Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования административно-правового обеспечения защиты прав ребенка в Российской Федерации обусловлена не только историческим контекстом развития законодательства в данной области, но и современными вызовами, стоящими перед обществом и государством. Анализ показывает постоянное развитие нормативно-правовой базы, начиная с принятия Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1999 году, который заложил основы системы защиты прав детей в России. Однако, с течением времени, изменяющаяся социально-экономическая ситуация и новые вызовы, такие как распространение интернет-технологий и изменения в структуре семьи, требуют постоянного обновления и усовершенствования законодательства в области защиты прав детей.
Новизна исследования заключается в необходимости более эффективного административно-правового обеспечения защиты прав ребенка в России, чтобы обеспечить им полноценное физическое, психологическое и социальное развитие.
Степень исследованности темы. Проблематика исследования привлекают внимание ученых и специалистов в области юридической науки. Научные исследования, проведенные П.А. Волковым, Н.В. Демченко, А.И. Бельским, Ю.Е. Ткачевой, С.Н. Свистуном и Н.И. Серовой, посвящены административно-правовому обеспечению защиты прав ребенка в Российской Федерации. Исследователи изучили различные аспекты данной проблематики, включая особенности административно-правовых средств реализации и защиты прав несовершеннолетних, роль комиссий по делам несовершеннолетних в системе защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, а также административно-правовой механизм обеспечения прав детей.
Общий обзор законодательного регулирования. Нормативно-правовой основой исследования выступили следующие источники: Конституция, Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейный кодекс и так далее.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ административно-правового обеспечения защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть становление института прав обеспечения и защиты прав ребенка;
- определить основы обеспечения и защиты прав ребенка;
- охарактеризовать особенности административно-правового регулирования в области защиты прав детей;
- выделить современные проблемы и направления совершенствования административно-правового обеспечения прав детей.
Глава 1. Формирование и развитие системы защиты прав детей
1.1 Становление института прав обеспечения и защиты прав ребенка
Ребенок – это особый субъект права, и его конституционно–правовой статус необходимо рассматривать в различных аспектах. Исследователи выделяют несколько ключевых элементов этого статуса, таких как правосубъектность, принципы правового статуса и гражданство ребенка. Однако существуют различия в том, какие элементы статуса ребенка выделяют различные исследователи. Некоторые добавляют к этому списку другие элементы, например интересы, охраняемые законом, ответственность, а другие ограничиваются основными правами, свободами и обязанностями.
В соответствии со статьей 7 Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» , а также законами субъектов РФ, определены субъекты, которые должны осуществлять защиту и обеспечение прав и свобод ребенка до тех пор, пока он не достигнет полной дееспособности. Следует отметить, что права ребенка являются неотъемлемой частью его личности и должны быть уважаемыми и защищенными. Кроме того, рекомендуется, чтобы родители и опекуны принимали активное участие в защите и обеспечении прав и интересов ребенка.
Нарушение прав ребенка может привести к серьезным последствиям, как для самого ребенка, так и для общества в целом. Поэтому необходимо обращать внимание на соблюдение прав детей и реагировать на любые нарушения. Для того чтобы обеспечить защиту прав и свобод детей, необходимо, чтобы органы государственной власти РФ и субъектов РФ, а также должностные лица указанных органов, принимали соответствующие меры. В рамках своей компетенции они должны принимать нормативные правовые акты, проводить методическую, информационную и иную работу с детьми, разъясняя им их права и свободы.
Важно отметить, что дети являются одной из наиболее уязвимых групп в обществе, поэтому их защита должна быть на первом месте. Что означает, что органы государственной власти должны разрабатывать и принимать законы, которые гарантируют безопасность и благополучие детей. Кроме того, должностные лица, работающие с детьми, должны быть особенно внимательными и заботливыми. Они должны уметь общаться с детьми на их языке и понимать их потребности и проблемы. Также они должны иметь знания о законах, регулирующих отношения между взрослыми и детьми, и уметь применять эти законы на практике.
Согласно мнению М. В. Баглая , можно выделить принцип равноправия. Этот принцип в соответствии с Конституцией РФ включает в себя равенство перед законом и судом, а также равенство, независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д. Во-первых, ребенок должен быть равен перед законом и судом, как и любой другой человек. Во-вторых, у него должно быть равенство возможностей и доступа к образованию, здравоохранению и другим социальным благам, независимо от его пола, возраста, национальности и т.д.
Однако необходимо понимать, что правовой статус ребенка может определяться не только общими (конституционными) принципами, но и отраслевыми принципами. Например, в семейном праве есть принцип благополучия ребенка, который определяет, что все решения, принимаемые в отношении ребенка, должны быть направлены на его благополучие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
7. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
8. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
9. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 (ред. от 10.02.2020) "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154121/
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. – 13-е изд., изм. и доп. – М.: Норма. – 2018. – 767 с.
11. Бондаренко О.А. «Интересы ребенка» как правовая категория // Legal Concept. – 2017. – №1. – С. 44-49.
12. Волков П.А., Демченко Н.В., Бельский А.И., Особенности административно-правовых средств реализации и защиты прав несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. – 2019. – №5. – С. 276-279.
13. Кирюшина Н.Ю., Морозова Л.Б. Правовая защита детства в Российской Федерации // Наука и школа. – 2016. – №4. – С. 7-15.
14. Осипова Т.В., Почивалова Ж.Г., Коляда О.В. Актуальность проблемы прав ребенка и его защиты // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – №4. – С. 6-14.
15. Свистун С.Н. Административно-правовой механизм обеспечения прав несовершеннолетних // Форум молодых ученых. – 2017. – №1 (5). – С. 543-548.
16. Серова Н.И. Актуальные вопросы административно-правовой защиты несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 52-54.
17. Ткачева Ю.Е. Комиссии по делам несовершеннолетних как элемент системы административно-правовой защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан в России и вопросы совершенствования их деятельности // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 186-188.
18. Царапкина О.К. Конституционно-правовая защита прав ребенка в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. – 2016. – №4 (16). – С. 48-55.