Фрагмент для ознакомления
2
Известно, что классическая журналистика имеет четко определенные функции, в русле нашего исследования наиболее значимыми являются:
1. Коммуникативная или интегрирующая функция – функция общения, реализующаяся лишь при четком содержательном наполнении и заключающаяся в установлении контакта журналист→аудитория.
2. Идеологическая функция – своего рода, идеологический инструмент, укрепляющий в сознании определенной группы людей заказанный тип поведения и действий.
3. Культурно-просветительская функция – журналистика позитивно влияет на развитие человека, позволяя ему совершенствоваться и развиваться, учиться самостоятельно анализировать информацию и делать выводы.
4. Организаторская функция – журналистика способствует формированию массового сознания и может консолидировать людей в сплоченный коллектив.
5. Рекреативная функция – журналистика нацелена на развлечение аудитории, снятие напряжения и получения удовольствия от просмотра или прочтения того или иного материала.
6. Рекламная и справочная функция – ставит аудиторию в известность о производстве новой продукции, тенденциях и направлениях в моде, науке, здоровье, новых разработках и проч.
Обязанностями профессиональной журналистики являются: 1) давать членам общества адекватную информацию о действительности; 2) служить ареной свободного обмена мнениями среди граждан, позволяя самоопределиться общественному мнению, 3) насыщать массовые информационные потоки общества материалами, несущими самые разные варианты знаний.
Функции журналистики реализуются, в той или иной мере, в зависимости от социальной позиции, которую вырабатывают и транслируют в СМИ журналисты. Функции журналистики характеризуют совокупность обязанностей и выполняемых задач, любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом: цель→ средства + способ действия→ функционирование→ результат→ цель.
Итак, журналистская деятельность наделена определенными функциями, для достижения своих целей у неё есть внушительный арсенал средств и, естественно, она должна быть подконтрольна, подотчетна и способна брать на себя ответственность за свои действия и деяния.
Способность отдавать себе отчет в том, в какой мере воздействует подаваемая информация на аудиторию, четко характеризует профессиональную журналистику. Профессиональный журналист должен нести абсолютную моральную ответственность за информацию, транслируемую массовому потребителю, иначе информационное поле превращается в хаос. Конечный потребитель материала находится в состоянии бесконечной информационной перегрузки, постепенно теряя способность анализировать и делать правильные выводы, соответствующие его картине мира.
Каковы же функции гражданской журналистики, неподотчетной, неконтролируемой и не несущей ответственности за информацию, транслируемую в массы? Подобная деятельность за последнее десятилетие приобрела характер всеобщего поклонения и была четко охарактеризована. Активные пользователи сети Интернет стали блогерами, лидерами мнений, экспертами в определенных областях. Социальные сети дали им возможность обрести внушительную аудиторию последователей, разделяющих их точку зрения и транслирующих её родственникам, друзьям, знакомым. Личные блоги, каналы и группы в социальных сетях дают по сути неограниченные возможности для воздействия на аудиторию и совершенно не требуют выбора средств для осуществления взаимодействия: лидер – массы. В современных реалиях государством, в попытке противостоять вредному информационному воздействию, были введены ограничения на деятельность «недружественных» площадок, способных объединить массовую аудиторию на своих платформах и навязать контролируемой части общества своё мнение. Единственной слабо контролируемой «серой» зоной осталась социальная сеть Telegram, выросшая из бесплатного сервиса обмена мгновенными сообщениями.
Тематически преобладающими пользовательскими материалами, которые используют СМИ являются: а) развлекательный контент (фотоснимки природных явлений, необычных животных, всевозможные челленджи в социальных сетях, необычные видеоролики и им подобное); б) сообщения о происшествиях (фото- видео- и текстовые материалы, очевидцами которого стали гражданские журналисты), которые выложили пользователи на своей личной странице, либо в тематическом сообществе; в) публикации известной персоны (пост президента, губернатора, популярной певицы или спортсмена), когда инфоповодом становится само высказывание, попавшее в поле зрения профессиональных журналистов.
2.2 «Околожурналистика» как антипод профессиональной журналистики
Оценить масштаб влияния каналов взаимодействия не представляет особенного труда. Для получения релевантного ответа, можно ли отнести гражданскую журналистику к журналистской деятельности вообще, рассмотрим для анализа публикации двух популярных telegram-каналов (в соответствии с индексом цитируемости этой сети и количеством подписчиков каналов). За основу предлагается взять основные показатели качественной журналистской деятельности: приоритетность функций, используемые жанровые инструменты, уровень соблюдения этических стандартов, эмоциональную окраску текстов, фактологическую составляющую, формы обратной связи и используемую лексику.
Topor live – занимает лидирующую позицию в рейтинге телеграм-каналов, имеет 3.6 миллиона подписчиков, установить принадлежность и редакторов канала не представляется возможным, канал полностью анонимен. Чтобы определить основной вектор деятельности, необходимо привести несколько примеров текстов, взятых непосредственно из публикаций вышеназванного информационного ресурса:
«В Тамбовской области девушка стала свидетельницей драки двух взрослых синеботов. В итоге менее рослый мужик эпично бросил оппонента и добил его. Вот это настоящий бой, не то что ваши гейс… ММА».
Ни о какой этике даже речи нет.
Единственно, что неизменно вытекает из информационного потока, так это то, что все они являются по сути развлекательными, но очень специфично развлекательными. Все публикации имеют визуальную составляющую без ретуши. На канале присутствует много постов рекламного характера.
Приоритетность функций. Понять смысл и значение предоставляемого материала достаточно сложно, так как под понятие «инфоповода» данные происшествия подвести довольно непросто. Фактически, они не несут смысловой нагрузки, необходимой аудитории, и представляют очень узко направленный интерес. По информативности и сюжету новостей можно сделать вывод, что некоторые публикации попросту придумываются.
Жанровые инструменты. По форме большинство постов можно отнести к жанру заметки, однако форма не соблюдается. Очень часто заголовок не информативен, не несет никакой смысловой нагрузки. Отсутствует лид, то есть то, что раскрывает ключевую суть новости или кратко излагает её.
Обычно присутствует заголовок и несколько предложений, излагающих суть.
Соблюдение этических стандартов. Однозначно можно утверждать, что этическая составляющая очень мало волнует авторов, в большинстве постов на видео или фото присутствую сами герои публикаций, и маловероятно, что они хотели бы какой-либо скандальной известности.
Источниками же информации, чаще всего являются сторонние наблюдатели, свидетели происшествия либо его участники.
Эмоциональная окраска текстов. Информационные тексты эмоционально окрашены, что чаще всего не допускается в работе профессиональных журналистов. Часто употребляются жаргонные средства, ненормативная лексика, оценочные слова, зачастую имеющие оскорбительный характер. Тексты окрашены эмоционально отрицательно, чувствуется пренебрежительное отношение как к аудитории, так и к героям публикаций.
Фактологическая составляющая. Информационный поток наполнен текстами как с фактическим подтверждением событий, так и без оного.
Фактическим подтверждением чаще всего является видео, текст же представляет собой просто краткий пересказ происходящего – как будто для тех, кто не способен понять суть из видео. Исходя из содержания публикаций, ролики не нуждаются в пересказе, но он всегда присутствует, так как канал
Фрагмент для ознакомления
3
1) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.12.2022) "О средствах массовой информации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 23.03.2024)
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным олосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 23.03.2024)
3) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
4) Астапов С.Е. Аналитическая «околожурналистика»: проблема или объективная реальность//ЖУРНАЛИСТИКА, МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И МЕДИА: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и студентов. Науч. редакторы Е.А. Кожемякин, А.В. Полонский, С.В. Крюкова, А.В. Белоедова. Белгород, 2023. С. 15-23
5) Барнаульцы делятся в соцсетях фотографиями «кровавого» заката [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altapress.ru/zhizn/story/barnaultsi-delyatsya-v-sotssetyah-fotografiyami-krovavogo-zakata-268032
6) В сети обсуждают похудевшего после болезни солиста «Руки вверх» Сергея Жукова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://altapress.ru/zhizn/story/v-seti-obsuzhdayut-pohudevshego-posle-bolezni-solista-ruki-vverh-sergeya-zhukova-229737
7) Горохов М. Ю. Смерть гражданской журналистики и рождение новой медиасреды//КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Материалы Международной научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью 19-20 мая 2023 г. С. 48-55
8) Гриффин Эм. Коммуникация: теории и практики. Пер. с англ. –Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», Науменко А.А., 2015.
9) Желтова Л.К., Семилет Т.А. Конфигуративные модели синтеза профессиональной и гражданской журналистики в современном медиапространстве//МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ. 2020. С. 41-43
10) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
11) Матисон Д. Медиа-дискурс: анализ медиа-текстов: исследования медиа и культуры. Харьков: Гуманитар. центр, 2013.
12) Матюшенко С.В., Домащенко Г.А. Пятая технологическая революция//АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАХ. Материалы всероссийской научно-практической конференция. Омск, 2022. С. 175-180
13) Мирошниченко А. Вирусный редактор Интернета и смерть газет //NewScientist. Рус. изд. 2010. № 3. URL: http://www.aka-media.ru/foresight/185/ (дата обращения: 23.02.2024).
14) Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2014.
15) Решетникова К.В. Гражданская журналистика как объект развития цифровой журналистики// Передовые научно-технические и социально-гуманитарные проекты в современной науке. Сборник статей VI международной научно-практической конференции. Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2022. С. 118-125
16) Рылеева М. А. Гражданский медиаактивизм как потенциал дисбаланса общественного порядка // Информационное пространство в аспекте гуманитарных и технических наук : материалы V межвуз. конф. Барнаул, 2016. С. 58-65
17) Тютеньков М.С. Журналистская деятельность: CIVIC JOURNALISM & CITIZEN JOURNALISM//МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ ДИАЛОГА. Сборник статей международного научного форума. Под редакцией О.Н. Савиновой. Нижний Новгород, 2023. С. 131-135
18) Цвик В.Л. Введение в журналистику: учебное пособие. – М.: МНЭПУ, 2000. − С. 16-22.
19) Чередниченко И. Г. Роль региональных СМИ, гражданской журналистики в формировании целостности государства// ЧЕТЫРНАДЦАТЫЕ БАЙКАЛЬСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Четырнадцатых Байкальских социально-гуманитарных чтений; материалы Всероссийской политологической конференции с международным участием; Всероссийской социально-гуманитарной конференции, Петровских философских чтений: в 2 т.. Том 1. Иркутск, 2021. С. 340-345
20) Шоломицкая, Т.Л. Трансформация бизнес-моделей в процессе перехода от традиционной редакции к мультимедийной / Т.Л. Шоломицкая // Социальные, культурные и коммуникативные практики в динамике общественного развития: сб. науч. ст. / ГрГУ имени Янки Купалы; редкол.: Т. А. Пивоварчик (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2020. – С. 298-305