Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение эволюции жанра комедии в творчестве Дениса Ивановича Фонвизина представляет собой увлекательную линзу для исследования более широкой социокультурной и литературной динамики; это исследование представляет не только исторический интерес, но и дает представление о механизмах культурной адаптации и специфике развития жанра в определенной литературной и социально-политической среде. Фонвизин, видный деятель русского Просвещения, гениально соединил влияние европейских театральных традиций с особой чувствительностью русского социокультурного контекста, создав уникальную комедийную форму, которая находила отклик у русского зрителя и одновременно критиковала его общественные нормы.
Актуальность данного исследования обусловлена его двойной способностью прояснить тонкости драматургии Фонвизина и пролить свет на более широкие дискурсивные и культурные трансформации, происходившие в России в эпоху Просвещения. Произведения Фонвизина, отличающиеся новаторскими драматургическими приемами, языковым мастерством и сатирической глубиной, служат отправной точкой для анализа эволюции русской комедийной традиции. В данном исследовании предпринята попытка препарировать составные элементы комедии Фонвизина, изучить взаимодействие традиций и новаторства (подчеркнутое анализом европейского театрального влияния и адаптации этих форм в русском контексте), специфику комедийного жанра в эпоху русского Просвещения и особенности национальной комедии, воплощенные в творчестве Фонвизина.
Центральное место в анализе занимает рассмотрение драматургического метода Фонвизина: детальное изучение особенностей построения сюжета и развития персонажей, языковых и стилистических проявлений сатиры и иронии, функции диалога и монолога в раскрытии тем и идей. Кроме того, исследование включает в себя сравнительный анализ ключевых произведений – «Недоросля» и «Бригадира», на основе которого тщательно прослеживается вклад Фонвизина в эволюцию жанра комедии. Это предполагает изучение тематических и структурных аспектов этих пьес, их роли в отражении и критике русского общества, а также их влияния на русскую драматургическую традицию.
Проблемное поле исследования охватывает взаимосвязь между литературной формой, социокультурным контекстом и идеологическими основами, что обусловливает необходимость методологического подхода, одновременно аналитически строгого и контекстуально чувствительного. Используя многогранную аналитическую структуру, объединяющую литературный анализ с историко-культурным контекстом, данное исследование призвано внести вклад в понимание комедийного гения Фонвизина и эволюционной траектории русской комедии.
Сфокусировавшись на комедийных произведениях Фонвизина, исследование стремится осветить контуры русской культурной идентичности, отраженной в его литературе, и, как следствие, внести вклад в более широкий дискурс о развитии жанра, культурном обмене и литературных инновациях. Путем тщательного анализа комедийной стратегии Фонвизина, техники повествования и тематической направленности, исследование стремится сформулировать тонкое понимание эволюции комедийного жанра в русской литературе, внося значительный вклад в литературоведение и открывая возможности для дальнейших исследований в этой области.
Объектом исследования является корпус комедийных произведений Дениса Ивановича Фонвизина с особым вниманием к характерным элементам, составляющим его вклад в жанр комедии; предмет исследования – нюансы взаимодействия социокультурного комментария и литературной формы в этих произведениях, а также динамика эволюции жанра, опосредованная драматургической практикой Фонвизина. Цель данного научного исследования – прояснить механизмы, с помощью которых комедии Фонвизина отражают и критикуют социально-политическую среду русского Просвещения, способствуя тем самым трансформации комедийного жанра в русской литературе. Для достижения этой цели ставятся разнообразные задачи: во-первых, провести диахронический анализ влияний – как европейских, так и отечественных – которые формировали комедийный аспект в России во времена Фонвизина; во-вторых, проанализировать драматургические приемы, использованные Фонвизиным, с акцентом на построение сюжета, обрисовку характеров и использование сатирических приемов; в-третьих, оценить влияние произведений Фонвизина на эволюцию русской комедии, подробно рассмотрев «Недоросль» и «Бригадир» как ключевые тексты, демонстрирующие эту трансформацию.
Для достижения этих целей в исследовании используется целый ряд аналитических приемов, включая сравнительный литературоведческий анализ, историческую контекстуализацию и теоретический дискурс-анализ, чтобы разобраться в сложностях, присущих комедийному творчеству Фонвизина. Такой подход не только способствует более глубокому пониманию предмета исследования, но и обогащает академический дискурс нюансированными перспективами взаимосвязи литературы и общества, искусства и критики, традиций и новаторства. Применяя эти методологии, исследование стремится вскрыть многогранные слои смысла, заложенные в комедиях Фонвизина, и тем самым предложить всесторонний анализ его литературной техники, тематических проблем и культурного значения.
Исследование, расчленяя сложную решетку влияний, методологий и воздействий, характеризующих вклад Фонвизина в жанр комедии, стремится осветить более широкие траектории развития жанра и культурного дискурса в русской литературе. Сплетая воедино теоретические знания, исторический контекст и текстовый анализ, исследование стремится создать целостный портрет комедийного наследия Фонвизина, тем самым углубляя научное понимание истории русской литературы и внося свой вклад в продолжающийся диалог о динамике культурной и художественной эволюции.
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе, объединяющем идеи теории литературы, культурологии и историографии; краеугольным камнем служит фундаментальная работа Г.П. Макогоненко «Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)», очерчивающая историко-культурный контекст творчества Фонвизина. В дополнение к этому в работе М. Леха «РУКОВОДСТВО ПО КОМЕДИИ» представлена сравнительная перспектива комедийных форм в разных культурах и предложена основа для анализа сатирической методологии Фонвизина. Книга Д.И. Фонвизина «Собрание сочинений» незаменима для первичного текстового анализа, обеспечивая непосредственное взаимодействие с первоисточником. Историческую глубину и литературную конкретность исследованию придает изучение латинской «Комедии» Б. Роем в работе «Арнульф Орлеанский и латинская «Комедия» и В.П. Степановым в работе «Вклад Фонвизина в русскую литературу».
Аналитическая линза уточняется благодаря применению структуралистских и нарратологических теорий, как разъясняет Р. Барт в своем введении к структурному анализу повествовательных текстов, которое служит руководством для анализа драматургических приемов Фонвизина. Работа Г. Смита и Р. Уилсона «Литературный травелог» расширяет методологические рамки, вводя сравнительное измерение в анализ сатирических повествовательных стратегий Фонвизина. Исследование Р. Уилсона «Письма Фонвизина из-за границы» и исследование Р. Ланцони, посвященное послевоенным французским комедиям, создают сравнительный культурный контекст, обогащая понимание сатирического дискурса Фонвизина в рамках более широкой европейской традиции.
Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века» Ю.М. Лотмана и анализ менталитета дворянской культуры XVIII века Т.А. Коваленко являются ключевыми в расшифровке культурных и социальных оснований сатиры Фонвизина. Для понимания структурных компонентов произведений Фонвизина данное исследование также опирается на исследование Г. Мюррея, посвященное ритуальным элементам в комедии. Рассуждения Л. Чампиона и В. Костанцо об эволюции комедии и ее культурных последствиях позволяют увидеть адаптивность и социально-политическую актуальность жанра.
Анализ жанра комедии, проведенный Г. Давлятовой и М. Нумоновой, а также исследование жанра в современной романтической комедии, проведенное А. Вудьярдом, позволяют по-новому оценить творчество Фонвизина. Синтез этих разнообразных методологических перспектив, от «Искусства написания комедии» А. Бергера до тонких исследований роли комедии в литературе и обществе современными учеными, составляет основу данного исследования, предлагая всеобъемлющий инструментарий для анализа комедийного гения Фонвизина в богатом спектре русской литературы XVIII века и за ее пределами. Эта эклектичная методологическая база, отказывающаяся от монолитности в пользу полифонического подхода, отражает стремление исследования к тщательному, тонкому и многогранному изучению эволюции комедии в произведениях Фонвизина.
В основе этого научного исследования лежит предположение о том, что в комедийном корпусе Д.И. Фонвизина существует ранее не изученный симбиоз между эволюцией комедийного жанра и социально-политической критикой, характерной для русского Просвещения; т.о., научная новизна исследования заключается в углубленном изучении этого симбиоза, освещающего пути, по которым комедии Фонвизина выходят за рамки простого развлечения и выступают в качестве барометра общественных сдвигов и катализатора культурного самоанализа. Через призму междисциплинарной методологии данное исследование стремится раскрыть нюансы механизмов, с помощью которых сатирические повествовательные и драматургические стратегии Фонвизина отражают, критикуют и влияют на социокультурный аспект России XVIII века, что знаменует собой значительный отход от традиционных анализов, сосредоточенных преимущественно на литературной эстетике или биографических интерпретациях.
Гипотеза, лежащая в основе данного исследования, утверждает, что комедии Фонвизина, не будучи статичными культурными артефактами, активно участвовали в формировании дискурса русского Просвещения, используя сатиру не только как литературный прием, но и как сложную форму социально-политического взаимодействия. В рамках этой гипотезы предполагается, что новаторское использование Фонвизиным языка, архетипов персонажей и построения сюжета свидетельствует о сознательном и стратегическом взаимодействии с идеалами Просвещения и их критикой, предлагая понимание сложностей российских общественных норм и ценностей в этот трансформационный период.
Используя совокупность аналитических методологий, включая, но не ограничиваясь структуралистской критикой, сравнительным литературоведением и культурной историографией, данное исследование стремится сформулировать многогранное понимание комедийного творчества Фонвизина. Заслуживает внимания попытка переосмыслить роль комедии в русской литературе XVIII века как неотъемлемого компонента интеллектуальной и культурной среды Просвещения, тем самым бросая вызов преобладающим нарративам, которые маргинализируют вклад жанра в философские и общественные дискуссии.
В этом смысле исследование разворачивается в динамичном взаимодействии теории и текстового анализа, где пассивный залог служит не для того, чтобы затушевать предмет, а для того, чтобы возвысить объект исследования, подчеркивая центральное место работы Фонвизина в академическом исследовании.
Данное исследование, охватывающее области литературного анализа, культурной историографии и теории жанров, усиливает свою теоретическую значимость за счет нюансированного анализа комедийного творчества Д.И. Фонвизина, освещая многогранный диалог между литературой и общественными преобразованиями в эпоху русского Просвещения. Интегрируя гибридные жанры критического анализа, сочетая структуралистскую критику с социально-политической историографией, исследование раскрывает сложные механизмы, с помощью которых комедия как литературная форма опрашивает и осмысливает актуальность своей эпохи. Теоретические основы, обогащенные сравнительным литературоведением и применением нарратологии, подчеркивают сложность сатирического повествования Фонвизина, позиционируя его работу как ключевое слияние культурной критики и литературного новаторства.
В практическом плане выводы, сделанные в ходе исследования, выходят за рамки академической сферы, предлагая педагогические последствия для преподавания русской литературы и истории, а также информируя современный дискурс о роли сатиры в общественной критике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. -М.: 1987. – С.387.
2. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. IX. Материалы разных лет / Под. ред. В Л. Янина; Послесл. и коммент. РА. Киреевой М., 1990 С. 95.
3. Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века //Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 111.
4. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века //Из истории русской культуры, том IV (XVIII -начало XIX века). М., 1996/ С. 539.
5. Лотман Ю.М. Тезисы к семиотике русской Культуры (Программа изучения русской культуры) // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 408.
6. Лотман Ю.М. Топика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Из истории русской культуры, том IV (XVIII -начало XIX века). М., 1996. С. 559.
7. Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 541.
8. Макогоненко Г.П. Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792). – М.; Л.: 1950. – С.79.
9. Милюков ПН. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 3. М., 1995.
10. Панченко А.М. Русская культура и канун Петровских реформ // Из истории русской культуры, том III (XVII – начало XVIII пека). М, 1996. С. 12.
11. Степанов В.П. Фонвизин // История русской литературы в 4-х т. – Т.1. – Л.: 1980. – С. 659 – 660.
12. Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Б.А. Успенский. Избранные труды» том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 242-243.
13. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1990. С. 14.
14. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: – Т.1. – С.59.
15. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: – Т.1. – С.69.
16. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. / Сост., подг. текстов, вступ. ст. и коммент. Г.П.Макогоненко. – М.; Л.: 1959. – Т.1. – С.54.
17. Aleksandrovna, T., 2018. D. Fonvizin's Literary Work in the Context of the Russian Culture of Catherine's Time (Problems and Perspectives of Studying). , 11, pp. 101-114. https://doi.org/10.29252/IARLL.11.1.101.
18. Berger, A., 1997. The Art Of Comedy Writing. . https://doi.org/10.4324/9781351305723.
19. Champion, L., 1973. The Evolution of Shakespeare's Comedy: A Study in Dramatic Perspective. . https://doi.org/10.2307/3205764.
20. Costanzo, W., 2020. Comedy, History, and Culture. , pp. 69-86. https://doi.org/10.1093/oso/9780190924997.003.0005.
21. Davlyatova, G., & Numonova, M., 2022. COMEDY AS A GENRE OF LITERATURE.. Theoretical & Applied Science. https://doi.org/10.15863/tas.2022.01.105.24.
22. Harrod, M., 2015. French Comedy on Screen: A Cinematic History. French Studies, 69, pp. 573-574. https://doi.org/10.1093/FS/KNV174.
23. Krylova, Y., 2023. Burgundian Cleric and Denis Fonvizin Teach Grammar: Court Manners in the Mirror of Two Epochs. ISTORIYA. https://doi.org/10.18254/s207987840025145-8.
24. Lanzoni, R., 2014. The Comedies of Postwar France. , pp. 69-119. https://doi.org/10.1057/9781137100191_3.
25. Lech, M., 2015. A COMEDY HANDBOOK. The Classical Review, 65, pp. 361 – 362. https://doi.org/10.1017/S0009840X15000670.
26. Murray, G., 1943. Ritual Elements in the New Comedy. The Classical Quarterly, 37, pp. 46 – 54. https://doi.org/10.1017/S0009838800026252.
27. Romanov, D., 2020. «Denis, Nevezhde Bich i Strah» (Denis, the Scourge and Dread of the Ignorants): on the Linguistic-stylistic Features of D. I. Fonvizin’s Comedies (To the 275th Anniversary of the Birth). , 81, pp. 42-49. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-2-42-49.
28. Roy, B., 1974. Arnulf of Orleans and the Latin «Comedy». Speculum, 49, pp. 258 – 266. https://doi.org/10.2307/2856043.
29. Smith, G., & Wilson, R., 1974. The Literary Travelogue: A Comparative Study with Special Relevance to Russian Literature from Fonvizin to Pushkin. Modern Language Review, 69, pp. 949. https://doi.org/10.2307/3725383.
30. Wilson, R., 1973. Fonvizin’s Letters from Abroad. , pp. 31-38. https://doi.org/10.1007/978-94-010-1997-2_5.
31. Woodyard, A., 2017. Genre and contemporary Romantic Comedy. . https://doi.org/10.4225/03/58A3DE283CD4B.