Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Задолженности, возникающие при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятий, образуют текущее и долгосрочное отвлечение или привлечение средств, известных как дебиторская и кредиторская задолженности, влияющие на платежеспособность и ликвидность. В связи с этим важное значение в деятельности хозяйствующего субъекта приобретает эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
Результаты анализа позволяют оценить текущее финансовое состояние предприятия и определить стратегию дальнейшего развития. Именно поэтому важно подходить к вопросу организации анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятия комплексно.
Объектом данного исследования является ООО ВЦ "Стройиндустрия".
Предметом исследования служат процессы и показатели, описывающие работу предприятия.
Цель работы - изучение теории и методологии анализа финансового состояния и детально дебиторской и кредиторской задолженности применительно к конкретному предприятию.
Задачами являются:
- знакомство с теорией анализа финансового состояния;
- характеристика предприятия и оценка его работы;
- изучение финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия в том числе в части анализа дебиторской и кредиторской задолженности ;
- разработать план улучшения деятельности ООО ВЦ "Стройиндустрия".
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
1.1. Основы анализа дебиторской и кредиторской задолженности
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность подотчетных лиц, задолженность покупателей за купленную продукцию, и т.д.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Кредиторской задолженностью называют задолженность данной организации другим организациям, работникам, лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Кредиторы, которым задолженность возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами. В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженность отражаются по их видам.
Дебиторская задолженность отражается на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская — на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Для оценки размера, соотношения и динамики дебиторской и кредиторской задолженностей в целом целесообразно регулярно проводить анализ финансовой отчетности и рассчитывать принятые в практике финансового анализа показатели.
Под финансовой отчетностью в данном случае понимается отчетность, представляющаяся оптимальной для целей проведения анализа, т.е. наиболее точно и своевременно отражающая ситуацию. В зависимости от оценки, это может быть внутренняя управленческая отчетность, или отчетность, составленная по принципам Российского бухгалтерского учета, а также отчетность, составленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Следить за кредиторской и дебиторской задолженностью - жизненно важно для здоровья любого бизнеса. Это справедливо как для малых предприятий, имеющих несколько операций в день, так и для тех, кто обслуживает сотни транзакций. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности - это не просто отслеживание денежных поступлений в бизнес: анализ этих показателей поможет предотвратить непредвиденные расходы, которые могут сбить с курса даже самый лучший бюджет.
Кредиторская и дебиторская задолженность обеспечивает поступление в бизнес достаточного количества средств для оплаты счетов. Не контролируя их, невозможно эффективно управлять денежными потоками. Управление в данном случае позволяет составлять бюджет предстоящих платежей, находить способы улучшить условия сотрудничества с поставщиками и продавцами, а также стимулировать клиентов быстрее оплачивать свои счета. Это также может сократить время, необходимое для взыскания просроченной задолженности. Плохое управление денежными потоками является причиной около 80 % неудач в бизнесе.
Основные принципы и подходы при анализе дебиторской и кредиторской задолженности такие же как при анализе активов в рамках финансового анализа - активов должно быть ровно столько, сколько необходимо для бесперебойной работы, но не более, активы должны соответствовать объему и характеру деятельности
1. Много активов: (+) много возможностей у функциональных менеджеров, (-) риски утраты и неликвидности активов, необходимость вложений большего капитала (акционером)
2. Мало активов: (+) низкая капиталоемкость бизнеса для акционера и невысокие риски утраты активов, (-) отсутствие широких возможностей у менеджеров
Основной целью анализа дебиторской задолженности является внедрение и обоснование
-кредитной политики покупателя, которая должна быть направлена на ускорение платежей и снижение
-рисков неплатежей. Кроме того, политика кредитования должна способствовать стимулированию продаж.
Основные задачи анализа заключаются в следующем:
- Оценка состояния дебиторской задолженности, ее состава и структуры; - Формирование аналитической информации, которая позволит прогнозировать ожидаемые
значения дебиторской задолженности
- Разработка и анализ кредитной политики с обоснованием кредитных лимитов и сроков предоставления кредитов отдельным покупателям.
- Определение справедливой стоимости дебиторской задолженности в условиях переменной.
покупательной способности денежных средств .
- Контроль соотношения сроков и условий кредитов, выданных покупателям, и коммерческих кредитов, полученных от поставщиков В наиболее обобщенном виде структура и размер дебиторской задолженности могут анализироваться на основе данных баланса. Для целей внутреннего анализа применение данных управленческого учета представляется необходимым.
Для анализа дебиторской задолженности используется показатель:
- взвешенной доли (%) долгов в общем объеме оборотных средств.
- удельный вес сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности (%).
Данный показатель характеризует уровень задолженности. Тенденция к увеличению подтверждает снижение уровня ликвидности.
В ходе анализа внутреннего долга рассматривают показатель - доля дебиторской задолженности в продажах. Также - период погашения дебиторской задолженности (%).
Исходя из этого показателя, можно оценить, в течение какого среднего периода долг может быть погашен.
В то же время было бы некорректно делать общее указание на то, какой срок просрочки платежей может быть отнесен к сомнительным долгам. Для целей внутреннего анализа компания решает этот вопрос по своему усмотрению, принимая во внимание текущую ситуации и применяемой практики платежей.
Внешний аналитик же владеет только отчетной информацией, поэтому он опирается на расшифрованные данные о дебиторской задолженности, которые прилагаются к годовой финансовой отчетности и пояснительным запискам к ней.
Увеличение дебиторской задолженности в результате переноса сроков оплаты, вызывает потери, связанные с изменением покупательной способности денег.
Сильная кредитная политика, направленная на сокращение сроков оплаты и исключение фактов неплатежей, также имеет свои негативные последствия. Жесткая кредитная политика может привести к потере клиентов, что, в свою очередь, снизит объемы продаж.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете"
3. Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для вузов / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 242 с
4. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие для вузов / И. М. Лифиц. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 392 с.
5. Казакова Н. А. Анализ финансовой отчетности. Консолидированный бизнес: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 233 с.
6. Толпегина О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Толпегина, Н. А. Толпегина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 364 с.
7. Толпегина О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. А. Толпегина, Н. А. Толпегина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.
8. Казакова Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 209 с.
9. Жилкина А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. Н. Жилкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 285 с.
10. Бабайцев В. А. Математические методы финансового анализа: учебное пособие для вузов / В. А. Бабайцев, В. Б. Гисин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 215 с. Григорьева Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. И. Григорьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 486 с.
11. Казакова Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 297 с.
12. Казакова Н. А. Финансовый анализ в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 209 с.
13. Отварухина Н. С. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 427 с.