Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим структурные элементы эмоционального интеллекта, в рамках которых индивид воспринимает информацию посредством использования сенсорных систем. В первую очередь активизируются ключевые отделы мозга, затем начинают реагировать нервная и мышечная системы, и только после этого подключаются остальные системы человеческого организма.
В состав эмоционального интеллекта входят четыре равнозначных элемента: осознанность, самооценка, мотивация, адаптивность. Их сформированность оказывает влияние на способность взаимодействовать с потребляемой информацией и на отношения с внутренним и внешним миром в целом.
Осознанный подход к восприятию собственных эмоций, мыслей, поведенческой модели и физическому телу способствует тому, что человек может в сжатые сроки научиться контролировать эмоции и чувства.
Самооценка - важный показатель развитого эмоционального интеллекта. От нее зависят взаимоотношения человека с внешним миром, устойчивость и независимость от оценки окружающих, самоконтроль и критичность, ответственность за поступки, требовательность к себе.
Мотивация активизируется сквозь призму детерминации и стремления индивида к самоактуализации. Повысить уровень эмоционального интеллекта под силу личности, которая сообразно со своими интересами воспринимает новое, четко расставляет жизненные приоритеты и объективно реагирует на неудачи.
Адаптивность - важный элемент эмоционального интеллекта, свойственный людям, способным быстро находить общий язык с собеседником, умеющим сопереживать, проявлять в нужный момент эмпатию. Характерные их качества - высокий уровень стрессоустойчивости и умение быстро принять решение в нестандартной ситуации.
Компоненты эмоционального интеллекта способны к развитию и изменению, в них сосредоточены основополагающие особенности личности. Ценность каждого компонента определяется общественными нормами, поощряющими или не поощряющими развитие интеллектуальных способностей .
Ученые нередко рассматривают эмоциональный интеллект как форму отражения лидерских качеств человека, включающих способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими . Так, Д. В. Люсин выделяет два вида эмоционального интеллекта: межличностный (понимание и управление чужими эмоциями) и внутриличностный (понимание и управление собственными эмоциями).
Эти виды эмоционального интеллекта взаимодействуют, несмотря на то что актуализируют различные когнитивные процессы. Модель, предложенная Д. В. Люсиным, отличается отсутствием упоминания личностных характеристик, обосновывающих способность к пониманию и управлению эмоциями в роли корреляторов .
Эмоциональный интеллект как практическое и гибкое свойство личности помогает человеку осознанно регулировать эмоции, различать намерения и желания окружающих, реальные мотивы тех или иных действий и правильно реагировать на чужие эмоциональные проявления.
Установлено, что люди, обладающие высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, способны проявлять вербальное недовольство или негативную эмоцию максимально нейтрально для своего оппонента. Они не унижают другого человека, не прибегают к оскорблениям. Таким людям в большей степени присущ оптимизм, жизнерадостность и независимость. Для людей с низким показателем эмоционального интеллекта более характерны психосоматические расстройства, депрессии, неудачи в личной жизни и профессиональной деятельности.
Следует подчеркнуть, что эмоциональный интеллект не связан с традиционным пониманием интеллекта как такового. Это свойство личности невозможно выявить с помощью стандартных методик и анализа. Например, человек может демонстрировать крайне высокий уровень развития когнитивных функций, но при этом не состояться в профессиональном плане.
Человек, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, не заглушает негативные или нежелательные эмоции, а дает себе разрешение или запрет на их проявление в том или ином случае, осознает их значение и со временем может приобрести навык правильно трактовать эмоции окружающих, распознавать причины поведения людей. Люди же с низким уровнем эмоционального интеллекта не видят необходимости в активном саморазвитии.
Работа над развитием эмоционального интеллекта позволяет человеку сформировать навык сознательного регулирования эмоциональных состояний, способность их контролировать в любых стрессовых ситуациях и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.
Высокоразвитый эмоциональный интеллект отличает успешных и преуспевающих людей, так как помогает им в деловой сфере. Сегодня работа на различных должностях становится более напряженной и эмоционально затратной. Эмоциональный интеллект является одним из главных факторов успешного управления в аспектах, связанных с межличностными отношениями в организациях.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом адекватнее воспринимает окружающую реальность, объективно реагирует на происходящее, умеет правильно расставлять приоритеты и добиваться целей. Важной характеристикой, присущей такому человеку, является умение противостоять открытому или скрытому манипулированию. Эти личностные свойства в современном мире не просто полезны, но практически необходимы представителям многих профессий.
Повышать уровень социально-психологических свойств личности индивид может в течение всей жизни. В этой связи отметим, что первоначального возраста, с которого следует начать процесс обучения, не существует. С младенчества ребенок различает эмоции по мимике, интонациям и поведению родителей, близких. С первыми словами развивается его эмоциональный интеллект - проговаривание вслух чувств и эмоций: «Ты плачешь, потому что...», «Ты расстроен», «Мама грустит» и т. д. Позднее на развитие навыков у ребенка влияют детский сад и школа. В результате взаимодействия с другими детьми и взрослыми оттачивается коммуникация и развивается эмоциональный интеллект.
Таким образом, рассмотрев некоторые из множественных теорий эмоционального интеллекта, можно сделать следующие выводы. В научной литературе основоположники концепции эмоционального интеллекта рассматривают понятие как:
- способность индивида к восприятию;
- дифференциации;
- выражению эмоций;
- ассимилированию мыслей;
- регулированию не только собственных эмоций, но и других людей, на основе чего работают механизмы контроля поведения. Под эмоциональным интеллектом подразумевают также способность к пониманию и управлению эмоциями. В структуре эмоционального интеллекта выделены внутриличностный и межличностный компоненты, его ключевые элементы, такие как осознанность, самооценка, мотивация и адаптивность.
В рамках современной психологии эмоциональный интеллект не рассматривается с позиций исключительно когнитивной способности (по аналогии с вербальным и невербальным интеллектом). Исследователи отмечают, что способность к пониманию и управлению эмоциями во многом соотносится с общей ориентацией личности на эмоциональную сферу, то есть с ее интересом к внутреннему миру людей (в том числе своему) и склонностью к анализу поведения. В этой связи эмоциональный интеллект понимают как конструкт, который представлен и когнитивными способностями, и личностными характеристиками.
Эмоциональный интеллект формируется на протяжении всей жизни под влиянием разного рода факторов, обусловливающих его уровень и специфические индивидуальные особенности. Ввиду тесной связи эмоционального интеллекта и личностных характеристик индивида, логично предположение о влиянии его уровня развития на личностное благополучие. Развитая способность эффективного взаимодействия с окружающими людьми, контроль и управление межличностными отношениями способствуют успешной адаптации людей, нивелированию стрессовых ситуаций и, как следствие, расширению границ интеллектуального и социального развития.
Отметим, что эмоциональный интеллект поддается продуктивному развитию с помощью целенаправленного педагогического воздействия. Интеллектуальные тренировки способствуют развитию осознанного регулирования эмоциональными состояниями, преодолению стрессовых ситуаций, повышению уровня самооценки и самосознания, построению конструктивных взаимоотношений с окружающими, формированию навыков саморазвития и адаптивности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии : моногр. / И. Н. Андреева. - Новополоцк : Полоцк. гос. ун-т, 2019. - 388 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. – 1972. – №. 2. – С. 114-123.
3. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Говард Гарднер. - М. : ООО «И. Д. Вильямс», 2021. - 512 с.
4. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2020. - 301 с. - ISBN: 5-9614-0137-5.
5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : ACT; Владимир : ВКТ, 2019. - 478 с.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: Владимир: ВКТ, 2019. - 478 с.
7. Давыдова, Ю.В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков [Текст] / Ю.В. Давыдова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2020. - № 4. - С. 113-118.
8. Жолудева, С.В. Особенности профессиональных предпочтений и карьерных ориентаций у подростков [Текст] / С.В. Жолудева, Ю.Г. Барабаш // Профессиональные представления. - 2018. -№ 1 (6). - С. 48-55.
9. Жулина, Г.Н. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Г.Н. Жулина, Т.В. Лобода // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2018. - № 1 (33). — С. 104-112.
10. Жулина, Г.Н. Особенности эмоционального интеллекта подростков [Текст] / Г.Н. Жулина, В.А. Марченко // Фундаментальные проблемы науки: сб. статей Международной научнопрактической конференции. - Тюмень: Аэтерна, 2019. - С. 190-193.
11. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности //ББК 88 П 86. – 2021. – С. 560.
12. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер : Учебн. пособие. – М.: Академия, 2022. – 384 с.
13. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Феникс, 2022. – 510 с.
14. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Феникс, 2022. – 510 с.
15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2021. - 304 с.
16. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности //Психологический журнал. – 1987. – Т. 8. – №. 4. – С. 126-137.
17. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / Ин-т психологии Рос. академии наук ; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М., 2022. - С. 2933. - (Труды Ин-та психологии РАН).
18. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / Ин-т психологии Рос. академии наук ; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М., 2021. - С. 2933. - (Труды Ин-та психологии РАН).
19. Люсин, Д. В. Способность к пониманию эмоций : Психометрический и когнитивный аспекты / Д. В. Люсин // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 20-24 окт. 1999 г. / под ред. Г. А. Емельянова. - М., 2020. - С. 14
20. Люсин, Д. В. Способность к пониманию эмоций : Психометрический и когнитивный аспекты / Д. В. Люсин // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 20-24 окт. 1999 г. / под ред. Г. А. Емельянова. - М., 2020. - С. 25-35.
21. Манько, Ю.В. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. - 2-е изд., доп. - СПб: Издательский дом «Петрополис», 2020. - 336 с. - ISBN 978-5-9676- 0262-7; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255793 (дата обращения 01.2021)
22. Милюкова, А. В. Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов. / А. В. Милюкова// Международный научный журнал «Символ науки». – 2019. - №11(3). С.220-221.
23. Профессиональное самоопределение в студенческом возрасте [Электронный ресурс]: https://poisk-ru.ru/s14235thtml (дата обращения 20.01.2024)
24. Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции / под общей ред. А.Г.Миронова. – Красноярск, 2020. – 420 с.
25. Пряжников, Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. – М.: Академия, 2023. – 208 с.
26. Реан А. и др. (ред). Психология человека от рождения до смерти — М.; СПб., 2021, 2022. с-374.
27. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по сnециальности организация работы с молодежью / М.И. Рожков. -М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАД ОС, 2019. - 264 с.
28. Сапогова Е.Е. Психология развития человека . -- М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с
29. Симатова, О.Б. Возрастные особенности профессиональной направленности школьников на разных этапах онтогенеза [Текст] / О.Б. Симатова, Е.В. Прокопьева // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 5. - С. 210-213.
30. Харланова Т.Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки, дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Харланова Татьяна Николаевна. – М. - 2020. С. 22-39.
31. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] / С.Н. Чистякова. - М.: Академия, 2021. - 128 с.
32. Bar-On, R. Emotional Intelligence Inventory (EQ - i): mech-nical Manual / R. Bar-On. - Toronto, Canada: Multi - Health Systems, 1997.
33. Mayer, J. D. Emotional Intelligence Meets Traditional Standards for an Intelligence / J. D. Mayer, D. R. Caruso, P. Salovey // Intelligence. - 1990. - № 27. - P. 267-298.
34. Thorndike, E. L. Intelligence and its uses / by Edward L. Thorndike // Harper’s Magazine. - 1920. - № 140. - P. 227-235.