- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Гражданское право
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства"?32 страницы
24 источника
Добавлена 02.07.2024 Опубликовано: studservis
1955 ₽
3910 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства 6
1.1. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства 6
1.2. Понятие и содержание правоспособности 11
1.3. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства 13
Глава 2. Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства 21
2.1. Определение дееспособности 21
2.2. Дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства 24
Заключение 28
Библиографический список 31
Фрагмент для ознакомления 2
В России ежегодно увеличивается численность мигрантов. Поэтому присутствует острая надобность в устройстве их на работу, снабжении их жильем, а также оказании помощи в социальной, экономической и культурной адаптации. Миграция обладает позитивным зарядом как собственно и каждый социальный процесс, но только лишь в случае ее подконтрольности. Общественные отношения, которые при этом появляются, нуждаются в закреплении в нормах права, а также регулировании.
Миграция как юридическое явление подразумевает под собой передвижение лиц, которое сопровождается изменением их правового положения. В связи с этим, согласно законодательству Российской Федерации мигрантом признается лицо, которое поменяло место жительства либо пребывания: вынужденный переселенец, вынужденно перемещенное лицо, иностранец, а также лицо, не имеющее гражданство. Совокупность прав и обязанностей, назначаемая такими категориями мигрантов, не содержит этнический компонент, который регулируется нормами другого законодательства. Таким образом, предмет регулирования миграционного права составляют отношения, которые появляются между органами государственной власти и мигрантами касаемо осуществления их правового статуса при въезде в страну, пребывании или проживании в ее границах и при выезде из этой страны.
Актуальность темы исследования заключается в следующем: установление правового положения иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации – одна из самых главных проблем, которая не в полной мере урегулирована действующим законодательством России.
Надобность изучения вопросов конституционного правового статуса иностранцев, находящихся на административной территории Российской Федерации, определена кардинальными изменениями в национальной нормативной правовой базе и социальной обстановке в российском государстве в целом, а также в конкретных его субъектах. Такие изменения оказали значительное воздействие на функционирование целого механизма исполнения и реализации прав, свобод и обязанностей лицами, которые не имеют гражданства нашей страны.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», введенный в действие 1 ноября 2002 года, внес большое разнообразие новизны в объем правоспособности иностранцев в отличии от нормативных актов Союза ССР, которые продолжали свое действие на всей территории Российской Федерации даже после принятия Конституции РФ в 1993 году на всенародном голосовании, вплоть до ноября 2002 года. Но, к сожалению, совсем не все значимые проблемы, стоявшие перед иностранцами, были сняты и решены этим законом и другими подзаконными нормативно-правовыми актами, которые были приняты в его исполнение.
Тем самым, изучение настоящего российского законодательства, регламентирующего конкретный институт права, а также разработка основных подходов к исследованию процессов улучшения юрисдикционной защиты интересов личности от всяких безосновательных действий со стороны российского государства в лице его органов и их должностных лиц обнаруживается очень своевременным.
Целью работы является исследование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие частные задачи:
- дать понятие и содержание правоспособности;
- установить правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства;
- определить дееспособность;
- выявить дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Объектом исследования работы является общественные отношения, связанные с правовым положением иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Предметом работы является действующее российское законодательство, регулирующее правовое положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также работы ученых-юристов по рассматриваемой теме.
Структура работы состоит из введения, двух глав подразделяющихся на параграфы, заключение, сносок, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
1.1. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
Юридический статус гражданина в юридической науке всегда рассматривался как одна из важнейших категории, которая неразрывно связана с состоянием законности, социальной структурой общества и уровнем демократии. Правовой статус человека и гражданина в обществе и государстве представляет собой витиеватый и довольно не простой конституционно правовой механизм.
Административный статус человека и гражданина является совокупностью обязанностей и прав личности, которые складываются в процессе взаимодействия по различным вопросам, как с государственным аппаратом в целом, так и с негосударственными структурами в частности.
И, разумеется, взаимосвязь, возникающая между личностью и государством, должна быть четко урегулирована и упорядочена. Только в таком случае мы можем говорить о реальной возможности ответственности гражданина и государства перед друг другом.
В современной России, административно–правовой статус гражданина является важной и органичной частью общего правового статуса. Т.к. в административно–правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются различные права, обязанности и гарантии с учетом отраслевой правовой дееспособности. И если рассматривать правовой статус гражданина как совокупность обязанностей и прав гражданина в сфере государственного управления, мы считаем, надо иметь ввиду то, что данный статус в конечном итоге определяется практически нормами права. Таким образом, административно–правовое положение личности, находится в зависимости и от того, в каком состоянии находится законодательство, касающееся прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Статья 17 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Согласно этой норме–принципу и должна строиться современная государственная власть, а также определяться принципиально новые задачи и функции государства, его органов власти и должностных лиц. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.
Многообразные взаимосвязи права и личности могут быть охарактеризованы в определении правового статуса, в котором отражаются все без исключения основные стороны юридической жизни индивида: его потребности, отношения с государством, интересы, общественные требования и их удовлетворенность, трудовая деятельность общества.
В структуру правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства входят следующие элементы:
«1) права;
2) обязанности;
3) юридическая ответственность;
4) гарантии» .
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства бывает общим, специальным и индивидуальным.
Общий - это статус любого лица, находящегося на территории государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан Российской Федерации и для иностранных лиц.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), в том числе находятся иностранные граждане и лица без гражданства обеспечивает возможность выполнения лицами специальных обязанностей.
Индивидуальный статус выражает конкретное правовое положение иностранного гражданина или лица без гражданства (пол, возраст, семейное положение, должность, профессиональный уровень, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей» .
При анализе общего административно-правового статуса и административно-правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства нами были обнаружены следующие особенности последнего:
1. Права иностранных граждан и лиц без гражданств ограничены, в сравнении с правами граждан России. Например, такие лица не обладают конституционным политическим правом избирать и быть избранным. Однако стоит отметить, что иностранные граждане, постоянно проживающие в России, могут избираться и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Кроме того, такие лица не могут принимать участие в деятельности политических партий, не могут приниматься на государственную службу. Также стоит отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут призываться на военную службу.
2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют «специальные» обязанности, которые выражаются в следующем:
- обязанность зарегистрироваться в территориальном органе МВД РФ по вопросам миграции в течение 3 рабочих дней с момента прибытия, а также в последующем ежегодно повторять эту такую процедуру регистрации в этом же органе;
- обязанность покинуть территорию Российской Федерации при истечении срока действий специального документа, на основании которого такие лица находятся на территории России и осуществляют свою деятельность;
- обязанность временно проживающего на территории России иностранного гражданина или лица без гражданства не менять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого временным разрешением ему позволено проживать.
3. К иностранному гражданину и лицу без гражданства могут быть применены особые меры административного принуждения, которые не применяются к гражданам России. Так, иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть депортирован и выдворен за пределы Российской Федерации, в случае, если им было совершено нарушение миграционных правил. Стоит отметить, что Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений указал, что в отдельных случаях выдворение является «чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания» . Кроме того, Конституционный Суд РФ отмечал, что при назначении такого административного наказания как выдворение, важно учитывать социальное положение иностранного лица или лица, не имеющего гражданство. Так, например, Конституционный Суд РФ отмечает , что выдворение может негативно сказаться на членах семьи лица, нарушившего миграционные правила. Так, например, члены семьи могут нуждаться в материальной помощи или в личном уходе в связи с болезнью или по другим причинам. Все вышесказанное подтверждает тот факт, что к иностранным лицам и лицам без гражданства органы, наделенные государственной властью, относятся гуманно, всесторонне учитывают исследованные фактические обстоятельства каждого нарушения миграционных правил.
4. Однако, несмотря на ограничения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, они подлежат административной ответственности на общих основаниях, то есть определен национальный режим привлечения таких лиц к ответственности за совершение административных правонарушений. Стоит также отметить, что Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит ряд составов правонарушений, за совершение которых к ответственности могут быть привлечены только иностранные граждане или лица без гражданства. К таковым можно отнести нарушение правил въезда или режима пребывания на территории Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ).
Таким образом, нами были выделены и проанализированы особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, мы пришли к выводу, что для таких лиц действует национальный режим согласно конституционным положениям, однако его действие ограничено рядом особенностей, предусмотренных федеральными законами. При исследовании особенностей административно-правового статуса данных лиц нами были проанализированы правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации касаемо правоприменения в различных сферах. Так, стоит отметить, что высшая судебная инстанция призывает органы государственной власти придерживаться принципа гуманности при назначении мер административного принуждения. Кроме этого, Конституционный Суд РФ преодолел пробел, связанный с объемом понятия «доказательства», подтверждающего факт наличия подданства или гражданства иностранного государства.
Таким образом, административно-правовой статус иностранного гражданина представляет собой совокупность всевозможных прав и обязанностей которые закреплены в действующих нормативно-правовых актах не только Российской Федерации, но и различных международных актах. Пребывая на территории Российской Федерации иностранец становится обладателем специфичных прав и обязанностей которые регламентируются действующим отечественном законодательством.
1.2. Понятие и содержание правоспособности
Гражданская правоспособность – неотъемлемое и неотчуждаемое свойство физического лица (гражданина России, иностранца, лица без гражданства), и ее сущность заключается в равной и обеспеченной возможности всех граждан иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности.
Юридическое понятие правоспособности означает способность иметь гражданские права и обязанности, она возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью. Гражданин правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья (ст. 17 ГК РФ).
Правоспособность возникает в момент рождения и приобретается в силу закона, т.е. является общественным свойством, обусловленным экономическим строем общества (для сравнения можно отметить, что при рабовладельческом строе рабы были полностью лишены правоспособности).
Правоспособность нельзя смешивать с конкретными субъективными правами, которыми обладает гражданин. Правоспособность – это основа для правообладания, приобретение конкретных субъективных прав означает реализацию правоспособности. За каждым гражданином закон признает способность иметь множество имущественных и личных неимущественных прав, но конкретный гражданин обычно имеет лишь часть этих прав. Например, каждый гражданин имеет право авторства на изобретение, но далеко не все реализуют его.
Содержание правоспособности граждан – это совокупность имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, которыми гражданин может обладать.
В соответствии с действующим российским законодательством иностранцам в России предоставляется национальный режим. Национальный режим предполагает уравнивание «иностранцев в правах и обязанностях с российскими гражданами, то есть наделение первых теми же правами, свободами и обязанностями, что и собственных граждан. В наиболее полной мере действие данного режима проявляется в регулировании личных прав и свобод, которые принадлежат всем людям, независимо от государства их гражданства» .
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает основы правового положения иностранных граждан в РФ. Нормы указанного закона представляют совокупность правовых норм определяющих права, обязанности, а также особенности привлечения к ответственности иностранных граждан в связи с реализацией ими права на проживание и передвижение по территории Российской Федерации.
Обязанности иностранных граждан в федеральном законодательстве чаще всего предусматриваются в следующем порядке: во вводных статьях закона обозначается, что его нормы распространяются на граждан РФ и иностранных граждан, а в заключительных статьях законов перечисляются обязанности всех участников данных правоотношений, из чего можно сделать вывод о том, что эти обязанности распространяются и на иностранных граждан.
Реже встречается конкретное указание в законе на обязанности иностранных граждан в той или иной сфере.
К числу специальных обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации следует отнести:
1. Обязанность иностранного гражданина в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в территориальном органе федеральной исполнительной власти в сфере миграции по месту его пребывания. В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранец обязан в трехдневный срок зарегистрироваться по новому месту жительства;
2. Обязанность временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранцев ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федеральной исполнительной власти в сфере миграции по месту проживания;
3. Обязанность выехать из России в течение трех дней в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен;
4. Обязанность выехать из страны в течение пятнадцати дней в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранцу, аннулированы;
5. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет обязанность временно пребывающих в РФ иностранных граждан по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного Законом или международным договором РФ, покинуть территорию РФ.
1.3. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
В целом иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства обладают в России правами и несут определенные обязанности, равно как и граждане Российской Федерации. Однако федеральным законом либо международным договором России могут быть определены исключения из такого правила. Из 62 статьи Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи с частью 2 статьи 17 и иными статьями Конституции, относящимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что говорится о случаях, определяемых только применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями конкретно граждан Российской Федерации, то есть возникают и реализовываются в силу специальной взаимосвязи между государством и его гражданами.
Иностранцы обладают правом свободно передвигаться в пределах границ Российской Федерации при некоторых установленных ограничениях, поставленных федеральным законом. Иностранные граждане не имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также принимать участие в референдуме Российской Федерации, а также ее субъектов. В тоже время иностранные граждане, проживающие на постоянной основе в России в случаях и порядке, установленных федеральными законами, обладают правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также принимать участие в местном референдуме. Иностранцы не могут призваться на службу в армию (альтернативную гражданскую службу). Но в тоже время они могут поступить на контрактную военную службу и могут быть приняты на работу в Российские Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала согласно с федеральными законами .
Иностранцы не могут: находиться на муниципальной, а также государственной службе; быть членами экипажа военного корабля России, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и замещать другие должности, допуск иностранных граждан к которым ограничил федеральный закон. В области трудовых отношений иностранные граждане обладают правом свободно распоряжаться своими трудовыми способностями, выбирать род определенной деятельности и профессию учитывая ограничения, установленные федеральным законом. Закон устанавливает, что работодатель и заказчик работ (услуг) обладают правом привлекать и использовать иностранных работников при наличии на это соответствующего разрешения. В свою очередь и иностранный гражданин может исполнять трудовую деятельность исключительно при наличии соответствующего разрешения на выполнение работы. Однако такое условие не распространяется на большой круг иностранцев: постоянно и временно проживающих в России; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, получивших аккредитацию в Российской Федерации; получающих образование в учебных заведениях профессионального образования и другие.
Международным договором либо федеральным законом могут определяться ограничения права собственности иностранцев, а также лиц, не имеющих гражданства. При всем при этом как сама вероятность ограничения федеральным законом этого права, так и его характер устанавливаются законодателем не произвольно.
К отношениям, в которых участвуют иностранные граждане, лица, не имеющие гражданства, используются правила гражданского законодательства согласно с принципом «национального режима». Земельный кодекс России определяет право установленных лиц приобретать на правах собственности земельные участки на любой территории России, возможность, как таковая, предоставления указанным лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в назначенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не расходится с конституционно-правовым статусу земли как публичного достояния многонационального народа России . В то же время ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает, что иностранные граждане, лица которые не имеют по каким – либо причинам гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых часть иностранных граждан, юридических лиц из других стран, лиц, которые не имеют гражданства, определяется в процентном соотношении как не менее 50%, имеют право располагать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только лишь на правах аренды, что обусловлено со специальным значением таких земельных участков для обеспечения продовольственной поддержки страны .
Порядок исполнения иностранцами, каких либо конституционных прав и свобод зависит от двух факторов: во-первых, формулировки в надлежащих федеральных законах и, во-вторых, спецификой режима пребывания иностранцев в России.
1. Перемещение иностранных граждан на территории Российской Федерации. Иностранные граждане могут свободно передвигаться в личных либо деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, которые им выданы. Исключение составляет посещение территорий, для въезда на какие необходимо специальное разрешение.
2. Отношение иностранцев к избирательному праву. Иностранцы в нашей стране не обладают правом избирать в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в тоже время быть избранными, а так же принимать участие в референдумах России, и ее регионах.
В тоже время в части 2 статьи 12 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что проживающие на постоянной основе в России граждане иностранных государств, в случаях и порядке, определенном федеральным законом, обладают избирательным правом, а также быть избранными в органы местного самоуправления, и в тоже время принимать участие в референдуме на местном уровне.
На данный момент такое право проживающих на постоянной основе в Российской Федерации иностранных граждан установлено в пункте 10 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» . Однако, и в таком случае причиной для осуществления такого права должен быть международный договор Российской Федерации с определенным иностранным государством.
3. Участие иностранных граждан в трудовой деятельности (трудовые взаимоотношения). В статье 13 выше названного закона установлены общие основания и условия участия в трудовых отношениях иностранных граждан. При этом производить трудовую деятельность иностранный гражданин имеет право лишь при наличии трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Разрешение на работу представляет собой оформленный официально документ, который подтверждает право иностранного гражданина (иностранного работника) на временное исполнение на территории Российской Федерации трудовой деятельности либо право иностранного гражданина, зарегистрированного в России в качестве индивидуального предпринимателя, на исполнение деятельности предпринимательской. В тоже время индивидуальная трудовая деятельность иностранного гражданина в России в качестве индивидуального предпринимателя исполняется без создания юридического лица.
Иностранные работники, которые исполняют свою трудовой деятельность, контролируются органами внутренних дел во взаимодействии с другими территориальными органами государственной власти, а также органами исполнительной власти субъектов России. В тоже время иностранные граждане лишены части тех прав, какие, в соответствии Конституции Российской Федерации и надлежащим федеральным законам, даются только лишь гражданам России. К числу этих ограничений причитается возможность иностранных граждан занимать некоторые должности, которые относятся к государственной либо муниципальной службе. Кроме этого, иностранные граждане не обладают правом: исполнять как государственную так и муниципальную службу; являться заместителями на должности в составе экипажа судна, которое плавает под Государственным флагом России согласно с ограничениями, которые предусмотрены Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; являться одним из членов военного корабля либо иного пользуемого в некоммерческих целях судна, в тоже время летательного аппарата как государственной, так и экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым в качестве работника на объекты, работа каких связана с обеспечением безопасности России (список этих объектов определяется Правительством Российской Федерации). Иностранные граждане в тоже время не могут осуществлять другую деятельность и замещать определенные должности, допуск иностранцев к которым ограничен федеральным законом.
Одновременно с этим порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых не менее 50 % акций либо долей принадлежит России, определяется Правительством России.
К перечню особых обязанностей иностранных граждан в России надлежит отнести:
- обязанность иностранного гражданина в установленный срок три рабочих дня зарегистрироваться в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области миграции по месту его фактического пребывания. В том случае если место пребывания изменилось в России иностранный гражданин в обязательном порядке и также в трехдневный период должен зарегистрироваться по последнему месту жительства;
- проживающие как временно так и постоянно на Российской территории иностранцы в обязательном порядке должны каждый год проходить повторную регистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области миграции по тому месту где они проживают;
- если срок проживания либо временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, то он обязан выехать из Российской Федерации в трехдневный период;
- в том случае, если разрешение на временное проживание либо вид на жительство, которые выданы иностранному гражданину, упразднены обязан выехать из нашей страны в течение пятнадцати дней;
- выезжая из Российской Федерации иностранный гражданин должны в обязательном порядке сдать миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу России.
Кроме перечисленных, иностранный гражданин должен осуществлять имущественные обязательства, с которыми объединены значительные интересы граждан Российской Федерации и иных лиц, государственных и муниципальных органов, коммерческих и других организаций; осуществить обязательства по уплате налоговых сборов.
Таким образом, иностранные граждане, а также лица без гражданства пользуются в России правами и несут, обязанности, равно как и граждане Российской Федерации. В тоже время федеральными законом и международными договорами Российской Федерации определены исключения из такого правила. Из 62 статьи Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи ч.2 ст.17 и иными статьями Конституции, относящимися к правам и свободам человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, определяемых только относительно таких прав и обязанностей, какие обнаруживаются правами и обязанностями только граждан Российской Федерации, другими словами возникают и реализовываются в силу особой связи между государством, а также его гражданами.
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
2.1. Определение дееспособности
Предпосылками и элементами любой гражданской правосубъектности являются как правоспособность, так и дееспособность физических лиц.
Существенный спутник любой правоспособности гражданина выступает дееспособность. Тем не менее, лишь в том случае, если правоспособность находится в статическом состоянии, то дееспособность можно причислить к понятиям вполне динамичным, которые пребывают в процессе стабильной активности и трансформации . От дееспособности ни в коем случае нельзя отказаться. Однако дееспособность можно и не осуществлять.
Так, если обратиться к правовой цивилистике, то дееспособность многими учеными рассматривалась, как и сейчас, как способность физического лица своими определенными действиями приобретать и выполнять конкретные гражданские права, вырабатывать для себя разные гражданские обязанности. К примеру, в Своде замечаний на проект Устава об опеках и попечительствах 1894 г. отмечалось, что определение «правоспособность» не может выступать точным, так как юридической наукой представлены и судебною практикою выполнены точные его определения: «правоспособность» и «дееспособность», которые ясно показывают определяемое ими юридическое состояние . Таким образом, дееспособность физических лиц выступает предметом постепенного исследования. Как указывал правовед Г.Ф. Шершеневич, дееспособность является способностью выступать субъектом права актом своей воли . Цивилист В.И. Синайский замечал, что дееспособность в первую очередь в отличие от правоспособности, является способностью гражданина осуществлять юридические действия, то есть действия, которые влекут за собою юридические последствия .
Определение дееспособности обширно и вполне полно исследовалось отечественными юристами . Так, правовед Г.П. Макаров указывает, что гражданская дееспособность по общему правилу появляется в полном объеме только после наступления совершеннолетия.
Под дееспособностью следует понимать способность физического лица своими конкретными действиями получать для себя права, а также создавать определенные обязанности. Помимо этого, дееспособность имеет и деликтоспособность субъекта, т.е. способность независимо нести ответственность за реализованные разные гражданские правонарушения . То есть, если сопоставить правоспособность, то дееспособность выступает не как присутствие определенного ряда объявленных прав, а возможность данные права иметь, а также своими определенными действиями их реализовывать .
Иметь дееспособность, т.е. иметь способностью независимо осуществлять различные юридические действия, к которым можно отнести: заключение разнообразных соглашений, предоставление доверенности и другие, а также отвечать за причиненный имущественный вред, за невыполнение договорных и других обязанностей.
Следовательно, дееспособность включает:
а) способность к осуществлению сделок (то есть, сделкоспособность);
б) способность нести ответственность за неправомерные действия (то есть, деликтоспособность).
Помимо этого, дееспособность включает в себя и способность физического лица своими конкретными действиями выполнять имеющиеся у него гражданские правомочия. Подобная способность первый раз в отечественном законодательстве установлены в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 21). Здесь законодатель принял во внимание предложение, которое было рассмотрено в теории, и которое состояло в том, что если за физическим лицом будет признана способность приобретать права и создавать для себя определенные обязанности, то за подобным лицом нельзя не признать способность своими определенными действиями осуществлять какие-либо права и исполнять обязанности .
Ценность подобной категории закрепляется тем, что дееспособность в праве обеспечивает участие физического лица в определенном экономическом обороте, а также предпринимательской и другой деятельности, осуществления каких-либо имущественных прав, к примеру, права собственности, а также различных личных неимущественных прав. При всем этом все другие участники оборота всегда могут рассчитывать на использование мер ответственности к данному дееспособному субъекту, который смог нарушить обязательства или который причинил какой-либо имущественный вред при отсутствии между ними договорных отношений. Таким образом, категория дееспособности физического - это большая ценность из-за того, что является правовым средством представления свободы личности в области имущественных и личных неимущественных отношений.
Таким образом, дееспособность можно определить как свойство определенного физического лица, исходя из его возраста, а также состояния психики, выполнять лично свою гражданскую правоспособность.
Дееспособность включает в себя способность иностранного гражданина или лица без гражданства на выполнение, как интеллектуального, так и волевого моментов, при этом первостепенным выступает, как правило, интеллектуальный момент, так как присутствуют отдельные субъективные права и свободы, которые не требуют от данного лица волевых действий.
Дееспособность включает:
а) способность к осуществлению сделок (то есть, сделкоспособность);
б) способность нести ответственность за неправомерные действия (то есть, деликтоспособность).
Помимо этого, дееспособность включает и способность физического лица своими конкретными действиями выполнять имеющиеся у него гражданские правомочия.
Ценность подобной категории закрепляется тем, что дееспособность в праве обеспечивает участие физического лица в определенном экономическом обороте, а также предпринимательской и другой деятельности, осуществления каких-либо имущественных прав, к примеру права собственности, а также различных личных неимущественных прав. При всем этом все другие участники оборота всегда могут рассчитывать на использование мер ответственности к данному дееспособному субъекту, который смог нарушить обязательства или который причинил какой-либо имущественный вред при отсутствии между ними договорных отношений. Таким образом, категория дееспособности физического - это большая ценность из-за того, что является правовым средством представления свободы личности в области имущественных и личных неимущественных отношений.
2.2. Дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
На сегодняшний день почти во всех странах законодательство устанавливает, что полную дееспособность гражданин получает с момента наступления совершеннолетия, который в разных государствах различный.
В нашей стране, а также в Великобритании и Франции это наступление восемнадцатилетия.
Как правило, дееспособность иностранных граждан в международном частном праве закрепляется обычно по личному закону (lex personalis), существующий в двух видах:
- закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae) и закона местожительства (lex domicilii) .
На основании ч. 3 Гражданского кодекса РФ гражданская дееспособность лица устанавливается исключительно его личным законом, то есть исходя из права государства, к которому он относится. А это значит, что вопросы, которые определяют способность физического лица вступать в законный брак, приобретать собственность, работать или осуществлять любые сделки, регламентируются правом страны, откуда это лицо прибыло или где находится его место жительства.
Для лиц, которые не имеют гражданства, их гражданская дееспособность определяется по праву постоянного места жительства.
Законодательство нашей страны установило специальные правила, которые могут ограничить принцип установления дееспособности исходя из личного закона.
В первую очередь это затрагивает совершение сделок иностранным гражданином или лицом без гражданства на российской территории. Так, «физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности» .
То есть, иностранный гражданин не может оспорить действительность сделки, если ссылается на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, определенного возраста либо были обнаружены какие-либо иные препятствия для принятия участия в самой сделке.
Во-вторых, надо отметить, что гражданская дееспособность иностранных граждан, а также лиц без гражданства в отношении сделок, которые совершаются в нашей стране, и обязательств, которые возникли из-за причинения вреда в Российской Федерации, устанавливается по российскому праву: «к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для требования о возмещении вреда».
То есть, если к примеру иностранный гражданин, который достиг 18 лет будет участником ДТП, то он может нести гражданско-правовую ответственность в полном объеме. И это не смотря на то, что по законодательству его страны он еще не является совершеннолетним.
В-третьих, разрешение вопросов о признании в Российской Федерации физического лица недееспособным либо ограниченно дееспособным должно подчиняться российскому законодательству.
Таким образом, дееспособность можно определить как свойство определенного физического лица, исходя из его возраста, а также состояния психики, выполнять лично свою гражданскую правоспособность.
Дееспособность включает в себя способность иностранного гражданина или лица без гражданства на выполнение, как интеллектуального, так и волевого моментов, при этом первостепенным выступает, как правило, интеллектуальный момент, так как присутствуют отдельные субъективные права и свободы, которые не требуют от данного лица волевых действий.
Объем и содержание дееспособности иностранного гражданина или лица без гражданства закреплены в законах Российской Федерации, и полностью опираются на возраст и психическое состояние определенного лица.
Последующее формирование правового регулирования элементов юридического статуса личности имеет большое значение как для благополучия рассматриваемой категории лиц, находящихся и проживающих на территории Российской Федерации, для наиболее обширного выполнения их потенциала во всех областях их жизнедеятельности, а также и всего общества и государства в целом.
В ходе рассмотрения юридического регулирования обязанностей и ответственности лиц, которые не выступают гражданами нашей страны, можно резюмировать:
– отечественное законодательство имеет вполне достаточное количество законодательных норм, которые регулируют ответственность иностранцев и лиц, не обладающих гражданством, пребывающих на территории Российской Федерации;
– правовое регулирование отличается эффективностью, доказательством утверждения выступает практика использования существующего законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев такую тему курсовой работы как «Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства», мы пришли к ряду выводов.
Административно-правовой статус иностранного гражданина представляет собой совокупность всевозможных прав и обязанностей которые закреплены в действующих нормативно-правовых актах не только Российской Федерации, но и различных международных актах. Пребывая на территории Российской Федерации иностранец становится обладателем специфичных прав и обязанностей которые регламентируются действующим отечественном законодательством.
Иностранные граждане, а также лица без гражданства пользуются в России правами и несут, обязанности, равно как и граждане Российской Федерации. В тоже время федеральными законом и международными договорами Российской Федерации определены исключения из такого правила. Из 62 статьи Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи ч.2 ст.17 и иными статьями Конституции, относящимися к правам и свободам человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, определяемых только относительно таких прав и обязанностей, какие обнаруживаются правами и обязанностями только граждан Российской Федерации, другими словами возникают и реализовываются в силу особой связи между государством, а также его гражданами.
Дееспособность можно определить как свойство определенного физического лица, исходя из его возраста, а также состояния психики, выполнять лично свою гражданскую правоспособность.
Дееспособность включается в себя способность иностранного гражданина или лица без гражданства на выполнение, как интеллектуального, так и волевого моментов, при этом первостепенным выступает, как правило, интеллектуальный момент, так как присутствуют отдельные субъективные права и свободы, которые не требуют от данного лица волевых действий.
Объем и содержание дееспособности иностранного гражданина или лица без гражданства закреплены в законах Российской Федерации, и полностью опираются на возраст и психическое состояние определенного лица.
Последующее формирование правового регулирования элементов юридического статуса личности имеет большое значение как для благополучия рассматриваемой категории лиц, находящихся и проживающих на территории Российской Федерации, для наиболее обширного выполнения их потенциала во всех областях их жизнедеятельности, а также и всего общества и государства в целом.
В ходе рассмотрения юридического регулирования обязанностей и ответственности лиц, которые не выступают гражданами нашей страны, можно резюмировать:
– отечественное законодательство имеет вполне достаточное количество законодательных норм, которые регулируют ответственность иностранцев и лиц, не обладающих гражданством, пребывающих на территории Российской Федерации;
– правовое регулирование отличается эффективностью, доказательством утверждения выступает практика использования существующего законодательства.
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства имеют такие же права и обязанности, что и российские граждане на территории Российской Федерации.
Они могут осуществлять свои интересы в абсолютно любой области в пределах предусмотренных законодательством, а также иностранные граждане и лица без гражданства могут рассчитывать на защиту и гарантии восстановления утерянных прав и свобод благодаря тому, что наше государство выступает социально-правовым государством признающего права и свободы человека высшей ценностью.
Фрагмент для ознакомления 3
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 14.03.1999. – № 30. – Ст. 3989.
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.08.2003. – № 27. – Ст. 2335.
4. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 22.12.2002. – № 30. – Ст. 3018.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 № 1680–О–О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Афганистан Ехсануллы Ака Джана на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», дата обращения 30.03.2024.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2016 г. № 5–П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2016 г., № 3.
Литература
8. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. // СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», – 2013. – С. 145.
9. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, Публикуется в авторской редакции 2014 г. - С. 259.
10. Гражданское право: В 4 т. Общая часть: Учебник. Т. 1. / под ред. Е.А. Суханова. // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 29.03.2024.
11. Грибанов В.П. Основные проблемы осуществления и защиты гражданских прав // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 29.03.2024.
12. Зинченко Н.Н. Внешняя экономическая миграция и национальные интересы России // Материалы международной научно-практической конференции «Коммерческое дело в России: история, современное состояние, будущее» // Сборник "Правовые основы коммерции". - М.: Изд-во МГУК, – 2018.
13. Зинченко Н.Н. Правовой статус субъектов внешней трудовой миграции // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. – 2008. – № 4.– С.161.
14. Малышев Е.А. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. // МВД Российской Федерации, Калининградский юридический институт. – 2019. – С. 201.
15. Марков А.Н. Проблемы правового положения иностранных граждан в российской федерации // Отечественная юриспруденция. – 2018. – № 3 (28). – С. 32–35.
16. Нечаева А.М. Дееспособность физических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 5. С. 70 - 76.
17. Попов Л. Л. Студеникина М. С. Административное право. – М.: Юрид. Норма, 2018. – С. 702–704.
18. Прудникова Т.А. Миграционные процессы и их влияние на общественную и национальную безопасность. Теоретико-методологические аспекты. // М.: Изд-во Юнити-Дана. – 2018. – С. 341.
19. Рахматшоев О.Д., Епанечникова Н.А. Нарушения миграционного законодательства, режима пребывания в РФ и ответственность за них // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики. – 2018. – С. 323–325.
20. Семейное право: учебник / под ред. П. В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2016. – С. 147.
21. Синайский В.И. Русское гражданское право. Киев. 1914 - 1915 гг. (Серия классики российской цивилистики). - С. 104 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 28.03.2024.
22. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права (по изданию 1910 - 1912 гг.). - М., С. 175 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 27.03.2024.
23. Электронный ресурс: https://studfile.net/preview/4649590/page:31/, дата обращения 30.03.2024.
24. Юкша Я.А. Некоторые вопросы, связанные с дееспособностью российских граждан // Российская юстиция. 2018. № 9.- С. 57.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней