Фрагмент для ознакомления
2
За последние десятилетия российская экономика прошла большой путь в направлении от централизованного планирования к рыночной экономике, со-здав тем самым возможности развиваться межфирменные и международные отношения в различных формах сотрудничества, как с отечественными, так и с зарубежными организациями, что позволяет повысить конкурентоспособ-ность российских участников процесса.
Актуальность исследования заключается в том, что в текущий период развития, практически каждому предприятию необходимо внедрять и совер-шенствовать эффективные инструменты развития для повышения конкуренто-способности и улучшения положения предприятия.
Организационную культуру следует рассматривать как мощный систе-мообразующий фактор в жизнедеятельности и функционировании предпри-нимательской структуры, как конкурентное преимущество, что придает ей особую экономическую значимость. Возможность обеспечения взаимодей-ствия сотрудников в организации, а также структурных подразделений внут-ри организации, преодоления возможной конфронтации выступает одним из основных показателей эффективности и конкурентоспособности предпринима-тельской структуры.
Однако следует отметить, что, несмотря на значительное количество ра-бот в этой области, по-прежнему недостаточно изучены как составляющие организационной культуры предприятия, так и степени ее влияния на эконо-мику и конкурентоспособность, а также исследование особенностей и возни-кающих трудностей при формировании и развитии организационной культу-ры.
Цель настоящей работы заключается в разработке предложений по со-вершенствованию организационной культуры предприятия «Луговое».
В соответствии с данной целью, задачами исследования являются:
- рассмотрение теоретических основ организационной культуры;
- представление существующих подходы к описанию организационной культуры;
- проанализировать существующую организационную культуру на примере предприятия;
- дать предложения по ее совершенствованию.
Объектом исследования в данной работе выступает организационная культура сельскохозяйственного предприятия «Луговое».
Предметом исследования курсовой работы выступают управленческие и организационные отношения, которые возникают при формировании и в процессе совершенствования организационной культуры рассматриваемого предприятия.
Теоретической и методической основой работы являются труды отече-ственных и зарубежных авторов в области организационной культуры. При написании работы были исследованы труды таких авторов как: Суслова О.В., Чаплина А.Н., Вашко Т.А., Фатхутдинов Р.А., Виханский О.С., Коротков Э.М., Ким С. Камерон, М.Ю. Богатырева и другие.
Курсовая работа состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
1 Теоретические основы исследования организационной культуры
1.1 Организационная культура как объект экономических исследований и управления
Отечественная экономика за последнее время прошла значительный путь развития в направлении от действующих когда-то плановых механизмов управления к рыночной экономике, создав тем самым возможности развивать межфирменные и международные отношения в различных формах сотрудни-чества, как с отечественными, так и с зарубежными организациями, что, несо-мненно, позволяет повысить конкурентоспособность российских участников процесса. Отдельным направлением на этом пути стало развитие управление нематериальными ресурсами предприятия, в том числе и организационной культурой.
К основным элементам системы управления относят: механизмы управ-ления, структуру и культуру организации, процесс управления, развития ме-неджмента и искусство управленческой деятельности (культура управления). Изменения в окружающем нас мире: в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменений от нас самих, в том числе и от организаций, потому что, именно, организация составляет ос-нову менеджеров, которые формируют ее культуру. С термином «культура» общество связывает музыку, живопись и исто- рию древних цивилизаций, но в современной жизни этот термин использует- ся шире.
По подсчетам американских культурологов в период с 1871 по 1919 гг. было дано всего семь определений культуры. В 1952 г. они предложили уже 157 определений культуры, выражающие различные аспекты этого понятия [15]. Изданное через 11 лет второе издание их труда содержало уже более 200 определений культуры.
Термин «организационная культура» используется в литературе доста-точно широко и произвольно, однако не имеет универсального определения, как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин. Проведя анализ понятий, используемых при определении организационной культуры, можно сделать вывод, что в целом, контент-анализ понятий в оте-чественной литературе позволяет выделить шесть подходов:
1) организационная культура и корпоративная культура равнознач-ны;
2) организационная культура – совокупность корпоративных куль-тур разных подразделений и отделов организации;
3) организационная культура – часть корпоративной культуры;
4) корпоративная культура – часть организационной культуры
5) корпоративная культура – разновидность организационной куль-туры, которая относится к специфической форме организации бизнеса – кор-порации;
6) разные понятия, отражающие самостоятельные феномены
Рисунок 1 - Соотношение понятий организационной и корпоративной культуры
На наш взгляд наиболее близким к истине является понятие организаци-онной культуры как синонима корпоративной культуры, так как оно объеди-няет не только все виды деятельности предприятия, но и отношения внутри компании, оказывая значительное влияние на уровень конкурентоспособно-сти, формируя сплоченный коллектив, помогая делать выпускаемую продук-цию более качественной, а саму компанию более эффективной.
Организационная культура возникает на пересечении многих видов культур и имеет ярко выраженный синтетический характер. Она представляет взаимодействие духовной и материальной культур. Организация как социаль-ная общность объединяет сотрудников, которые производят материальные (артефакты, собственно продукция компании) и духовные ценности (мораль-ные принципы, лояльность, бренды, церемонии и т.п.). При этом нужно отме-тить, что развитие организационной культуры происходит в результате взаи-модействия людей, которые объединены самой социальной общностью для выполнения ее миссии и достижения поставленных целей. Сотрудники нахо-дятся в непрерывной коммуникации, регламентируемой ценностями, норма-ми, правилами, языком, традициями, обычаями и т.д. Взяв за основу то, на что делается основной акцент в различных определениях, все определения по-нятия «организационная культура» можно разделить на шесть групп (рис.2).
Фрагмент для ознакомления
3
1 Ансофф И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф. – СПб.: Пи-тер, 2010. – 343 с.
2 Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Эконо-мика, 2020. – 681 с.
3 Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент / Л. Е. Басовский .— Москва : ИНФРА-М, 2012 .— 363 с.
4 Богданова Т.А. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Л.Е. Богданова, А.П. Градов. - СПб.: Специальная литература, 2016. – 255 с.
5 Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия: учеб. пособие / С.П. Боотов. - СПб.: Нева , 2020. – 129 с.
6 Боумен К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. - М: Юнити, 2020.- 261 с.
7 Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2021. — 160 с.
8 Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. — 4-е изд., перераб. и доп. —М.: Гардарика, 2023. — 528 с.
9 Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов .— М. : Экономистъ, 2018 .— 670 с.
10 Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: практикум : учеб. по-собие для студ. вузов. / В. Н. Глумаков, М. М. Максимцов, Н. И. Малышев. - М. : Вузовский учебник, 2012. - 187 с.
11 Антонов В., Серебрякова г. Организационные измене-ния.//Маркетинг.-2013-№3.-С.111-125.
12 Дзюба С.А. Эффективность системы управления//Менеджмент в России и за рубежом.-2010.-№4.-С.3-10.
13 История менеджмента: учебное пособие по специальности "Ме-неджмент организации" / Э. М. Коротков. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 240 с
14 Печиборщ Н.И. Способ управления организационным развитием// Менеджмент в России и за рубежом.-2011.-№6.-С.42-55
15 Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с буду-щим. М.: Дело, 2010.