Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы налоговой политики 5
1.1. Понятие, сущность и функции налоговой политики 5
1.2. Основные инструменты налогового регулирования 8
1.3. Налоговая система в рыночной экономике и механизм ее функционирования 11
2. Анализ действующей налоговой политики в Российской Федерации 18
2.1. Оценка влияния налоговой политики на формирование доходов бюджетов различных уровней 18
2.2. Анализ регулирующего воздействия налоговой политики на реальный сектор экономики 24
2.3. Основные направления совершенствования налоговой политики в условиях санкций 27
Выводы и предложения 31
Список использованной литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2023-2025 годы.
В сложившихся условиях ключевыми задачами экономической политики стали:
финансовая и ценовая стабилизация (в т.ч. предотвращение инфляционной спирали) при поддержке доходов уязвимых категорий граждан;
содействие перестройке хозяйственных связей с минимальными потерями потенциала развития и сохранением рабочих мест.
Соответственно, программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:
обеспечение доступных финансовых ресурсов и оборотного капитала;
содействие обеспечению импортным оборудованием и комплектующими;
поддержка базовых отраслей промышленности и технологического сектора;
сохранение занятости и рабочих мест;
поддержка доходов наиболее уязвимых граждан.
Стимулирующие меры налоговой политики, реализованные в 2023 году:
применение демпфирующего механизма по акцизам на нефтяное сырье;
безналоговое прощение займов, полученных от иностранных кредиторов;
особый порядок учета курсовых разниц;
отсрочка по страховым взносам для отдельных отраслей;
донастройка налогообложения в САР;
продолжение налогового маневра в IT-отрасли;
совершенствование механизмов стимулирования сбережений физических лиц;
совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов МСП.
Меры, направленные на повышение доходов бюджета:
1. Повышение с 2023 г. ставки НДПИ и увеличение ставки экспортной пошлины на природный газ с размера превышения цены на газ уровня 300 $/м3 – повышение доходов бюджета (1,2 трлн руб.). Дополнительные расходы для ПАО «Газпром» оценены в 50 млрд рублей в месяц.
2. Введение с 2023 г. повышенной ставки налога на прибыль в размере 34% на экспортеров СПГ – повышение доходов бюджета.
3. Модернизация с 2022 года принципов налогообложения в отраслях ГМК с привязкой ставок НДПИ к уровню цен на соответствующие сырьевые товары. В 2023-2024 гг. уплата экспортных пошлин на соответствующие товары – улучшение справедливости распределения рентных доходов в этих отраслях.
4. Введение с 1 октября 2023 года временно (до 2025 года) прогрессивной шкалы ставок экспортных пошлин на товары ненефтегазового экспорта (кроме машинотехнической продукции и товаров с высокой импортной составляющей) в зависимости от уровня валютного курса (4% при курсе $/рубля 80-85, 5% при курсе 85-90, 5,5% при курсе 90-95 и 7% при курсе выше 95) – смягчение влияния курсовых колебаний на ценовые условия на внутреннем рынке [3].
Стимулирующие меры в сфере добычи полезных ископаемых:
1. Содействие созданию новых мощностей на НПЗ, регулирование рынка нефти и балансировка поставок между экспортным и внешним рынками, а также цены за рубежом: расходы бюджета на 2022 год: выплачено нефтяным компаниям 2,2 трлн рублей, с 1 сентября 2023 года - сокращение вдвое, с 1 октября 2023 года - возмещение амортизатора предыдущего уровня. Объем
2. Расширение сферы применения неразрушающего контроля на месторождениях углеводородов в традиционных нефтедобывающих регионах (Тюмень, ХМАО, ЯНАО, Республика Коми, Томск и Омск)
3. Налоговый вычет на добычу нефти в Иркутской области для поддержки создания нефтехимических производств (по переработке этана и сжиженного газа) и в Ханты-Мансийском автономном округе для поддержки мероприятий по добыче нефти и нефти и газа направлен на поддержание добычи нефти на месторождениях углеводородов
4. Предоставление налогового вычета за добычу железных руд (за исключением окисленных железных кварцитов) на участках недр, полностью или частично находящихся в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года включительно.
С 1 января 2023 г. установлен единый лимит расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства для каждого физического лица: 2023 г. - 1 917 000 руб. (на 352 000 руб. выше); 2024 г. - 2 065 000 руб.; 2025 г. - 2 209 000 руб. Для работодателей будет установлен единый лимит для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и на сотрудник с зарплатой выше указанного порогового значения (около 160 000 рублей в месяц) обойдется работодателю в 2023 году на 68 000 рублей дороже.
Значительное увеличение масштабов применения НДД, а также устранение некоторых технических недостатков в расчете расчетной базы позволяют изменениям более эффективно проводить разработку месторождений, которые не могли бы быть разработаны в условиях сбора НДД.
Отмена института КГН с 1 января 2023 года и введение трехлетнего периода разделения платежей членов бывших групп - в 2023-2025 годах 80, 60 и 40% их подоходного налога будут перераспределены в соответствии с установленными нормативами. По данным Минфина, функционирование КГН привело к снижению поступлений налога на прибыль предприятий в консолидированные бюджеты регионов. В 2020 году до 76,5 млрд рублей, за девять месяцев 2021 года - до 35,6 млрд рублей.
Перечень организаций, которые освобождаются от уплаты налога:
субъекты МСП (по состоянию на 31.12.2022);
организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу нефти, газа и угля, углеводородного сырья на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с законодательством РФ;
организации, являющиеся плательщиками ЕСХН непрерывно с 01.01.2018 по 31.12.2022
Налоговая база и ставка:
1. Сверхприбыль, которая определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и 2019 год.
2. Если среднеарифметическая величина прибыли за 2021 год и 2022 год оказалась не выше средней арифметической величины прибыли за 2018 и за 2019 годы, то налоговая база принимается равной нулю.
3. Также налоговая база принимается равной нулю, если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и 2022 год оказалась не более 1 млрд рублей.
4. Налоговая ставка – 10%
Налоговый вычет: уменьшение налога в размере суммы обеспечительного платежа, перечисленного в федеральный бюджет за период с 1 октября по 30 ноября 2023 года включительно, но не более чем на половину суммы налога.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
3. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429950/ (дата обращения: 23.04.2024 г.)
4. Айтхожина Г. С. Реформирование налогового контроля в РФ // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. /2018. - № 4. -С. 5-10
5. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран / И.М. Александров. – М.: Боратор-Пресс, 2016. – 191 с.
6. Анисимов А.Л. Эффективность налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. – №1 (57). – С. 24−30.
7. Антипова О. М. Анализ эффективности контрольной работы налоговых органов /О. М. Антипова //Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.- практ. конф. – 2017. – № 4(19). – с. 66-69.
8. Баташаева Ф. А. Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права // Молодой ученый. – 2017. – №21. – С. 353.
9. Безруков Г. Г. Налоговый контроль трансфертного ценообразования // Управленец. – 2017.– №1.– С. 28-32
10. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Полежарова Л. В., Тихонова А. В., Юмаев М. М. Об Основных направлениях налоговой политики на 2022 год и на период 2023-2024 годов / Л.И. Гончаренко, Ю. Малкова, Л.В. Полежарова, А.В. Тихонова, М.М. Юмаев // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – №15(1). – с. 23-34.
11. Капогузов, Е. А. «Санкции 2022»: возможности и ограничения реакционного регулирования со стороны российского государства / Е. А. Капогузов, Р. И. Чупин // Вопросы регулирования экономики. – 2022. – Т. 13. – № 1. – С. 67–74.
12. Лютова О.И. Институт налоговой обязанности в системе налогового права: актуальные проблемы / О.И. Лютова // Российский юридический журнал. – 2023. – № 3. – С. 133 — 143.
13. Налоги и налогообложение / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской, Г. Н. Семёновой. М.: Юрайт. – 2023. – 527 с.
14. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 томах. Том 1. М.: Юрайт. – 2023. – 355 с.
15. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. М.: Юрайт. – 2023. – 826 с.
16. Репутация и доверие в российской системе госзакупок / А. А. Яковлев, А. В. Ткаченко, М. К. Емельянова, О. Н. Балаева // Журнал институциональных исследований. – 2022. – Т. 14. – № 1. – С. 89–107.
17. Рыжкова, Ю. А. Влияние санкций на экономику России / Ю. А. Рыжкова, В. Н. Батова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2015. – № 2 (11). –С. 88–96.
18. Симачев, Ю. В. Российская промышленная политика в условиях трансформации системы мирового производства и жестких ограничений / Ю. В. Симачев, А. А. Федюнина,, М. Г. Кузык // Вопросы экономики. – 2022. – № 6. – С. 103–138.
19. Современная налоговая политика : учебник и практикум для вузов / Н. И. Малис [и др.] ; под редакцией Н. И. Малис. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 376 с.
20. Фархутдинов Р. Д. Налоговое право. М.: Юрайт. – 2024. – 134 с.