Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретический раздел
1.1 Сущность организации сервиса для пассажиров
Сервис (обслуживание) – деятельность по предоставлению услуг, сопровождающая или обеспечивающая выполнение определенного процесса.
О важности и востребованности услуг свидетельствует доля (70-80%) этой деятельности в ВВП развитых стран. Услуги в России сейчас составляют более 50% ВВП, а с 1998 по 2023 годы ежегодные темпы роста составляли около 7%. Согласно международному стандарту ISO 8402-86 «Качество», услуги определяются как деятельность по передаче права собственности и стоимости определенных товаров, кот[орые отвечают требованиям, выраженным в терминах неоднородных требований
Развитие транспортно-логистического сервиса влечет за собой появление сложных проблем, связанных с ликвидацией мелких и средних предпринимателей в сфере транспортно-экспедиционной деятельности, созданием транспортно-экспедиционных центров, применяющих в своей деятельности современные информационные технологии.
Перевозки на различных видах транспорта имеют свои особенности. В этой связи вопросы документооборота, которые сопровождают любой транспортно-логистический процесс являются ключевым фактором успешной работы транспортно-логистических компаний [10].
Транспортные процессы являются средством, при помощи которого происходит функционирование транспортной системы. В логистической науке различают следующие виды транспортных процессов:
- скалярные транспортные процессы;
- векторные транспортные процессы.
Пример скалярного транспортного процесса: процесс укрупнения грузовой единицы на складе в рамках общего транспортного процесса скалярным. Так как груз только готовится к транспортировке и не меняет состояние системы в целом.
Пример векторного транспортного процесса. Груз отгружается со склада в транспортное средство и перемещается из пункта отправления в пункт назначения. В этом случае состояние общей транспортной системы меняется. Таким образом - этот процесс является векторным.
Транспортный процесс – процесс производственный. При этом продукцией транспорта является сам производственный процесс.
Стоимость транспортной продукции создается по законам, присущим всем отраслям материального производства.
Экономический комплекс современной России в настоящее время испытывает потребность в совершенствовании управления транспортным процессом при перемещении людей и грузов [10].
Транспортная инфраструктура оказывает комплексное влияние на экономическое развитие региона (рис.1).
Экономика региона также влияет на транспортную инфраструктуру по нескольким каналам (рис.1).
Рисунок 1 - Каналы влияния транспортной инфраструктуры на экономику [7]
По рис.2. видно, что развитая транспортная инфраструктура является фундаментальным фактором для экономического развития любого региона нашей страны.
Рисунок 2 - Влияние экономики региона на транспортную инфраструктуру [7]
Транспортная инфраструктура — это также и часть инженерной инфраструктуры [2].
Ресурсы цепи поставок имеют свои ограничения. Эти ограничения, как правило, связаны с взаимодействием предприятий внутри цепи. Ограничения обусловлены соответствующими логистическими процессами [10].
Транспортный комплекс региона включает в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный виды транспорта.
Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог. Однако перевозки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.
Доставка пассажиров с наименьшими издержками, в нужное время, с необходимым логистическими сервисом и качеством – это основные доминирующие факторы, которые необходимо учитывать при организации интегрированного планирования перевозок [8].
В целом, пассажирские перевозки регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ и подзаконными нормативными актами.
Деятельность перевозчика регулируется следующим:
1. Гражданским кодексом РФ – N 51-ФЗ от 30.11.1994 г., ред. от 23.05.18 (устанавливает права и обязанности сторон в различных договорах, связанными с перевозочной деятельностью);
2. Трудовым кодексом РФ – N 197-ФЗ 30.12.2001 г., ред. от 05.02.18 (регулирует трудовые отношения между работниками и работодателями);
3. Федеральными законами:
a. №259 от 8.11.07 г., ред. от 03.07.16 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа);
b. №184 от 27.12. 2002 г., ред. от 29.07.17 «О техническом регулировании» (регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к процессам перевозки);
c. № 196 от 10.12.1995 г., ред. от 26.07.17 «О безопасности дорожного движения» (регулирует ключевые правовые аспекты, которые проявляются в ходе обеспечения безопасности дорожного движения, охраны жизни и здоровья граждан);
d. №99 от 04.05.2011 г., ред. от 31.12.17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в частности и перевозочной);
e. № 2300-1 от 07.02.1992 г., ред. от 18.04.18 «О защите прав потребителей» (регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о услугах и об их исполнителях);
f. №16 от 9.02.07 г., ред. от 06.07.16 «О транспортной безопасности» (регулирует нормативно-правовые аспекты в области обеспечения транспортной безопасности);
g. №40 от 24.04.02 г., ред. от 29.12.17 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (регулирует страховые тарифы по обязательному страхованию);
h. №257 от 08.11.2007 г., ред. от 05.12.17 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорого, в том числе на платной основе и осуществлением дорожной деятельности в РФ).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Володин В.В., Огай О.А., Нефедов Ю.В. Операционный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Маркет ДС, 2007. - 383 с.
2. Горелик О.М. Производственный менеджмент: Принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 402 с.
3. Казанцев А.К. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. - 348 с.
4. Малюк В.И., Немчин А.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 423 с.
5. Макаренко М.В., Махалина О.П. Производственный менеджмент: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 345 с.
6. Пригожин Е.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие/ВЗФЭИ. - М.: Экономическое образование, 2000. - 120 с.
7. Производственный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. проф. Ильенковой С. Д.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 464 с.
8. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия). Учебник. – М.: Дашков и К°, 2023. – 650 с.
9. Стерлингова А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 321 с.
10. Фархутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник. - М.: Интел-Синтез, 2000. - 464 с.
11. Чейз Ричард Б., Джейкобз Ф., Роберт, Аквилано Николас Дж. Производственный и операционный менеджмент. - М.: Издат. дом «Вильямс, 2017. - 1184 с.
12. Шерстяков А.А. Планирование и организация элементов производственной системы. - Новосибирск: НГАСУ, 2020. - 583 с.