегларян // Научная палитра. — 2020. — № 2 (28). — С. 14.
5. Дадаев Я.Э. Диверсификация и интеграция как формы обеспечения стратегических ориентиров управления предприятием // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23, №1. – С. 141-152.
6. Гапоненко, А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 336 с.
7. Зуденкова С.А. О применении теории жизненного цикла организации / С.А. Зуденкова // Муниципальная академия. — 2020. — № 3. — С. 27-34.
8. Иващенко Н.С. Определение этапа жизненного цикла организации // МНИЖ, 2020. - №12-3 (102). – С. 87-93.
9. Ицхак К. Адизес. Управление жизненным циклом корпорации. Издательство: Питер, 2018 г. – 269 с.
10. Макарова Е.В., «Стратегический анализ в динамике жизненного цикла компании», Казань: Издательство Казанского университета, 2023. С. 56-90.
11. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2002. – 558 с. (дата обращения 16.03.2024)
12. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 223 с.
13. Меринов М.В. Эволюция концепции жизненного цикла организации / М.В. Меринов // Наукосфера. — 2020. — № 6. — С. 124-128
14. Меринов М.В. Особенности управления эффективностью организации на этапах ее жизненного цикла / М.В. Меринов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2020. — № 5 (187). — С. 72-88.
15. Моисеенко Ж.Н. Жизненный цикл проекта // Форум молодых учёных. 2021. - № 6 (58). – С. 538-542.
16. Пастухова В.Н. Методы определения стадий жизненного цикла / В.Н. Пастухова // Наукосфера. — 2022. — № 4. — С. 85-88
17. Пилецкая А.В. Жизненный цикл проекта // Молодой ученый. – 2020. - № 51 (341). – С. 94-95
18. Сидоров В.Н., «Управление жизненным циклом предприятия», Новосибирск: Наука, 2022. С. 210-245.
19. Садыкова Л.Г. Управление организацией по стадиям её жизненного цикла // Актуальные вопросы права, экономики и управления, 2021. – С. 43-46.
20. Семенова Ю.А. Модели жизненного цикла предпринимательской организации / Ю.А. Семенова // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 24. — С. 1792-1797.
21. Сулимова Е.А. Особенности развития компании по стадиям жизненного цикла / Е.А. Сулимова // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 6. — С. 42-45
22. Скоробогач В.А. Стратегирование жизненного цикла производительности труда и мотивации сотрудников организации / В.А. Скоробогач // Экономика в промышленности. — 2020. — Т. 13. — № 2. — С. 149-157
23. Управление организацией. / Под ред.А.Г. Поршнева. – М., 2020 – с. 600
24. Управление организацией. Энциклопедический словарь. / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 2021
25. Collins dictionary (2021). Definition of ‘life cycle’. [Электронный ресурс]. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/life-cycle (дата обращения: 16.03.2024)
26. Hanks S. H., Watson C. J. Tightening the Life-Cycle Construct: A Taxonomic Study of Growth Stage Configurations in High-Technology Organizations. Entrepreneurship Theory and Practice. 1994. Vol. 18. – P. 29- 55.
27. McCoy J. W. Organizational Life Cycle: Definition, Models, and Stages. AIHR Academy. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.aihr.com/blog/organizational-life-cycle/ (дата обращения: 16.03.2024)
28. Официальный сайт ООО «Зодчий» [Электронный ресурс]. URL: https://www.zod.ru/?ysclid=ltu0v4lqh393274328