Фрагмент для ознакомления
2
Современная молодежь играет ключевую роль в обществе, оказывая значительное воздействие на различные аспекты жизни и экономики. Факторы, определяющие потребительское поведение молодежи, привлекают внимание исследователей и практиков. Молодые люди имеют свои уникальные предпочтения, ценности и культурные особенности, влияющие на их поведение и выбор товаров и услуг.
Значимость данной проблематики объясняется несколькими факторами, которые существенно воздействуют на предпочтения и покупательное поведение современной молодежи. Во-первых, молодежь представляет собой одну из ключевых и наиболее активных потребительских групп в обществе. Ее способность к потреблению товаров и услуг делает ее особенно привлекательной и значимой для маркетологов и производителей. Изучение факторов, определяющих поведение молодежи в области потребления, является необходимым условием для эффективного позиционирования продуктов и услуг на рынке.
Современная молодежь отличается от предыдущих поколений своими уникальными ценностями, интересами и образом жизни. Молодые люди более технологически продвинуты, информированы и активны в социальных сетях, что оказывает влияние на их потребительское поведение и предпочтения. Изучение влияния различных факторов на поведение молодежи в сфере потребления является важным аспектом, который помогает лучше понять их потребности и особенности.
Современная экономическая ситуация, изменения в социокультурной среде, экономические кризисы, инфляция, демографические изменения и технологические инновации оказывают влияние на потребительское поведение молодежи. В результате этих изменений могут происходить изменения в предпочтениях и поведении молодежи в отношении потребления товаров и услуг.
Степень разработанности проблемы факторов потребительского поведения молодежи все еще остается неудовлетворительной. Хотя были проведены некоторые исследования в этой области, но многие аспекты остаются неизученными или требуют дальнейшего изучения и углубления.
Объектом исследования является потребительское поведение молодежи, а предметом – факторы, влияющие на их потребительские решения и выборы.
Целью исследования является изучение аспектов потребительского поведения и выявления, а также анализа основных факторов, определяющих потребительское поведение молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты потребительского поведения.
2. Исследовать группы факторов, влияющих на потребительское поведение молодежи.
Теоретическая база исследования будет включать в себя работы по маркетингу, социологии, психологии, экономике и другим связанным областям знания.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, включающего 28 наименований источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Определение потребительского поведения
Сегодняшний рынок — это место соревнования. Компаниям необходимо сохранить и укрепить свои позиции на рынке, что возможно только через удовлетворение потребностей клиентов. С каждым годом растет важность сферы потребления, так как технологии, материалы, инструменты маркетинга и управления постоянно совершенствуются, что влияет на разнообразие товаров и услуг на рынке. Потребители становятся все более требовательными к качеству услуг и уровню обслуживания. Проблема взаимоотношений между потребителем и продавцом имеет значение не только для отдельных компаний, но и для общества в целом. Путем изучения и понимания выбора потребителя можно сохранить их лояльность к компании и ее продукции, а также привлечь новых клиентов.
Потребительское поведение – это процесс, в рамках которого люди принимают решения о покупке и использовании товаров и услуг. Этот процесс включает в себя множество факторов, которые влияют на то, как потребители выбирают продукты, как часто они их покупают, и как они взаимодействуют с компаниями и брендами. Покупательское поведение в условиях динамично изменяющегося и усложняющего рынка представляет сложный процесс, который обусловлен множеством взаимозависимых факторов . Полученная информация позволяет определить направления влияния на поведение потребителей. В связи с чем анализ содержания понятия «потребительское поведение» дает понимание вышеназванной проблемы.
В настоящее время понятие "потребительское поведение" используется для определения:
- действий, связанных с приобретением, потреблением и избавлением от товаров и услуг;
- всей деятельности, связанной с приобретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений;
- процесса принятия решения о покупке и его факторов;
- формирования спроса от покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен;
- характеристик действий потребителей, включая их предпочтения, спрос, структуру потребления и использование доходов.
Одним из ключевых трудов, определяющих развитие теории потребления, является исследование "Общество потребления" Жана Бодрийяра. В этой работе автор обращает внимание на то, что современная эпоха потребления стимулирует людей к приобретению товаров, которые им необходимы не столь сильно. Массовая реклама и торговля могут убедить нас купить новую одежду или воспользоваться определенной услугой. Понятие "симулякр", которое ввел Жан Бодрийяр, относится к вещам, являющимся эмблемами статуса и потребления. Симулякром также можно назвать влияние общественного мнения, которое оказывает сильное воздействие на поведение людей. Еще одним «важным симулякром является мода, которая стимулирует устаревание определенных вещей благодаря рекламе и стратегиям компаний, продвигающих товары» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. — М.: Республика, 2006. — 269 c.
2. Алешина, И. В. Поведение покупателей: учебное пособие / И. В. Алешина. — М.: Экономист, 2013. — 253 с.
3. Альмухаметов, Р. Д. Оценка психологического воздействия рекламы на потребителей / Р. Д. Альмухаметов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2 (32). — С. 82-90. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1876/
4. Аликперова Наталья Валерьевна ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-potrebiteley-sovremennye-realii-i-globalnye-trendy
5. Баблоян Наталия Валериевна, Лилюхин Андрей Михайлович, Корф Диана Семеновна К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-addiktivnogo-povedeniya-molodezhi-vliyanie-potrebitelskoy-kultury
6. Бондаренко Виктория Андреевна ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ОБЩИЕ ТРЕНДЫ И РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ // Практический маркетинг. 2023. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-pokupatelskogo-povedeniya-zakonomernosti-i-protivorechiya-obschie-trendy-i-rossiyskie-osobennosti
7. Василенко Инна Викторовна Потребительское поведение как социальный феномен // Logos et Praxis. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebitelskoe-povedenie-kak-sotsialnyy-fenomen
8. Гридчина А.Я. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Экономика и социум. 2020. №1 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-reklamy-na-potrebitelskoe-povedenie-studencheskoy-molodezhi
9. Гриф Марк Романович Культура потребительского поведения россиян // Теория и практика общественного развития. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-potrebitelskogo-povedeniya-rossiyan
10. Джавадова С.А. Роль интуиции в потребительском поведении // Контентус. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-intuitsii-v-potrebitelskom-povedenii
11. Ермаков Д.Н. Исследование потребителей и потребительское поведение // Научные труды Вольного экономического общества России. 2013. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-potrebiteley-i-potrebitelskoe-povedenie
12. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. - URL: http://www.efremova.info/
13. Ильиных Е.М. Актуальные подходы к трактовке понятия "потребительское поведение" // Скиф. 2018. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-podhody-k-traktovke-ponyatiya-potrebitelskoe-povedenie
14. Казанская Ирина Витальевна, Ямщиков Сергей Викторович, Ромашкина Алина Петровна ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potreblenie-i-potrebitelskoe-povedenie-v-tsifrovuyu-epohu
15. Каримова Людмила Федоровна, Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич, Байбулатова Алсу Каримовна ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МАЛООБЕСПЕЧЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. №2 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebitelskoe-povedenie-maloobespechennoy-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve
16. Коваленко К.В., Захарова Ю.Н. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ // Экономика и социум. 2017. №3 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sanktsiy-na-potrebitelskoe-povedenie
17. Кулалаева И.В., Кренева С.Г. Доминирующие мотиваторы потребительского поведения // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dominiruyuschie-motivatory-potrebitelskogo-povedeniya
18. Лайпанова Д.Б. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ // Экономика и социум. 2014. №4-3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-potrebitelskogo-povedeniya
19. Лысова Е.А. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-potrebiteley-soderzhanie-ponyatiya-sotsialno-ekonomicheskaya-suschnost
20. Малетин Сергей Степанович Особенности потребительского поведения поколения z // Российское предпринимательство. 2017. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-potrebitelskogo-povedeniya-pokoleniya-z
21. Малых Марина Михайловна, Грабельных Татьяна Ивановна ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПАНДЕМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. №5 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-modeley-potrebitelskogo-povedeniya-naseleniya-rossii-v-novoy-geopoliticheskoy-i-pandemicheskoy-realnosti
22. Месропян М.А. Исследование потребительского поведения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-potrebitelskogo-povedeniya
23. Месропян М.А. Исследование потребительского поведения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-potrebitelskogo-povedeniya
24. Мохова Дарья Александровна ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ // StudNet. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-potrebitelskogo-povedeniya-molodezhi
25. Пивоварова Ирина Валерьевна, Устинова Оксана Вячеславовна Управление потребительским поведением // Вестник ЧелГУ. 2015. №9 (364). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-potrebitelskim-povedeniem
26. Ростовцева Л. И. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей : автореф. дис. ... д-ра социол. наук / Л. И. Ростовцева - М., 2004. - 25 с.
27. Сыркина А.Н. Психологические факторы потребительского поведения // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-potrebitelskogo-povedeniya
28. Харламова, А. В. Исследование потребительского поведения / А. В. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 580-582. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92789/