Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития стало качество и конкурентоспособность товаров и услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов и определила актуальность курсовой работы.
В условиях, когда внешняя среда значительно усложнилась, проблема устойчивого функционирования предприятия не только не потеряла своей значимости, но и приобрела новые аспекты в своем развитии. Для того чтобы эффективно работать в условиях возрастающей конкуренции необходимо постоянное развитие всех сторон его деятельности, обновлять ассортимент продукции, улучшать его качество. Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет конкурентоспособность его продукции и не определит круг задач по ее повышению.
Объектом исследования выступает ЗАО Шоколадная фабрика «Новосибирская», предприятие производящее кондитерскую продукцию, в том числе хлебобулочные замороженные полуфабрикаты.
Предметом исследования является система показателей конкурентоспособности продукции предприятия.
Цель работы – дать оценку конкурентоспособности предприятия и разработать стратегию, направленную на усиление конкурентных позиций продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
изучить теоретические аспекты стратегии управления конкурентоспособностью предприятия,
проанализировать конкурентные позиции и показатели конкурентоспособности продукции предприятия с использованием различных инструментов,
сформировать составные элементы стратегии, способствующие усилению конкурентоспособности ЗАО Шоколадная фабрика «Новосибирская».
Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции, по стратегическому менеджменту из электронной библиотеки Знаниум и из научной библиотеки eLIBRARY.RU.
Информационная база исследования – статистическая информация, бухгалтерская отчетность ЗАО Шоколадная фабрика «Новосибирская» за 2021-2022 гг.
При написании данной работы были использованы методы анализа и синтеза, а также методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, экономико-математические методы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 Теоретические аспекты стратегического управления
конкурентоспособностью предприятия
1.1 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория
Конкурентоспособность – многогранная экономическая категория, которая неоднозначно трактуется во многих источниках. Это понятие все чаще становится предметом исследований и анализа. Большое количество публикаций отражает объективную, действительно сложную суть изучаемого явления. Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность. Прежде всего, необходимо различать конкурентоспособность объекта и субъекта [21].
В современных условиях экономического развития и рыночных отношений ключевым механизмом, определяющим эффективность рынка, является конкуренция. Конкуренция между производителями, рынок сбыта, конкурентоспособность предприятий и их продукции, выбор рациональной маркетинговой стратегии, анализ конкурентной среды, поиск конкурентных преимуществ - вот факторы, стимулирующие развитие рыночных отношений и определяющие критерии эффективности производства.
Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка.
Термин «конкурентоспособность» рассматривается в работах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность – это, прежде всего, способность конкурировать или состязательный процесс.
Конкурентоспособность предприятия во многом определяет его финансово-экономическое состояние и репутацию. Но это возможно только в том случае, если в структуре реализуемой продукции на долю конкурентоспособных товаров приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.
Конкурентоспособность предприятия является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех производителей.
Довольно часто конкурентоспособность предприятия отождествляют с качеством производимой продукции, забывая о том, что, во-первых, с точки зрения качества сопоставимы только однородные товары, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товаров включает также потребительские и ценовые характеристики.
Существует множество определений конкурентоспособности продукта, предприятия. Например, в работе Фатхутдинова Р.А. конкурентоспособность предприятия отождествляется с конкурентоспособностью продукта и трактуется как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, определяющих успех на рынке [21].
В работе Портера М.Э. конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, которое достигается сочетанием эффективного использования всех ресурсов с относительно низкими ценами и высоким качеством товаров, которые пользуются спросом, удовлетворяют специфические потребности покупателя и обеспечивают стабильность прибыли и повышение эффективности работы производителя [15].
Однако это определение не учитывает тот факт, что конкурентные преимущества могут также подразумевать более высокие цены на продукцию, которые оправдываются предоставлением больших выгод.
Наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Тинасилова М.Д., Уркумбаевой А.Р., Абуталиповой Ж.А., согласно которому конкурентоспособность предприятия – это сложная многомерная характеристика, отражающая способность предприятия в период его производства соответствовать требованиям качества конкретного рынка (сбыта), адаптироваться по качеству и цене выпускаемой продукции к предпочтениям потребителей, предоставлять преимущества производителю при его внедрении [19].
Определяющим свойством конкурентоспособности является многоуровневый характер этой категории. Ларионова И.К., Казакова Н.А. в своих учебниках раскрывают многоуровневую конкурентоспособность. По их мнению, «на разных уровнях национальной экономической системы понятие «конкурентоспособность» характеризуется разными критериями, и, следовательно, эту категорию следует анализировать и оценивать по-разному». Каждый уровень представляет собой систему взаимосвязанных элементов, которые, в свою очередь, определяются подсистемами более низких уровней [17, 18].
Алиев О.М. рассматривает конкурентоспособность как сложную многомерную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами как с точки зрения степени соответствия конкретной потребности, так и с точки зрения затрат на ее удовлетворение. Это определение основано на предпосылке, что конкурентоспособность в рыночной экономике следует рассматривать с точки зрения потребителя [1].
Таким образом, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение, согласно которому конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия превосходить в определенный момент времени на конкретном рынке предприятия – аналоги по качественным, стоимостным характеристикам, а также характеристикам товарной марки.
Исходя из экономического содержания, можно представить процесс формирования конкурентоспособности предприятия (рисунок 1.1).
Конкуренция как экономическая категория выполняет ряд функций: регулирование, мотивацию, распределение и контроль [12].
Функция регулирования. Чтобы выстоять в борьбе, предприниматель должен предлагать продукты, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Следовательно, факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где они наиболее необходимы.
Рисунок 1.1 – Механизм формирования конкурентоспособности продукции
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает случайность и риск одновременно [6]: предприятия, которые предлагают продукцию наилучшего качества или производят ее с меньшими производственными затратами, вознаграждаются в виде прибыли – это стимулирует технологический прогресс, предприятия, которые не реагируют на запросы потребителей или нарушения правил конкуренции их конкурентами на рынке, наказываются в виде убытков или вытесняются с рынка.
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы для повышения производительности, но и позволяет распределять доход между предприятиями и домохозяйствами в соответствии с их эффективным вкладом. Это соответствует принципу вознаграждения по результатам, который преобладает в конкурентной борьбе.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую мощь каждого предприятия. Например, монополист может устанавливать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбирать между несколькими продавцами. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев О.М. Конкурентоспособность предприятия: сущность и оценка / О. М. Алиев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 3, № 1. – С. 70-75.
2. Витебская А.В. Конкурентоспособность как фактор обеспечения экономической безопасности предприятия / А.В. Витебская, П.А. Кеня // Интернаука. – 2023. – № 12-3(282). – С. 17-19.
3. Дубинина Н.А. Сравнительная характеристика методов анализа и оценки конкурентоспособности продукции // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2019. – №2. – С 52-60.
4. Екимова К.В. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 381 с.
5. Жантурсын, А.А. Конкурентоспособность, как признак успеха предприятия / А.А. Жантурсын // Вестник науки. – 2019. – Т. 5, № 6(15). – С. 19-22.
6. Иванова О.Е., Лешенок М.Н. Оценка влияния внешних факторов на объем продаж продукции // Вестник евразийской науки. – 2018. – №4. – С 12-20.
7. Киселица Е.П. Конкурентоспособность предприятия: подходы к ее пониманию и факторы ее повышения / Е.П. Киселица, А.И. Слюсарева // Эксперт: теория и практика. – 2019. – № 1(1). – С. 21-24.
8. Кобозева Е.М. Конкурентоспособность промышленного предприятия: факторы, уровни и методы её оценки / Е.М. Кобозева, А.А. Клевцова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2023. – № 4(70). – С. 40-46.
9. Кожевина О.В. Стратегическое управление изменениями: учебник / О.В. Кожевина, Н.В. Салиенко. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 465 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/1995308.
10. Конкурентоспособность организаций и территорий: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин, П.А. Костромин. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 375 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/1939033.
11. Криулин В.А., Писарева Н.А., Сергеева О.Ю. Оценка качества и конкурентоспособности продукции на рынке пищевой промышленности // Политика, экономика и инновации. – 2019. – №2 (19) . – С 112-120.
12. Малхасян А.Е., Федосеева Л.В. Конкурентоспособность как внутренний фактор формирования конкурентной политики фирмы // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 8. – С. 713-717.
13. Методы оценки конкурентоспособности в целях обеспечения экономической безопасности предприятия / Р.Г. Сабирьянова, З.М. Бикметова, Н.А. Галимуллина, А.Ф. Самигуллина // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 6(157). – С. 461-464.
14. Николаев А.А. Стратегическое управление организацией: учебник / А.А. Николаев. – Москва: Прометей, 2022. – 598 с. URL: https://znanium.ru/catalog/product/2143866.
15. Портер М. Конкуренция: учебник. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. – 608 с.
16. Птускин А.С. Стратегическое управление: учебное пособие / А.С. Птускин, А.И. Волков. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 146 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/2125007.
17. Стратегическое управление: учебник / под ред. И. К. Ларионова. - 6-е изд. – Москва: Дашков и К, 2023. – 234 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/2084465.
18. Стратегический менеджмент: учебник / под ред. д-ра экон. наук, профессора Н.А. Казаковой. – Москва: ИНФРА-М, 2023. – 320 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/1941765
19. Тинасилов, М.Д. Конкурентоспособность предприятия: сущность, факторы и принципы / М.Д. Тинасилов, А. Р. Уркумбаева, Ж. А. Абуталипова // Наука и инновационные технологии. – 2021. – № 3(20). – С. 213-219.
20. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: учебник / А. Н. Фомичев. – 4-е изд. – Москва: Дашков и К, 2023. - 466 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/2084464
21. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 424 с.
22. Официальный сайт Аудит.ру // https://www.testfirm.ru/result/5405108940_zao-shokoladnaya-fabrika-novosibirskaya?ysclid=ltylihppn5595755085