Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что современная рыночная экономика характеризуется условиями высокого уровня конкуренции, базой ее являются разные процессы глобализации и интеграции. Эффективность развития современной экономики прямым образом находится в зависимости от образования отлаженного механизма в сфере денежно-кредитного регулирования. В условиях санкционного давления на экономику России с целью обеспечения ее экономической безопасность роль денежно-кредитной политики в реализации финансовой политики государства с каждым г. повышается.
Государственные денежно-кредитная политика (далее - ДКП) и финансовая политика тесным образом взаимосвязаны. От той степени, в какой в современных условиях находится финансовый сектор страны, каким образом происходит развитие монетарных процессов, значительно находится в зависимости реальное положение государственной экономики и ее экономическая безопасности. По данной причине, основным содержанием ДКП является правильный выбор целей и обоснования такого выбора, правильная формулировка принципов работы и выбор инструментарных мер, решений и действий, при помощи которых будет происходить реализация концепции всей финансовой политики государства.
Таким образом, выбор темы курсовой работы и ее актуальность обусловлены тем, что денежно-кредитная политика на современном непростом этапе развития экономики РФ выступает в качестве одного из основных механизмов, которыми обеспечивается стабильность развития. Такое состояние возможно только при вмешательстве взвешенного характера со стороны государства.
Методологической основой курсовой работы является то, что в последнее время есть большое количество разного рода научных исследований по вопросам современной денежно-кредитной политики.
Все аспекты влияния денежно-кредитной политики на экономическую безопасность страны рассмотрены в работах ученых: Абрамовой М.А., Бердышева А.В., Борисовой Е.Р., Голышевой В.С., Коняева А.А., Манухина А.М. и пр. В качестве базы курсовой работы выступили официальные Интернет-ресурсы Банка России, Министерства экономического развития РФ, нормативно-законодательные акты.
Целью курсовой работы выступает определение перспектив развития денежно-кредитной политики страны.
Задачами курсовой работы являются:
- охарактеризовать понятие и значение денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности страны и ее виды;
- представить основные инструменты денежно-кредитной политики страны и роль в ней Банка России;
- провести оценку денежно-кредитной политики РФ;
- рассмотреть возможные перспективы денежно-кредитной политики РФ.
Объектом исследования в курсовой работе выступила денежно-кредитная политика страны.
Предметом исследования курсовой работы выступили цель, инструменты и методы денежно-кредитной политики страны по обеспечению ее экономической безопасности.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников. Во введении рассмотрены актуальность, цель и задачи курсовой работы, ее объект и предмет. В первой главе курсовой работы представлены теоретические аспекты денежно-кредитной политики государства по обеспечению экономической безопасности. Во второй главе проведена оценка реализации денежно-кредитной политики России по обеспечению экономической безопасности. В заключении представлены выводы по выполненной работе.
1. Теоретические аспекты денежно-кредитной политики государства по обеспечению экономической безопасности
1.1. Понятие и значение денежно-кредитной политики в системе экономической безопасности страны и ее виды
Денежно-кредитная политика (сокращенно – ДКП) является политикой государства, которая оказывает воздействие на количество денежных средств денег в обращении с целью обеспечения определенного рода уровня стабильности цен, полноты занятости населения в государстве и увеличения реальной величины объема производства. осуществление такого рода политики, которую называют монетарной, проводится центральным банком страны .
В качестве основополагающей цели ДКП выступает осуществление помощи экономике в достижении общего уровня производства, который характеризуется уровнем полной занятости и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения с целью стабилизации величины совокупного объема производства (так называемый стабильный рост), занятости и уровня цен.
Воздействие на происходящие процессы в макроэкономике (инфляцию, рост экономики и безработицы) происходит посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно ДКП центрального банка страны имеет направление на достижение и сохранение определенного уровня стабилизации финансового характера, в первую очередь, укрепление курса национальной валюты страны и обеспечение устойчивости ее платёжного баланса.
Денежно-кредитное регулирование является совокупностью определенного рода мероприятий центрального банка страны, которые направлены на изменение количества денежной массы в обращении, объёма выдаваемых кредитов, уровня ставок процентов и иного рода показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
В качестве отца кредитно-денежной политики признают Милтона Фридмана, лауреата Нобелевской премии, видного экономиста современной действительности. Его теории использует большое количество правительств, включая правительство Англии, на его теории была построена так называемая Рэйганомика. Большинством ставится он в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым .
В современных российских условиях экономики рационального характера ДКП является призванной сделать минимальным уровень инфляции, способствовать устойчивости экономического роста, поддерживать курсовые соотношения курсов валют, на обоснованном с экономических позиций уровне, тем самым стимулируя развитие производств, которые ориентированы на экспорт и являются импортозамещающими, существенным образом пополнить валютные резервы государства. Задача это является достаточно сложной. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть проведено успешным образом только в том случае, если государство через центральный банк является способным оказывать воздействие на масштабы и характер деятельности частных институтов, потому что в развитых рыночных отношениях как раз они выступают в качестве базы всей денежно-кредитной системы государства. Это регулирование осуществляют в нескольких направлениях взаимосвязанного характера. ДКП выступает в качестве составной части единой экономической политики государства. Государственной экономической политикой должны предусматриваться меры по решению проблем в каждом отдельно взятом блоке.
Роль ДКП в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и уровнем потребности в них.
Центральный Банк Российской Федерации – самый главный орган регулирования финансовой системы государства, который обеспечивает её стабильность . Он осуществляет свои полномочия на основании Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации» и других федеральных законов. Денежная эмиссия считается основной функцией центральных банков, для регулирования взаимоотношений хозяйствующих субъектов. В условиях цифровизации денежных отношений это стало делать проще. Печатание наличных денег перестало быть определяющим фактором денежной эмиссии. Яркий пример, когда денежная эмиссия является инструментом, помогающим стимулировать экономику страны и обеспечивать внешние обязательства - Соединенные Штаты Америки. Такие меры вводятся для поддержания стабильных рыночных цен на товары.
Однако в России эмиссия наличных денег повлечет за собой лишь инфляцию и девальвацию. В качестве главной функции денежно-кредитной политики в Российской Федерации можно выделить защиту и обеспечение устойчивости курса рубля. Для ее осуществления, Центробанк обладает рядом инструментов, к числу которых относятся: ключевая ставка, операции на открытом рынке, норма обязательного резервирования интервенции на валютном рынке.
На современном этапе, процентная политика России осуществляется посредством структурно взаимосвязанных инструментов, с помощью которых регулятор воздействует на однодневные ставки и по величине которых кредитные институты предоставляют взаимные займы на рынке межбанковского кредитования. При сохранении ставок межбанковского кредитования в пределах границ процентного коридора, роль Центрального Банка состоит в приближении этих ставок к ключевой, которая находится в основе стратегических и тактических направлений денежно-кредитного регулирования страны .
Сегодня можно отметить, что роль денежно-кредитной политики в инновационной реализации финансовой политики Российской Федерации с каждым г. возрастает. ДКП и финансовая политика государства тесно связаны между собой. От того, в каком состоянии сегодня находится финансовый и банковский сектор, как развиваются монетарные процессы, сильно зависит реальное положение экономики страны. В связи с этим, основное содержание ДКП - это правильно выбрать цели и обосновать свой выбор, правильно сформулировать принципы работы и выбрать инструментарные меры, решения и действия, с помощью которых будет реализовываться концепция финансовой политики страны.
Стоит отметить, что в данный момент можно наблюдать целый ряд диспропорций в экономике страны, которые отражаются в заниженном уровне монетизации национальной экономики, заниженном объёме инвестиций, заниженной доле накоплений к объёму ВВП и т.д. Данные диспропорции достаточно эффективно могут быть устранены грамотной денежно-кредитной политикой. Однако, реализация определенных мер ДКП не дает гарантии того, что экономика страны начнет инновационное развитие. Это обусловлено тем, что на описанные выше отклонения экономики страны от общемировых уровней денежно-кредитная политика может влиять только косвенным образом.
Но стоит заметить, что в современных условиях использование только монетарных инструментов не будет столь эффективным в стимулировании роста экономики и сокращении уровня инфляции. В связи с этим, целями ДКП должны быть достижение показателей, которые относятся к финансовой устойчивости (стабильности). Достижение данных целей будет говорить о том, что реализуемая ДКП является эффективной.
При этом, чтобы начать формулировку указанных выше целей, необходимо разработать целый ряд критериев и показателей финансовой стабильности на федеральном уровне. Данным видом деятельности в настоящее время занимаются международные финансовые институты.
С учетом того, что в сегодняшних экономических условиях может возникнуть новый кризис, приоритетным направлением всей деятельности Центрального Банка России могут стать мероприятия, при реализации которых будет разрабатываться система индикаторов расшатывания финансовой устойчивости. К таким индикаторам относятся :
- стремительный рост притока капитала;
- реализация финансовой либерализации без жесткого контроля и мониторинга финансового сектора;
- большая доля участия государства в финансовых организациях;
- недостаточно сформированная правовая база;
- недоработка системы отчетности и документооборота.
В этом случае важно, чтобы ДКП была настроена на то, чтобы проводить дискреционную ДКП, которая подразумевает свободу в действиях органов, регулирующих ДКП. В ДКП должна быть предусмотрена возможность получения ответной реакции от ЦБ РФ на временные изменения рынка. Промежуточные цели, которые поставлены ДКП, в таких условиях выполняются с учетом определенных показателей, которые находятся в пределах реализуемых государством мероприятий. На федеральном уровне банковская политика - это действия ЦБ РФ и государства в отношении всей банковской системы.
На региональном уровне банковская политика - это реализация денежно-кредитных инструментов, которые направлены на достижение поставленных целей. На государственном уровне разрабатывается и принимается к действию единая государственная денежно-кредитная политика, в которой мероприятия ЦБ РФ описываются в качестве основных направлений и прилагаются в виде приложений. Описание составлено в общем виде, в котором нет никакой конкретики о том, что, как и при помощи каких инструментов будут достигаться цели, поставленные в Концепции ДКП. Для того, чтобы кредитные отношения в экономике страны активно развивались, и нужно разработать такую специальную банковскую политику. Стоит отметить, что для развития сектора кредитования необходима также своя кредитная государственная политика, которая, в свою очередь, призвана увеличить платежеспособный спрос.
Увеличение платежеспособного спроса - это цель ЦБ РФ, при достижении которой необходимы совместные усилия Центрального Банка, Министерства экономического развития и Министерства финансов РФ. Достигаться данная цель может только при помощи специально разработанного комплекса экономических мер, который включает в себя мероприятия из всех секторов экономики и направлен на то, чтобы стимулировать экономический рост страны.
А рост экономики будет обеспечиваться за счет того, что будет увеличиваться внутренний платёжеспособный спрос на инвестиционные и инновационные товары и услуги. Указанный выше комплекс мер должен входить в стратегию развития монетарного и банковского секторов экономики страны.
Основными видами денежно-кредитной (монетарной) политики являются такие :
- Жёсткая – ее направление - на поддержание определённой величины денежной массы.
- Гибкая – ее направление - на регулирование ставки процента.
Выделяют такие виды денежно-кредитной политики:
1. Стимулирующая – ее проводят в период спада, она имеет собственной целью так называемое «взбадривание» экономики, стимулирование повышение уровня деловой активности в целях борьбы с безработицей.
2. Сдерживающая – ее проводят в период бума экономики, она направлена на уменьшение уровня деловой активности в целях борьбы с инфляционными проявлениями.
Денежно-кредитная политика, которая является стимулирующей, состоит в осуществлении центральным банком разного рода мер по повышению предложения денег. В качестве ее инструментов выступают такие:
- уменьшение нормы требований, которые являются резервными;
- уменьшение уровня учётной процентной ставки;
- покупка центральным банком ценных бумаг государства.
Денежно-кредитная политика, которая является сдерживающей (ограничительной), состоит в применении центральным банком страны разного рода мер по снижению предложения денег. К ним относят такие:
- увеличение нормы требований, которые являются резервными;
- увеличение учётной процентной ставки;
- реализация центральным банком ценных бумаг государства.
Денежно-кредитную политику можно исследовать в «широком» и «узком» смысле.
В «широком» смысле данная политика рассматривается в качестве основополагающего направления экономического развития страны, направленная на предотвращение инфляционных процессов в результате изменение денежной массы в обращении.
Под «узкой» политикой рассматривается достижение наилучшего курса валют на валютном рынке, учетной политики, влияющих на краткосрочные ставки процента.
Все методы денежно-кредитной политики выступают в качестве совокупности всех приёмов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики оказывают воздействие на объекты для достижения намеченных целей.
Прямыми методами являются административные меры в форме разного рода директив центрального банка, которые касаются объёма денежного предложения и уровня цены на рынке финансовых ресурсов . Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов выступают в качестве примеров количественного контроля. Реализация данного рода методов представляет самый быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимумом объёму или цену депозитов и кредитов, за переменными денежно-кредитной политики количественного и качественного характера. При применении прямых методов временные лаги будут сокращаться. Временные лаги представляют собой определённый временной период между моментом появления потребности в использовании того или иного рода меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такого рода потребности, а вместе с тем между осознанием потребности, выработкой мнения и началом всей реализации.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики оказывают воздействие на уровень мотивации поведения субъектов экономики посредством механизмов рынка, имеют большой временной лаг, последствия их применения являются менее предсказуемыми, чем при использовании прямых методов. Но при этом, их применение не ведет к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственным образом связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам является характерным для общемирового процесса либерализации, роста степени независимости центральных банков .
Взаимосвязь прямых и косвенных методов образует смешанное регулирование. Оно применяется тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничения действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.
Вместе с тем различают общие и селективные методы :
1. Общие методы выступают в качестве преимущественным образом косвенных, которые оказывают влияние на денежный рынок в общем.
2. Селективными методами регулируются конкретные виды кредита, и носят они в основе своей директивный характер. Благ.ря данного рода методам происходит решение частных задач, такого рода, как: ограничение выдачи ссуды некоторым банковским учреждениям, рефинансирование на условиях льготного характера.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика является чрезвычайно мощным, а в связи с тем и необыкновенно опасным инструментом. При помощи нее можно выйти из кризиса, однако при этом и не исключена и достаточно печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике тенденций негативного характера . Только достаточно взвешенные решения, которые принимаются на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения путей альтернативного характера воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, которая проводится Центральным банком, экономика не может эффективным образом функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, к примеру, использование количественных кредитных ограничений.
Данного рода метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от выше рассмотренных методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Вместе с тем кредитные ограничения приводят к тому, что компании заемщики попадают в неодинаковое положение. Банковские учреждения стремятся выдавать кредиты в первую очередь собственным традиционным клиентам, как правило, крупным компаниям. Мелкие и средние фирмы при этом оказываются главными жертвами данного рода политики .
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.