Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Сущность комплексного контроля, его роль в системе подготовки спортсменов
1.2 Виды и методы контроля
1.3 Основные требования к показателям, используемым при комплексном контроле
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА НАЧАЛЬНОМ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПАХ
2.1. Методы и принципы исследования
2.2. Основные результаты
2.3. Обсуждение результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Снижение общего уровня здоровья у молодого поколения и включение в первые этапы спортивной подготовки высоких нагрузок, главным образом, связанных с соревнованиями, подчеркивает важность комплексного подхода к управлению спортивной формой для предотвращения излишней нагрузки в тренировочном процессе.
Эффективное управление тренировками на этих этапах представляет собой сложную задачу, поскольку достижение спортивных результатов требует индивидуального подхода, качественной методики тренера и постоянного контроля различных аспектов подготовки.
Результаты тренировок и выступлений на начальных этапах спортивной подготовки тесно связаны с систематическим анализом проделанной работы и разработкой детальных рекомендаций для ее улучшения. Планирование тренировочного процесса в детско-юношеском спорте требует учета особенностей физического и психологического развития молодых спортсменов, а также изменений в соревновательном календаре, расписании тренировок и наличия травм или заболеваний.
В рамках отечественной спортивной подготовки первостепенное внимание уделяется тщательному управлению физической подготовкой спортсменов. Хотя внимание к объективным данным в первую очередь происходит на пике спортивного мастерства, основа будущих спортивных достижений закладывается гораздо раньше.
Необходимо осуществлять регулярную оценку различных показателей подготовленности юных спортсменов с момента их поступления в спортивное учреждение. Эта практика важна не только для успешного выполнения программ обучения, но и для защиты здоровья участников и предотвращения травм.
Оптимизация параметров тренировочной нагрузки на базовом и образовательном этапах спортивного развития должна основываться на комплексной оценке уровня подготовленности.
Этот процесс оценки должен продолжаться на протяжении всего многолетнего обучения. Такой тщательный мониторинг обеспечивает беспрепятственное развитие молодых спортсменов на последующих этапах спортивного развития, что в конечном итоге приводит их к выдающимся спортивным достижениям.
В современных условиях процесс подготовки спортсменов осуществляется при сосредоточенных усилиях специалистов в области спорта и сопутствующих областях. Это связано с широким использованием научно-технических достижений в различных сферах, включая физическое воспитание. Тренер, совместно работая с врачами, психологами и учеными в рамках комплексных научных групп (КНГ), имеет доступ к обширной информации о подготовленности и работоспособности своих спортсменов. Однако принятие правильных решений возможно лишь при условии систематизации и упорядочения этой информации.
Использование средств и методов контроля помогает стандартизировать процесс подготовки спортсменов путем индивидуализации тренировочных нагрузок и разумного выбора методов тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого спортсмена. Это также включает подход к технической, тактической и другим аспектам подготовки спортсменов.
Однако, опыт организации учебно-тренировочного процесса в различных областях спорта показывает, что контроль на разных этапах подготовки недостаточно эффективно используется. Это обусловлено тем, что основные теоретические аспекты контроля еще не полностью реализованы в спорте через конкретные средства и методы, адаптированные к специфике спортивной дисциплины, возраста, пола, уровня квалификации и физического состояния спортсменов.
Исследование способов оценки эффективности учебно-тренировочного процесса в спортивной школе имеет актуальность в контексте обеспечения качественного образования и развития спортивных навыков у учащихся. Это позволит оптимизировать использование ресурсов и направить усилия на аспекты, влияющие на улучшение результативности обучения и тренировок. Исследование способствует повышению эффективности работы спортивных школ и формированию высококвалифицированных спортсменов.
В этой связи, рассмотрим основные организационно-методические аспекты комплексного контроля, используемые в спорте, и методы их внедрения в повседневную практику подготовки спортсменов.
Цель исследования – рассмотреть способы оценивания эффективности учебно-тренировочного процесса в спортивной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность комплексного контроля, его роль в системе подготовки спортсменов
2. Изучить виды и методы контроля
3. Рассмотреть основные требования к показателям, используемым при комплексном контроле
4. Исследовать повышение эффективности спортивной подготовки на начальном и учебно-тренировочном этапах.
Объект исследования – спортивная школа как институт подготовки спортсменов.
Предмет исследования – эффективность учебно-тренировочного процесса в данной спортивной школе, что включает в себя оценку качества обучения спортивных навыков, развития физических и психологических параметров учащихся, эффективность методик обучения и тренировок, а также выявление факторов, способствующих или препятствующих достижению оптимальных результатов в процессе обучения и тренировок.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Сущность комплексного контроля, его роль в системе подготовки спортсменов
Подготовленность спортсменов к важным соревнованиям является комплексным понятием, оцениваемым по результатам соревнований и характеризующимся количественными и качественными показателями функциональной, скоростно-силовой, технико-тактической и психологической готовности. Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов в различных видах спорта используется система комплексного контроля.
Важно отметить, что комплексный контроль является ключевой частью системы управления подготовкой спортсменов высокого класса. Это обусловлено тем, что без комплексной и достоверной информации о текущем состоянии спортсмена и его экстремальных режимах функционирования ни одна система управления не может функционировать оптимально .
Качество методологии комплексной оценки уровня подготовленности спортсмена имеет большое значение для получения информации высокого качества.
Увеличение значимости этой методологии обусловлено различными факторами, такими как усложнение современной системы подготовки спортсменов, переход к управляемому процессу на основе системного программирования, значительное увеличение числа параметров диагностики и контроля, а также необходимость обеспечения точности, вероятности, объективности и надежности получения и обработки информации об уровне подготовленности спортсменов в процессе измерительных процедур.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы подготовки спортсменов в олимпийских видах спорта / Под. общ. ред. Е.А. Ширковца. — М.: ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, 2018. — С. 231-249.
2. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей: Сокр. пер. с чешск. / Предисл. изд-ват. - Москва : Физкультура й спорт, 1982 165 с.
3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - Москва : Физкультура и спорт, 1986. - 191 с.
4. Головко Д.Е. Кинезиологический потенциал спортсменов как фактор управления тренировочным процессом / Д.Е. Головко, А.И. Загревская // Теория и практика физической культуры. — 2019 — № 11. — С. 80.
5. Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке. - Киев : Здоровье, 1988. - 114 с.
6. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
7. Иссурин В.Б Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - М.: Сов. Спорт, 2010. - 288 с.
8. Келлер В.С., Платонов В.М. Теоретические и методические основы подготовки спортсменов. – Львов: Украинская Спортивная Ассоциация, 1992. –270с.
9. Кочубей М.И., Сидорко О.Ю., Готлиб В.М. Обоснование, разработка и применение системы рейтингового контроля знаний и умений студентов: Методическое пособие для преподавателей учебных заведений и слушателей факультетов повышения-квалификации. – Львов, 1994. – 32 с.
10. Макарова Г.А. Углубленное медицинское обследование спортсменов: нерешенные вопросы и основные направления совершенствования / Г.А. Макарова, Г.В. Верлина, А.В. Братова // Лечебная физкультура и спортивная медицина. — 2014. — № 4 (124). — С. 4-10.
11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. — М.: Спорт, 2020. — 342 с.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов физ. культуры. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
13. Мехдиева К.Р. Нагрузочное тестирование спортсменов для управления тренировочным процессом / К.Р. Мехдиева, А.В. Захарова, Н.М. Тарбеева // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 5. — С. 64.
14. Нопин С.В. Тестирование функционального состояния опорно-двигательного аппарата спортсменов циклических и ситуационных видов спорта / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина, Г.Н. Тер-Акопов // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 4. — С. 25.
15. Платонов В.Н. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Настольная книга тренеров / В.Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 2021. — Т. 1. — С. 80-99.
16. Рассудихин Е.А. Комплексный подход к анализу и изучению спортивных точностных двигательных действий / Е.А. Рассудихин, А.Н. Фураев, А.В. Лаптев и др. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2019. — № 8 (174). — С. 187-190.
17. Система олимпийской подготовки и направления совершенствования подготовки спортсменов к Играм Олимпиады 2008 г. в Пекине / Е. В. Имас, Н. Д. Уманец, Ю. М. Шкребатый // Наука в олимпийском спорте. - 2005. - № 1. - С. 135139.
18. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культ. Под ред. В.М.Зациорского. - Москва : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
19. Теория спорта / под ред. В.Н.Платонова. - К.: Высшая школа, 1987. - 424 с.
20. Харре Д. Учение о тренировке / Д.Харре. -М.: Физкультура и спорт, 1971. - 326 с.
21. Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. - М.:, Медицина, 1977. - 176 с.
22. Шустин Б.Н. Современная система спортивной подготовки / Б.Н. Шустин — Москва : Спорт, 2021. — 440 с.