Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коренные преобразования в экономической и социальной сфере, обусловленные возвращением России в русло общих процессов мирового развития, требуют переосмысления ранее существовавших финансовых отношений.
При всем многообразии моделей рыночной экономики, в целом, и в общем характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, которое функционирует в дополнении с государственным регулированием. Огромное значение в развитии рыночных отношений и в государственном механизме их регулирования принадлежит финансовой политика государства.
Региональные органы власти в современных условиях обязаны в целом обеспечить эффективное развитие территорий в также пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер регионов для укрепления их потенциала.
Для формирования финансовой устойчивости региона, субъекты РФ должны обладать достоверной и обширной информацией о состоянии региональных финансов, состоянии производственных мощностей в отраслях экономики. Поэтому необходимая информация систематизируется как из внутренних, так и внешних источников информации, и затем используется в финансовом планировании.
Актуальность темы заключается в том, что от проведения эффективной финансовой политики и осуществления оценки финансовой устойчивости региона зависит достижение положительных финансовых показателей, формирование бюджетных доходов и расходов, направленных на социально-экономическое развитие субъекта хозяйствования, а также регулирование налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.
Объектом исследования данной работы является Владимировская область, как субъект Российской Федерации.
Предмет исследования – финансовая устойчивость региона.
Целью настоящей работы является характеристика финансовой устойчивости региона: анализ и методики оценки на примере Владимирской области.
Исходя из поставленной цели данной работы, были сформулированы следующие задачи:
-дать характеристику экономического содержания и значения финансовой устойчивости региона;
-рассмотреть методы оценки финансовой устойчивости региона;
-привести краткую характеристику Владимировской области как субъекта Российской Федерации;
-провести анализ финансовых показателей Владимировской области;
-оценить финансовую устойчивость Владимировской области;
-определить направления повышения финансовой устойчивости Владимировской области.
Методологическую базу исследования составили труды таких авторов, как В.В. Адамчука, А.Д. Бренца., А.В. Власова. Т.Г. Крейковой, В.Е. Тищенко и других авторов.
В процессе настоящего исследования в качестве источников информации использовалась учебная, специальная и научная литература, а также расчетно-аналитические материалы периодической печати.
Основные методы исследования - системный, структурный, логический, функционально-стоимостной, экспертный и методы сравнительного анализа применены в работе.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения и списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Экономическое содержание финансовой устойчивости региона
В современных условиях реформирования системы финансов на региональном уровне важное значение приобретает своевременная оценка финансовой устойчивости субъекта РФ, результаты которой позволяют определить возможности его дальнейшего социально-экономического развития, качество бюджетного планирования и прогнозирования, а также эффективность механизма регулирования и контроля.
Под финансовой устойчивостью региона целесообразно понимать такое качественное состояние его финансов, бюджета, при котором субъект публичной власти в существующих социально-экономических и нормативно-правовых условиях своевременно и в полном объеме мобилизует доходы бюджета в целях обеспечения всех закрепленных за ним полномочий, а также в текущей и долгосрочной перспективе оказывает социально-экономическое и политическое развитие региона .
Для определения финансовой устойчивости бюджета чаще всего используют метод коэффициентов и метод экспертных оценок. Количественные характеристики отражают финансовое положение региона за анализируемый период, а экспертные оценки помогают рассмотреть возможность региона мобилизовать дополнительные ресурсы в бюджет и получить информацию о характеристиках устойчивости бюджета, которые нельзя представить в числовом выражении.
Региональный бюджет является центральным звеном территориального бюджета и направлен на обеспечение финансовой поддержки для решения задач, возложенных на государственные органы управления субъектов в Российской Федерации .
Государство активно проводит экономическую политику при помощи региональных бюджетов, так как на основе предоставления финансовых средств региональным органам власти в их бюджеты осуществляется финансирование отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды и прочее. Более того, сфера финансирования экономической деятельности также постоянно расширяется.
На основе региональных финансов государство проводит выравнивание уровней экономического и социального развития регионов, которые в силу исторических, географических, военных и других факторов и условий отставали в экономическом и социальном развитии от других частей страны. Поэтому разрабатываются региональные программы по устранению этого отставания, причем финансовые средства на преодоление этого отставания выделяются из областного бюджета.
На основе норм Бюджетного кодекса РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
К собственным доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а также доходы от платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, которые перечисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также гранты, дотации и трансферты, полученные из федерального бюджета.
В доходной части регионального бюджета основную долю составляют поступления из регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а доходы в виде грантов, дотаций и трансфертов - более 25%.
Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%, наиболее важными из которых являются: налог на имущество организаций, доход от государственной собственности, доход от продажи имущества, принадлежащего субъектам Российской Федерации, и доход от целевых бюджетных фондов .
Следовательно, основными направлениями использования финансовых ресурсов региона в настоящее время являются следующие:
- обеспечение деятельности законодательных (представительных) и административных органов власти субъектов Российской Федерации;
- погашение и обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации;
- проведение выборов и референдумов по субъектам Российской Федерации;
- обеспечение реализации целевых региональных планов;
- формирование государственной собственности субъекта Российской Федерации;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
- поддержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении основных органов государственной власти Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- обеспечение реализации определенных государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, понесенных в связи с решениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вызвали рост бюджетных расходов или снизили доходы регионального бюджета .
Основным источником расходов региона являются финансовые ресурсы, выделяемые на развитие отраслей экономики (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), за которыми следуют расходы на социальную и культурную деятельность (образование, культура и искусство, здравоохранение и спорт, социальная политика). Третье место занимают расходы по управлению и содержанию правоохранительных органов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, от 4 октября 2023 года № 8-ФКЗ) // http://duma.gov.ru/news/55446/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 года № 230-ФЗ (в редакции от 05.12.2023 года) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/a68c2e03d7967da86ff598906972cd025196845e/2. Бюджетный кодекс РФ от 7 июля 2017 г. № 123-ФЗ//Российская газета, №138 от 12.07.2017.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2024)// https:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_19702/
4. Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 23.12.2023 №185-ФЗ. //СЗ РФ от 12.02.22. ст.5467.
5. Агапова О.И. Налоговая политика государства. М.: Приор, 2020. – 230 с.
6. Акбердина В.В., Смирнова О.П. Экономиче¬ская безопасность региона: оценка и перспек¬тивы // Региональная экономика: теория и практика. 2022. №8 (455). С.1506-1517.
7. Адамов А.Д., Иванова Л.И. Практическое пособие по банковской деятельности. – М.: Экономика и финансы, 2018.- 216 с.
8. Батракова Л.Г. Бюджет. Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2019. – 324 с.
9. Белых Л.П. Налоговые реформы в России. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. – 118 с.
10. Богданова О.М. Оптимизация финансового планирования. – М.: Финстатинформ, 2019. – 212 с.
11. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление в бюджетной сфере. – М.: Приор, 2019. – 318 с.
12. Беляков Ф.Т. Бюджетирование. М.: Питер, 2018. – 200 с.
13. Габричидзе О.Л. Финансовое право. М.: Юнити, 2017. -349 с.
14. Елизаров Р.П. Основы бюджетирования. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
15. Ефимова Л.Г. Финансовое право. Учебное и практическое пособие. – М.: Издательство БЕК, 2019. – 314 с.
16. Жданова С.П. Основы финансов. М.: Омега-Л, 2020. – 440 с.
17. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. М.: Банки и биржи. 2019.- 185 с.
18. Исаев А.М. Практика финансового управления и финансового анализа. – М.: АО Арго, 2020. – 110 с.
19. Камионский С.А. Наука и искусство управления финансовой сферой. – М.: МГУ, 2020. – 240 с.
20. Касаткин Т.В. Финансы. – М.: Логос, 2018. – 316 с.
21. Комарова О.В., Плисова И.А. Анализ индикаторов экономической безопасности региона (на примере Владимирской области) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. № 7(9). М., Изд. «МЦНО», 2021. С. 96-103.
22. Митяков С.Н., Митяков Е.С., Романова Н.А. Экономическая безопасность регионов При¬волжского федерального округа // Экономика региона. 2023. № 3. С. 81-91.
23. Лаврушин О.А. Финансы. М.: Юнити, 2020.- 367 с.
24. Пансков В.Г. Бюджет и бюджетирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2018. - 295 с.
25. Поляк Г.Б. Финансы бюджетных учреждений. М.: Юнити, 2019. – 195 с.
26. Скворцов О.В. Финансовая система. Экспресс-курс.- М.: Дело и сервис, 2018. – 310 с.
27. Юткина А.Д. Финансовое планирование. М.: Приор, 2020. – 288 с.