Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В последний период творчества Шекспира тематика произведений напрямую определялась тремя магистральными традициями позднего ренессанса: учено-гуманистической (обращение к античности, неоплатонизм), народной средневековой (аллегоричность, относительная свобода сценического воплощения), собственно возрожденческой с ее антропоцентризмом и пафосом раскрепощенной личности. В третий период, с 1608 по 1612 г., Шекспир пишет почти исключительно «трагикомедии» (пьесы с остро драматическим содержанием, но со счастливым концом), в которых проявляется мечтательное, лирическое отношение к жизни. Он находит выход в романтической, сказочной мечте - «Цимбелин» (1609), «Зимняя сказка» (1610), «Буря» (1612)
Особенно отличаются последние драмы Шекспира от его трагедий композицией. В трагедиях развитие событий представляло собой последовательное усложнение драматических обстоятельств, вследствие которых возникала завершающая катастрофа. В драмах последнего периода завязка имеет трагический характер и предвещает катастрофу, но стечением обстоятельств неизбежность мрачного исхода устраняется.
Объектом исследования является позднее творчество Шекспира. Предмет исследования – драматические особенности позднего творчества Шекспира.
Цель исследования – определение особенностей конфликта и характеров в драмах позднего периода творчества Шекспира. В соответствии с целью задачи работы поставлены следующие:
1. Общая характеристика и определение жанрового своеобразия позднего творчества Шекспира
2. Анализ содержания конфликта и характеров в произведениях Шекспира третьего периода творчества.
Глава 1.Общая характеристика третьего периода творчества Шекспира
В последний период творчества Шекспир создает несколько произведений, которые могут быть названы фантастическими драмами-сказками. В них использованы легендарные сюжеты, действие происходит в условной вымышленной обстановке, место действия обозначено, однако исторические приметы эпохи и страны в этих драмах почти отсутствуют.
Достоверно известно, что в год своей последней постановки – «Буря, 1612 г. Шекспир покинул лондонский театр «Глобус», меценатом, драматургом и актером которого был более двадцати лет, и вернулся в родной город Стратфорд-на-Эйвоне. Считается, что после возвращения Шекспира из-под его пера больше не вышло ни одного законченного произведения. Правда, после завершения работы над «Бурей», Шекспир в соавторстве с другим лондонским драматургом Джоном Флетчером работал еще над двумя драматургическими произведениями (исторической хроникой «Генрих VIII» и комедией «Два знатных родича»), но эти пьесы остались незавершенными. «Бурю» часто называют поэтическим завещанием Шекспира.
М.М. Морозов условно делит творчество Шекспира на три периода: оптимистический, трагический и реалистический.
Первый период - оптимистический - 1590-1601. Он связан с началом эпохи Ренессанса. Спадают оковы Средневековья, мир кажется шире, возможностей становится больше. С этим творческим периодом связаны веселые комедии: «Комедия ошибок» (1592), «Укрощение строптивой» (1593), «Два веронца» (1594), «Тщетные усилия любви» (1594), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Виндзорские кумушки» (1597), «Много шуму из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенадцатая ночь» (1600); а также исторические хроники «Генрих IV» и «Генрих V», которые приводят к жизнеутверждающему финалу. М.М. Морозов относит к этому периоду пьесу «Ромео и Джульетта», приравнивая ее к оптимистическому периоду («все же в этой пьесе много той весенней, молодой, жизнерадостной атмосферы, которая типична для первого периода творчества Шекспира».
Второй период, трагический - 1601-1608 гг. К нему Морозов относит такие трагедии как «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1605), «Тимон Афинский» (1608). Этот период связан с историческими моментами, с наблюдениями над нелегкой жизнью крестьянства, обычных людей, над тем, что золото становится единственной движущей силой, над победой власти и денег, над человеческими чувствами. Писатель ставит философские вопросы о влиянии исторических событий на жизнь людей. Это переломный момент в творчестве великого драматурга.
Третий период, романтический - 1608-1612. В него входят такие произведения как «Цимбелина» (1609), «Зимнюю сказку» (1610) и «Буря» (1612). Поэт спасается от обыденности в сказке и мечте. Последний период в творчестве драматурга М.М. Морозов называет утопическим. Но, возможно, именно в волшебстве и сказке, побеге от реальности скрывается истинное успокоение человечества. Сонет как жанр литературной поэзии начал зарождаться в начале XVI века. Первые поэты, писавшие в этом жанре - Уайатт (1503-1541) и Серрей (1516-1547).
В 1590-е гг. сонет становится распространенной формой поэзии в Англии и других европейских странах. Всего до нас дошли 154 сонета Шекспира. Литературоведами было потрачено немало усилий, чтобы объединить их в группы по сюжетней линии. В сонетах Шекспира можно проследить несколько лирических героев: друг поэта, поэт и «смуглая дама». Шекспир сравнивает любовь к другу с любовью к женщине, с такими же - горечью разлуки, радостями встреч и муками ревности. Поэт воспевает дружбу, но вот появляться прекрасная незнакомка и любовь встает между дружбой.
М.М. Морозов настаивает, что на самом деле единой темы у сонетов нет, они очень разнообразны по своей тематике. «...согласно обычному толкованию, в сонетах действуют три лица: поэт, его друг и «смуглая дама». И, однако, чем пристальней всматриваешься в сонеты, тем настойчивей становятся сомнения. Уж слишком различны сонеты по настроению и по самому характеру выраженных в них мыслей и чувств. И невольно склоняешься к тому предположению, что сонеты Шекспира по содержанию не образуют единого сюжетного цикла; что Шекспир ведет в них речь не о двух, а о многих лицах; что отражают они самые различные факты столь мало известной нам биографии великого поэта, так как они были написаны в разное время и при разных обстоятельствах». На написание сонетов мо
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Шекспир У. Буря / пер. М. А. Донского // Шекспир У. Полн. собр. соч.: в 8 т. / общ. ред. А. А. Смирнова и А. А. Аникста. Т.8. М.: Искусство, 1960.
2. Александренко М. В. Проблема поколений в трагикомедиях У. Шекспира. Отцы и дочери. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. наук. М.: МАКС Пресс, 2006. 300 с.
3. Вершинин И. В., Луков Вл. А. Предромантизм в Англии. Самара, 2002. С. 135–136.
4. Гениушас А. Т. Фольклорно-мифологический субстрат поэти¬ки Шекспира: Дис… доктора филол. н. М., 1988;
5. Гилилов И Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса», Москва, 1997
6. Кокунова Ю. В. Наименования судьбы в произведениях У. Шекспира: опыт системного анализа: диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.04. Иваново, 2001. 182 с.
7. Мезенин С. М. Образные средства в языке Шекспира: Дис… доктора филол. н. М., 1986
8. Полторацкий А. И. Судьба у Шекспира // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. С. 260-267.
9. Смирнов А. А. «Буря»: историко-литературная справка // Шекспир У. Буря / пер. М. А. Донского // Шекспир У. Полн. собр. соч. в 8 т. / Под общ. ред. А. А. Смирнова и А. А. Аникста. Т. 8. М., 1960.
10. Шустилова Т. А. Концепты власти и подчинения в пьесе У. Шекспира «Буря» // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. №2. М., Изд-во МГОУ, 2015. С. 32-40.