- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Использование нетрадиционных форм уроков при обучении младших школьников изобразительному искусству
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Методика преподавания
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Использование нетрадиционных форм уроков при обучении младших школьников изобразительному искусству"?33 страницы
48 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1900 ₽
3800 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Обучение младших школьников изобразительному искусству как педагогическая проблема 5
2. Нетрадиционные формы уроков: исторический аспект, понятие, классификация 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Изобразительное искусство является уникальным средством развития творческого воображения человека, но особенно оно пригождается в детском возрасте, когда только формируется творческое воображение.
В общем смысле, к изобразительному искусству относится декоративно – прикладное творчество, живопись, графика. Несмотря на столько большой ассортимент разнообразных видов изобразительного искусства, данный предмет не воспринимается серьёзно ни родителями, ни детьми, хотя значимость его в начальной школе крайне велика.
Изобразительное искусство в общеобразовательной школе входят в обязательную часть учебного плана с первого класса, то есть предмет является базовым. Изобразительное искусство является единственным предметом, который формирует творческое и образное мышление, даёт предпосылки для формирования в ребёнке творческого начала.
В начальной школе, в пределах изучения предмета «Изобразительное искусство», в основном используются традиционные формы уроков, однако, применение нетрадиционных форм является уникальной и особенной формой взаимодействия учителя и ученика: здесь ребёнок может проявлять свои самые различные эмоции, используя разнообразные техники исполнения.
Особую ценность здесь также приобретает и учитель, обладающий педагогическими технологиями в области нетрадиционных форм изобразительного искусства: игровые методы, уроки-тесты, уроки –конкурсы, уроки-познания, творческие проекты, викторины, аукционы – всё это и многое другое превращает обыденный урок изобразительного искусства в творческую сказку, в которую ребёнок погружается, проявляя свои самые смелые творческие фантазии.
Исходя из актуальности вопросов использования нетрадиционных форм обучения на уроках, мы сформулировали тему исследования: «Использование нетрадиционных форм уроков при обучении младших школьников изобразительному искусству».
Объект исследования – обучение младших школьников изобразительному искусству.
Предмет исследования – использование нетрадиционных форм уроков при обучении младших школьников изобразительному искусству.
Цель исследования – провести теоретический анализ вопросов использования нетрадиционных форм уроков при обучении младших школьников изобразительному искусству.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования, нами сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю вопросов обучения младших школьников изобразительному искусству, основные направления реализации данного процесса и характерные им методы и формы.
2. Изучить исторический аспект, понятие и виды нетрадиционных форм уроков.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, классификация, изучение литературы, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике педагогов дополнительного и начального общего образования, а также будущими учителями начальных классов при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх параграфов, выводов по параграфам, заключения, списка использованных источников (48 наименований), приложения.
1. Обучение младших школьников изобразительному искусству как педагогическая проблема
Обществу во все времена требовались творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные. Они всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Творческие способности детей необходимо развивать с раннего возраста, поскольку это имеет большое значение для каждого человека.
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования художественного восприятия человека. Под художественным восприятием понимают взаимоотношение субъекта и произведения искусства, которое зависит от субъективных особенностей человека и от художественной традиции, в том числе, от общественного мнения и языково-семиотической условности произведения.
Эти факторы исторически обусловлены эпохой, средой, воспитанием, эстетическим вкусом и др. Можно также сказать, что художественное восприятие – это восприятие действительности с целью создания произведения искусства [19]. Восприятие произведения искусства субъектом сопровождается сопереживанием, интерпретацией и осмыслением его содержания, которое выражается художественной формой.
Современная образовательная среда реализуется сегодня в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В начальной школе урочную и внеурочную деятельность детей регламентирует ФГОС НОО. Каждая образовательная ступень, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом, обучается в соответствии с требованиями ФГОС своей ступени. ФГОС НОО регламентирует урочное и внеурочное образование, в рамках которого, у школьников можно формировать художественное восприятие.
Согласно ФГОС, нагрузка внеурочной деятельности учеников составляет до 10 часов в неделю. Это хорошая возможность для развития творчески активной личности. Это способствует развитию у каждого ребёнка творческих способностей, поскольку развитие у младших школьников творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для младшего школьника. При этом, детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также. в процессе дополнительного образования детей [10].
Художественное восприятие – это особая способность человека чувствовать красоту искусства. Красота формы, цвета, музыкального звука и многое другое имеет отношение к художественному восприятию. Это различие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, испытывая при этом чувство наслаждения, удовольствия или неудовольствия.
Под художественным образом понимают какое-либо конкретное жизненное воссоздание, непосредственно обогащённое личностной эстетической и эмоциональной оценкой художника и исполнителя. Творческие личности по – особому воспринимают художественные образы, и их эстетическая реакция может изменяться. Это происходит при изменении жизненного опыта, а также, различных психологических установок.
Исследователи Б.С. Мейлах, И.Т. Казакова и др. отмечают следующее. По их мнению, различное восприятие художественных образов зависит от воображения творческого человека и особенностей его мышления. Исследования Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой, Р.М. Чумичевой показывают, что художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетических знаний и ценностей. Продуктом художественного восприятия, по мнению Н.А. Ветлугиной является вторичный образ, который может совпадать или не совпадать с образом, задуманным автором [13].
Способность высказывать личностные суждения являются результатом именно художественного восприятия. Творческий человек способен высказывать личное суждение об особенностях того или иного художественного произведения, которое изображает мир, природу, чедовека и др.
Эстетическое восприятие всегда сопровождается особым эстетическим чувством. Эстетические чувства – это эмоциональные переживания и отклик на произведения искусства, художественные образы и эстетические явления.
Эстетическое восприятие обеспечивает личности эмоциональные переживания и позволяет оценивать эстетически значимые предметы и явления. Эстетическое отношение – это особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира.
Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. Эстетическое отношение выступает реализацией особой эстетической потребности – видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическое отношение проявляется через художественную деятельность.
Художественные способности имеют деятельную и созидательную направленность, которая не должна ограничиваться только созерцательной задачей. Они должны формировать способность создавать прекрасное, в искусстве и в художественной деятельности.
У творческого человека вся его деятельность обращена к особенностям его личности. Способный к творчеству человек с детства имеет не такие как у всех возможности и способности для личностного самовыражения. Причём, чаще всего он это делает сам, по собственному желанию.
Свои способности и наклонности ребёнок раскрывает и совершенствует в процессе художественной деятельности. Именно художественная творческая деятельность есть условие для развития творческой личности. Можно говорить о том, что такого рода деятельность является созидающей. Чем больше творит художник, тем большее количество идей у него рождается вновь [16].
Процесс художественной деятельности чрезвычайно индивидуален. Его развитие требует учета индивидуальных особенностей дошкольника. Создаваемый художником художественный образ всегда субъективен. Более того, по своей природе, он никогда не бывает конкретен до конца. Художественная деятельность всегда имеет продуктивный характер и представлена определенным результатом в виде конечного продукта.
Художественные способности заключаются в восприятии художественного произведения, и в конечном счёте, к самостоятельному созданию выразительного образа. Индивидуальность выразительного образа может отличаться особой оригинальностью, субъективной новизной, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Их можно обозначить показателями выражения конечного продукта и к характеру процесса деятельности [22].
Художественная деятельность неразрывно связана с художественной способностью субъекта, эстетически воспринимать, понимать и создавать художественные образы. Эффективным средством развития художественных способностей ребёнка является изобразительное творчество. Практика показала, что разнообразные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие художественных способностей.
Изобразительное творчество детей – это обязательное условие всестороннего развития ребенка. Развитие художественных способностей и его реализация в изобразительном творчестве делает ребёнка богаче, полнее и радостнее. Это пробуждает его фантазию, учит мечтать и придумывать что-то новое и неизвестное. В процессе реализации собственного творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально. Он определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, выражая себя и свои чувства.
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса. При переходе в начальную школу из ДОУ, у ребёнка многие виды деятельности сохраняются и в начальной школе. Учитель рассматривает такие показатели творческой деятельности ребёнка, как:
-оригинальность;
-абстрактность;
-наглядно-образное мышление;
-невербальное воображение;
-творческая мотивация;
-эмоциональное переживание и др.
Это могут быть различные показатели для каждого вида творческой деятельности. Но при этом, все они взаимосвязаны между собой. Учителю важно научить ребёнка адекватно оценивать свои способности, причём, любые. На процесс развития творческих способностей младших школьников будет влиять самооценка. Все вышеперечисленное факторы могут обеспечить развитие творческих способностей младших школьников.
Действовать они будут лишь при создании соответствующих условий:
-организационно – педагогических;
-социально-психологических;
-индивидуально-психологических и др.
При этом всегда важно создавать для детей психологически благоприятный микроклимат и творческую среду. В.С. Юркевич отмечает, что для успешного развития творческих способностей необходим уровень интеллектуального развития субъекта выше среднего [16].
Некоторые исследователи отмечают, что высокий уровень интеллекта не всегда приводит к высоким творческим достижениям и что иногда это даже может мешать творчеству. Творческая деятельность в младшем школьном возрасте – это создание чего-либо субъективно нового и оригинального для ребенка. Чаще всего это может проявляться в рисовании, конструировании, сочинениях и др.
Наибольшего эффекта в развитии творческих способностей младшего школьника педагоги добиваются в рамках внеурочной деятельности. Можно проводить с детьми различные кружковые и факультативные занятия. Важно помнить, что младший школьник всегда нуждается в помощи со стороны взрослых.
Интерес и склонности к определенной деятельности развиваются в единстве с развитием способностей. К примеру, интерес к изобразительному искусству заставляет ребенка усиленно заниматься рисованием. Если с течением времени у ребёнка не пропадёт мотивация к данному виду деятельности, это будет означать, что у ребёнка развиваются его художественные способности. Развивающиеся способности приводят к определенным успехам и достижениям в соответствующей области. это всегда вызывает у младшего школьника чувство радости и удовлетворённости, что влечёт за собой еще более глубокий интерес.
Нельзя не отметить, что успех в выбранной деятельности зависит от ряда личностных черт субъекта. Среди них можно отметить трудолюбие, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, сосредоточенность и др. Отсутствие, или недоразвитие этих качеств может сказаться на активной деятельности ребёнка. Помимо мотивации, которая позволяет поддерживать интерес, необходимо стремление и упорство к достижению поставленной цели. Отсутствие таких качеств может стать препятствием на пути к получению результатов и достижений [24].
Изобразительная деятельность должна вызывать у ребенка положительные эмоции, удовлетворение и стремление заниматься ею без принуждения. Живая заинтересованность и желание выполнить работу лучше будет являться важным условием для положительного влияния деятельности на развитие способностей младшего школьника. Отдельные учёные не признают врожденность способностей и не отрицают при этом природных предпосылок к развитию способностей.
В современной психологии сформулированы различные подходы к исследованию способностей человека. Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход, когда подчеркивается различие людей в их способностях. При этом всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно - деятельный подход определяет способности субъекта как совокупность свойств личности влияющих на эффективность его деятельности [5].
Учителю важно научить ребёнка адекватно оценивать свои способности, причём, любые. На процесс развития творческих способностей младших школьников будет влиять самооценка. Все вышеперечисленное факторы могут обеспечить развитие творческих способностей младших школьников.
Действовать они будут лишь при создании соответствующих условий:
-организационно – педагогических;
-социально-психологических;
-индивидуально-психологических и др.
При этом всегда важно создавать для детей психологически благоприятный микроклимат и творческую среду. Интерес и склонности к определенной деятельности развиваются в единстве с развитием способностей.
К примеру, интерес к изобразительному искусству заставляет ребенка усиленно заниматься рисованием. Если с течением времени у ребёнка не пропадёт мотивация к данному виду деятельности, это будет означать, что у ребёнка развиваются его художественные способности. Развивающиеся способности приводят к определенным успехам и достижениям в соответствующей области. Это всегда вызывает у младшего школьника чувство радости и удовлетворённости, что влечёт за собой еще более глубокий интерес.
Нельзя не отметить, что успех в выбранной деятельности зависит от ряда личностных черт субъекта. Среди них можно отметить трудолюбие, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, сосредоточенность и др. Отсутствие, или недоразвитие этих качеств может сказаться на активной деятельности ребёнка.
Помимо мотивации, которая позволяет поддерживать интерес, необходимо стремление и упорство к достижению поставленной цели. Отсутствие таких качеств может стать препятствием на пути к получению результатов и достижений [2]. Живая заинтересованность и желание выполнить работу лучше будет являться важным условием для положительного влияния деятельности на развитие способностей младшего школьника.
Согласно ФГОС НОО, нагрузка внеурочной деятельности учеников составляет до 10 часов в неделю. Это хорошая возможность для развития творчески активной личности по отношению к каждому ученику. Можно говорить, что развитие творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для младшего школьника. При этом, детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе внеурочной деятельности [19].
Отдельные учёные не признают врожденность способностей и не отрицают при этом природных предпосылок к развитию способностей. В современной психологии сформулированы различные подходы к исследованию способностей человека. Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход, когда подчеркивается различие людей в их способностях.
При этом педагоги всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно-деятельный подход определяет способности субъекта как совокупность свойств личности влияющих на эффективность его деятельности [5].
Учитель рассматривает прежде всего такие показатели творческой деятельности ребёнка, как абстрактность и оригинальность, творческая мотивация и воображение, наглядно-образное мышление и эмоциональное переживание. Это могут быть различные показатели для каждого вида творческой деятельности, но при этом, все они взаимосвязаны между собой.
Учителю важно научить ребёнка адекватно оценивать свои способности, причём, любые. На процесс развития творческих способностей младших школьников будет влиять самооценка. Все вышеперечисленное факторы могут обеспечить развитие творческих способностей младших школьников.
Действовать они будут лишь при создании соответствующих условий:
-организационно – педагогических;
-социально-психологических;
-индивидуально-психологических и др.
При этом всегда важно создавать для детей психологически благоприятный микроклимат и творческую среду. В.С. Юркевич отмечает, что для успешного развития творческих способностей необходим уровень интеллектуального развития выше среднего [16]. Исследователи отмечают, что высокий уровень интеллекта не всегда приводит к высоким творческим достижениям и что иногда это даже может мешать творчеству.
Творческая деятельность в младшем школьном возрасте – это создание чего-либо субъективно нового и оригинального для ребенка. Чаще всего это может проявляться в рисовании, конструировании, сочинениях и др. Развитие творческих способностей детей происходит на уроках и во внеурочной деятельности.
Наибольшего эффекта в развитии творческих способностей младшего школьника педагоги добиваются в рамках внеурочной деятельности. Можно проводить с детьми различные кружковые и факультативные занятия. Важно помнить, что младший школьник всегда нуждается в помощи со стороны взрослых. Интерес и склонности к определенной деятельности развиваются в единстве с развитием способностей.
К примеру, интерес к изобразительному искусству заставляет ребенка усиленно заниматься рисованием. Если с течением времени у ребёнка не пропадёт мотивация к данному виду деятельности, это будет означать, что у ребёнка развиваются его художественные способности. Развивающиеся способности приводят к определенным успехам и достижениям в соответствующей области. это всегда вызывает у младшего школьника чувство радости и удовлетворённости, что влечёт за собой еще более глубокий интерес.
Нельзя не отметить, что успех в выбранной деятельности зависит от ряда личностных черт субъекта. Среди них можно отметить трудолюбие, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, сосредоточенность и др. Отсутствие, или недоразвитие этих качеств может сказаться на активной деятельности ребёнка. Помимо мотивации, которая позволяет поддерживать интерес, необходимо стремление и упорство к достижению поставленной цели. Отсутствие таких качеств может стать препятствием на пути к получению результатов и достижений [22].
Изобразительная деятельность должна вызывать у ребенка положительные эмоции, удовлетворение и стремление заниматься ею без принуждения. Живая заинтересованность и желание выполнить работу лучше будет являться важным условием для положительного влияния деятельности на развитие способностей младшего школьника. Внеурочная деятельность позволяет заниматься ребёнку всем тем, чем он только пожелает, то есть, по любому дополнительному направлению.
Внеурочная деятельность позволяет проявиться активности детей вне уроков. Дети любят заниматься различными видами внеурочной деятельности, поскольку у них есть возможность выбирать её в соответствии с личными интересами. При правильной организации внеурочной деятельности все её результаты играют важную роль в развитии творческих способностей детей.
В рамках внеурочной деятельности дети занимаются в кружках, секциях, посещают различные факультативы и др.
Также, как урочная деятельность, деятельность внеурочная регламентирована требованиями ФГОС. В рамках внеурочной деятельности детям предложено много разнообразных видов занятий, которые направлены на развитие детей и их способности. К основным задачам внеурочной деятельности относят:
-выявление способностей и наклонностей школьников к тем, или иным видам деятельности;
-индивидуальное развитие ребёнка;
-положительное педагогическое влияние на детей во внеурочное время;
-полезная организация досуга детей;
-специально созданные условия для развития полезных навыков и компетенций;
-получение опыта творческой деятельности и др.
Таким образом, можно говорить о том, что в рамках внеурочной деятельности детям должен быть предоставлен самостоятельный выбор форм и видов внеурочной деятельности. Должен быть учтён принцип добровольности и свобода выбора деятельности. Упор со стороны педагогов должен быть обращён на успешную организацию деятельности детей, на их мотивацию и на потребность к успешности, как в урочной деятельности, так и во внеурочной.
2. Нетрадиционные формы уроков: исторический аспект, понятие, классификация
Нетрадиционные формы уроков, которые педагоги используют при освоении изобразительной деятельности являются эффективным средством повышения интереса детей к тому предмету, которые они изучают. Современные компетентные педагоги практически все владеют инновационными образовательными технологиями и проводят нетрадиционные уроки. К таким урокам сегодня можно отнести уроки-путешествия, уроки-аукционы, викторины, уроки-представления и драматизации, уроки – деловые, ролевые, дидактически и др. уроки-игры.
Учитель может продемонстрировать мастер-класс с использованием игровых элементов, урок-театрализацию, к которому ученики должны быть подготовлены заранее, урок-сказку, фольклорный клуб, дискуссионный клуб, семинар, диспут и др.
В зависимости от преподаваемой дисциплины педагог выбирает наиболее оптимальные для его уроков формы нетрадиционных уроков и ведёт при этом большую предварительную подготовку.
Прежде чем говорить о творческом подходе, который должен быть реализован, каждый педагог должен быть уверен, что школьник по каждой учебной теме предмета владеет определёнными знаниями, умениями и навыками. Всё то, что лежит свыше этих учебных уровней, будет относиться к творческим уровням. Такие мыслительные операции как анализ, синтез и оценивание относятся к творческим действиям. Школьники, которые в основном работают на уроках на репродуктивном уровне, как правило, недостаточно владеют теми необходимыми знаниями по теме, которые являются обязательными.
Если у субъекта нет в достаточном количестве определённых знаний, то в этом случае практических умений тоже не будет и говорить в таких случаях о наличии каких-либо навыков, или компетенций здесь не придётся. Универсальные учебные действия должны рассматриваться как в урочной, так и в неурочной деятельности как обязательный образовательный результат в условиях изучения той, или иной образовательной области.
Особое внимание учитель должен обращать на личностно ориентированные технологии. Очевидно, что на каждом из уроков, учитель, прежде всего, ставит цель обучающую, или дидактическую. Его главной задачей является формирование у каждого из учеников соответствующих знаний, умений и навыков, в соответствии с каждой учебной темой [4].
В каждом классе есть ученики, которые сразу же активно включаются в учебный процесс и всегда демонстрируют интерес к тому, о чём говорит и что показывает учитель. О таком ребёнке можно говорить, что он всегда активен, любознателен и проявляет глубокий познавательный интерес. Поведение такого ребёнка будет достаточно специфичным и здесь можно говорит о том, что у таких активных детей хорошо формируется вся группа УУД. Название личностные УУД, говорит само за себя. Школьник демонстрирует личное отношение к тому, что ему предлагает педагог. Он хорошо понимает весь тот учебный материал, который отобран педагогом. Как правило, именно такие дети в дальнейшем активно работают над различными проектами и исследованиями. Можно говорить о том, что у таких детей хорошо сформированы регулятивные УУД [9].
Существенным для понимания психологии младшего школьника имеет вопрос о стимулировании и максимальном использовании мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Без мотивации достаточно сложно вызвать у ребёнка познавательный интерес. Усиление мотивации необходимо для дальнейшего развития личности ребёнка. У ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта - мотив достижения успеха.
У ребёнка успех должен доминировать над мотивом избегания неудачи. При этом устойчивая учебная мотивация и познавательный интерес приводят к ускоренному развитию многих разнообразных способностей ребёнка.
Особенно это заметно при взаимодействии с учителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок пока достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия.
Всё это поможет формировать у младших школьников все группы УУД по всем рассматриваемым направлениям. Благодаря мотивации и познавательному интересу сформируется способность младшего школьника самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться.
Творческие способности в младшем школьном возрасте постепенно приобретают самостоятельный характер. Этот период характеризуется быстрым и плодотворным развитием личности ребёнка и является наиболее благоприятным для любой творческой деятельности. В младшем школьном возрасте доминирует потребность овладеть новой социальной ролью среди сверстников и соответствовать требованиям, предъявляемым к ученикам. В этом возрасте достаточно велика зависимость от взрослых и дети очень внимательно относятся к тому, как именно их оценивает учитель.
Младшие школьники с увлечением занимаются творческой деятельностью и активно используют свое воображение. Специфика творческой деятельности в младшем школьном возрасте определяется такими характеристиками детей, как доминирование мотивации [5].
Творческие способности младших школьников рассматривается как способность личности к нестандартному способу организации и осуществления творческой деятельности. В это же время у ребёнка формируется весь его комплекс ценностей, качеств, способностей и творческих потребностей.
Правильно выстроенный педагогический процесс на уроке позволяет увидеть ученику личностные смыслы собственной учебной деятельности. При создании необходимых условий, способствующих развитию творческих способностей младших школьников в образовательной организации, необходимо учитывать психолого-педагогические и индивидуальные особенности ребенка.
Необходимым условием, в данном случае, является организация насыщенной образовательной среды. Образовательная среда аудитории должна обладать возможностью разнообразного использования и трансформации. Она должна быть пригодной для различных видов активностей детей. Это подразумевает насыщенность материалами для художественно-изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста, к которым можно отнести наличие:
1. Канцелярских принадлежностей для творчества.
2. Природных материалов.
3. Бросовых материалов и др.
На учебных занятиях по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности педагог выполняет ряд функций, в частности:
- информатор-эксперт;
- организатор - фасилитатор;
- консультант.
Педагог обращается к личному опыту учеников и помогает искать решение уже поставленных ранее задач. При этом, педагог может давать рекомендации, направить детей, но не разрешать их ситуацию самостоятельно. Педагог всегда является инициатором создания проблемной ситуации для детей.
Школьник при этом, является активным участником процесса. Он вовлечен в процесс познания, вносит свой индивидуальный вклад и участвует в процессе обмена опытом и идеями. Если ребёнку интересно на уроке, или занятии, то можно говорить о положительной динамике формирования его художественного восприятия. Наличие положительной динамики важно регулярно подтверждать соответствующими средствами диагностики, к которым можно отнести психологическое тестирование.
Необходимым условием на любом уроке является создание благоприятного микроклимата в детском коллективе. Для этого организуется предварительная работа по созданию благоприятного эмоционально - психологического микроклимата в учебной группе.
К примеру, художественно-творческая деятельность младших школьников на уроке-аукционе находит разнообразные формы выражения в демонстрации следующих умений школьника:
- изображение на плоскости и в объеме;
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства и др.
Если урок проводится в нетрадиционной форме, дети демонстрируют свои способности и навыки и получают за это соответствующие баллы, звёзды и др. Чаще всего такого рода работа проходит у группах или микрогруппах. Появляется элемент соревновательности, когда каждый из детей, даже самых пассивных начинает активно болеть за свою команду или группу. Дети всегда стремятся всячески поддержать свою команду.
В ходе занятия чаще всего предусмотрено обсуждение работ товарищей. Дети обсуждают результаты собственного творчества. Учитель при этом учит их в игровой форме справедливо отмечать достоинства каждой работы и если есть какие-либо замечания, дети должны уметь подбирать соответствующие слова и аргументы, чтобы при этом не обидеть одноклассника. Всё это несомненно позволит говорить о динамике роста развития творческих и художественных способностей младшего школьника.
Развитию творческих способностей у детей способствуют занятия на свободную тему, занятия-фантазии и др. Если школьникам давать больше свободы для проявления своего воображения, можно выявить индивидуальность абсолютно каждого ребенка. В рамках внеурочной деятельности педагог имеет гораздо больше возможностей, чем на уроке, поскольку его деятельность не столь сильно регламентирована и расписана по времени. Примерная структура внеучебного занятия по ИЗО может выглядеть следующим образом:
1. Приветствие детей и их мотивация.
2. Совместное обсуждение темы предстоящего занятия.
3. Разбор важной и необходимой информации.
4. Работа над сюжетом и совместное обсуждение работ в группе.
5. Подведение итогов работы и рефлексия.
В творческую работу каждый ребёнок включается через эмоциональные реакции. Он учится постигать произведения искусства и выражать своё собственное мнение. При необходимости педагог может поговорить с детьми о значимости композиции, цвета, ритма и др.
Чаще всего педагоги используют комплексы мероприятий по развитию художественных и творческих способностей детей. При этом беседы с детьми могут быть проведены самые разнообразные, поскольку в рамках внеурочной деятельности педагоги не так сильно зависят от учебной образовательной программы. Педагог знакомит детей с пропорциями изображения лица человека, или с палитрой и смешением цветов. Знакомит педагог детей с особенностями природных пейзажей и какими-либо фантастическими изображениями и др. В рамках прикладного декоративного искусства дети изучают народное ремесло и промыслы, фантазируют на тему – мы волшебники и др.
В процессе проведения нетрадиционных уроков педагоги применяют следующие приемы и методы для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста:
-ассоциации;
-мозговой штурм;
-творческие преобразования;
-интерпретация сюжета изображения;
-ролевые и дидактические игры;
-метод проектов;
-написание рассказов, сказок и др.
Формой подведения итогов являются выставки творческих работ младших школьников. Работа осуществляется как индивидуально каждым обучающимся, так и коллективно. Проведение учебных занятий, направленных на развитие творческих способностей в художественно-творческой деятельности, включает постоянно сменяющие друг друга этапы и виды деятельности. Это позволяет развивать у детей младшего школьного возраста самые разные способности: расширение кругозора, словарного запаса, развитие речи, развитие коммуникативных способностей, умение выступать, рассказывать о своей работе.
Проведение учебных занятий в нетрадиционной форме, направленных на развитие творческих способностей в художественно-творческой деятельности, включает постоянно сменяющие друг друга этапы и виды деятельности. Это позволяет развивать у детей младшего школьного возраста самые разные способности: расширение кругозора, словарного запаса, развитие речи, развитие коммуникативных способностей, умение выступать, рассказывать о своей работе и др.
Периодическая диагностика в таких случаях показывает лишь положительную динамику развития творческих способностей детей. С течением времени дети начинают посещать всевозможные экскурсии и выставки. Одним из направлений деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста является совместная деятельность всех участников образовательных отношений. В таких мероприятиях, большую активность проявляют родители детей.
В данной деятельности родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками художественно-творческой деятельности младших школьников.
Совместная с родителями деятельность может включать в себя:
- семейные праздники в условиях Дома детского творчества и подготовка к ним;
- дни открытых дверей, сопровождающиеся выставками работ детей;
- мастер-классы для родителей по изготовлению каких-либо изделий, которые проводят дети и др.
Главное в организации таких творческих встреч в том, что это совместное творчество родителей со своими детьми. Таким образом, можно говорить о том, что творческие успехи младших школьников и формирование их художественного восприятия будут заметны в случае соблюдения всех необходимых условий, в том числе, организационно – педагогических. Это порождает у детей уверенность в своих силах и позволяет преодолеть барьер нерешительности перед новым видом деятельности.
В ходе работы с детьми и создании соответствующей проблемной ситуации, посильной для ребёнка, происходит активизация воображения ребенка через его эмоциональное состояние. Организация учебных занятий осуществляется педагогом с помощью соблюдения структуры учебного занятия, реализации тематического плана, а также применения приемов и методов для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Развивающие программы, на основе которых работает учитель как на уроке, так и во внеурочной деятельности создают условия для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности каждого ребёнка. Внеурочная деятельность позволяет в полном объёме реализовать системно – деятельностный, и личностно ориентированный подход, по отношению к каждому ребёнку.
В рамках урочной деятельности педагоги иногда вынуждены работать в традиционном формате, поскольку на уроке их время всегда ограничено. В рамках внеурочной деятельности педагог имеет возможность найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В рамках внеурочной деятельности практически во всех направлениях педагог имеет возможность заниматься проектной и исследовательской деятельностью вместе со школьниками. При этом у детей всегда развивается ориентировочно-исследовательская деятельность и фантазия. Таким образом, можно говорить о том, что формы и методы внеурочной деятельности в школе для всестороннего развития личности ребёнка могут быть самыми разнообразными, но всё это зависит от опыта и профессиональной компетентности педагога. Очень часто из-за интеллектуальной перегрузки у первоклассников возникают процессы дезадаптации.
В их учебной деятельности наблюдается левополушарный перекос, связанный с обилием содержания учебной предметной информации. Для полноценного развития личности ребёнка необходимо гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга и налаживание эффективных связей между ними.
Именно по этим причинам во внеурочной деятельности предусмотрен выбор и смена направлений деятельности. Необходимо, чтобы ученик вместе с родителями выбирал именно те занятия, которые ему интересны, чередуя при этом нагрузку на разные полушария головного мозга. Ребёнок должен найти для себя такую деятельность, в которой будут проявляться все его задатки и способности и в которой он сможет достичь высоких результатов.
Эмоции, которые ребенок может испытывать при занятиях внеурочной деятельностью, удовлетворяющей его потребности - сильный интерес и увлечение полезным делом. Ребёнка радует его собственное творчество и результаты своего труда. Это поможет создать ребёнку ощущение хорошего настроения, бодрости и главное – желание действовать и созидать.
Под методическими материалами по развитию у дошкольников художественных способностей будем понимать все те материалы в помощь педагогам и родителям, которые раскрывают формы, средства и методы обучения применительно к конкретным занятиям и темам этих занятий. В нашем случае речь идёт о развивающих и обучающих программах, в том числе дополнительных, методических разработках и рекомендациях, творческих работах дошкольников и др.
В методических разработках могут быть представлены описания всевозможных способов и методов в конкретной педагогической области деятельности и представлены все цели, пути и средства достижений, поставленных педагогом. К творческим работам детей будут относиться все их художественные работы, которые можно представить на выставках и конкурсах.
К методическим материалам можно также отнести все фото и видеоматериалы по заявленной тематике. Фотографии и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности учащихся и педагогов. Хорошо оформленные методические материалы являются основой для анализа мероприятия, занятия и др. К примеру, при работе с детьми на занятиях живописи надо знать, с каким материалом им интересно работать.
И педагогу, и родителям необходимо иметь представление о том, какие могут быть использованы материалы и техники работы с которыми не вызовет особого проблем у детей младшего школьного возраста. Основными материалами для занятия живописью являются акварель и гуашь.
Педагог может подготовить об этом методическую разработку. Гуашь бывает жидкая и в таблетках. Жидкие краски имеют более грубую ос¬нову, поэтому желательно не допускать их засыхания. В отличие от акварели, гуашь содержит в своем составе белила, которые делают ее непрозрачной, плот¬ной, непроницаемой - иначе говоря, кроющей. Гуашь в таблетках разводят в воде - при высыхании рисунок доста¬точно быстро светлеет и др.
Или, к примеру, для работы в любой технике необходимо освоить следующие изобразительные средства: точку, штрих, мазок, линию. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, густоты и способа нанесения краски. Концом кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию применяемых при обводке контуров и прорисовке деталей. Раздельными и слитными мазками можно передать цвет любого предмета и др. Не малую роль играет ручная умелость детей и зрительно-двигательная координация.
Рисование в этом смысле играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пи шут в школе. Особенно справедливо это по отношению к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме. Взрослый должен рассмотреть с детьми различные предметы простой формы. За несколько дней до рисования можно их рассмотреть вместе с детьми.
Непосредственно перед рисованием важно еще раз подчеркнуть: разную величину, разную направленность, слитность. Надо показать детям, как накладывать мазки, обратив внимание на слитность движения или разрыв (не отрывая кисти от бумаги или короткими мазками), толщину мазка или густоту набранной гуаши. Возможность рисования веток дерева разного размера, и направления.
Всё это и многое другое педагог может представить в различных методических рекомендациях и всевозможных буклетах. Если среди родителей есть специалисты в данной области, можно устроить мастер-классы для родителей и педагогов и затем все важные и полезные рекомендации можно также оформить в виде буклетов и различных разработок.
Детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Изобразительная деятельность для ребенка не только весьма интересна, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего мира, выразить на бумаге, в глине и других материалах свое эмоциональное отношение к окружающему.
В процессе изобразительной деятельности у детей воспитывается нравственно-волевое качество: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала.
Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа научной и психолого – педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Обществу во все времена требуются творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем.
Проблема изучения художественного восприятия детей, в том числе, их изобразительная деятельность всегда интересовала ученых, педагогов и психологов. Формировать и развивать детей необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности школьников.
Всестороннее развитие личности детей – это сложный и многосторонний процесс, в котором всегда задействованы ум, характер и чувства ребёнка. Именно творческая деятельность позволяет всё это задействовать в комплексе и системно.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени регламентирует сегодня внеурочную образовательную деятельность. В рамках внеурочной образовательной деятельности реализуются самые разнообразные виды различной творческой, или интеллектуальной деятельности, которая может поспособствовать всестороннему развитию личности ребёнка. К такой деятельности можно отнести изобразительную деятельность.
Всестороннее развитие личности детей – это сложный и многосторонний процесс, в котором всегда задействованы ум, характер и чувства ребёнка. Именно внеурочная деятельность позволяет всё это задействовать в комплексе и системно. Организация внеурочной деятельности способствует развитию в творческом плане каждого ребенка. Современные требования семьи, общества, государства в сфере образования реализуются именно во внеурочной деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что цель работы достигнута и все поставленные в работе задачи выполнены.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог [Текст]: Школа: книга для учителя. / Александр Алехин. – Москва: Просвещение, 1984. – 154 с.
2. Алехин, И.А. Военная педагогика [Текст]: учебник для вузов / Игорь Алехин. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 414 с.
3. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б. Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. – Ленинград, 1959. – 126 с.
4. Бабанский, Ю. К. Выбор методов обучения в ср. школе [Текст]: учеб. пособие / под ред. Ю. К. Бабанского. – Москва: Просвещение, 1981.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст]: учебник для студентов пед. институтов / Юрий Бабанский. – Москва: Просвещение, 1988. – 479 с.
6. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка [Текст]: учеб. пособие для учителей начальной школы / Галина Бакулина. – Москва: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144 с.
7. Безруких, М. М. Педагогический энциклопедический словарь. [Текст]: большая Российская энциклопедия / М. М. Безруких, В. А. Болотов. – Москва: Просвещение, 2003. – 528 с.
8. Боголюбов, Н. М. Хрестоматия – педагогический словарь библиотекаря [Текст]: Российская национальная библиотека / Николай Боголюбов. – Москва: Просвещение, 2007. – 446 с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. [Текст] : учебное пособие / Лидия Божович. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 349 с.
10. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. [Текст]: кн. для учителя. / Владимир Бондаревский. – Москва: Просвещение, 1985. – 144 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]: учебное пособие / Лев Выготский. – Москва: Просвещение, 1991.
12. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций [Текст]: собр. соч. в 6 т. Т. 3. / Лев Выготский. – Москва: Педагогика, 1983. – 368 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Под редакцией В. В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.
14. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога[Текст]: учеб. пособие / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
15. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских. – Москва: Просвещение, 2014. – 144 с.
16. Иванов, В. Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников [Текст]: учебное пособие для студентов / Владимир Иванов. – Москва: Просвещение, 1959. – 182 с.
17. Игнатьев, С. Е. Изобразительное искусство [Текст]: программа для общеобразовательных учреждений / С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко, В. С. Кузин. – Москва: Дрофа, 2012. – 512 с.
18. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст]: учеб. пособие / Анатолий Карпов. – Москва: Гардарики, 2005. – 584 с.
19. Ковалев, В. И. Мотивационная сфера личности как появление совокупности общественных отношений [Текст]: психологический журнал / Владимир Ковалев. – Барнаул: Алтапресс, 1984. – 43 с.
20. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
21. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: книга по требованию / Ян Коменский. – Москва: Просвещение, 2012. – 665 с.
22. Копорулина, В.Н. Психологический словарь [Текст]: учебное пособие / В.Н. Копорулина, М.И. Смирнова, Н. О. Гордеева. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2003. – 68 с.
23. Костаева, Т.В. Формирование устойчивого учебного познавательного интереса школьников в процессе их профессиональноличностного самоопределения [Текст]: автореферат на соискателя ученой степ. канд. педагогических наук / Татьяна Васильевна Костаева. – Саратов: Кубик, 2006. – 24 с.
24. Кошенкова, Н. В. О сущности познавательного интереса и его роли в обучении [Текст]: учеб. пособие / Наталья Кошенкова. – Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. – 204с.
25. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст]: учебное пособие / Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1984. – 234с.
26. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст]: учебное пособие/ Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1979. – 120 с.
27. Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст]: учебное пособие / Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1977. – 183с.
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: Избранные психологические произведения / Алексей Леонтьев. – Москва: Педагогика, 1993. – 231с.
29. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст]: учеб. пособие для учителя / Анна Люблинская. – Москва: Просвещение, 1997. – 224 с.
30. Маркова, А Г. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: учеб. пособие для учителя / Александра Маркова. – Москва: Просвещение, 1983. – 138 c. 58
31. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников [Текст]: учеб. пособие / Александра Маркова. – Москва: Педагогика, 1986. – 192 с.
32. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст]: учеб. пособие/ Марина Матюхина. – Москва: Педагогика, 1984. – 144 с.
33. Меньшикова, Е. А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) [Текст]: Психология / Елена Меньшикова. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 115с.
34. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу [Текст]: учебное пособие / Иван Метельский. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 87с.
35. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье [Текст]: учебное пособие/ Наталья Морозова. – Москва: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.
36. Морозова, Н.Г. Учителю о Познавательном интересе [Текст]: Учебное пособие/ Наталья Морозова. – Москва: Академия, 1979. – 76 с.
37. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст]: Учебное пособие/ Наталья Морозова. – Москва: Просвещение, 1969. – 280 с.
38. Муромцева, И. В. Психологический практикум [Текст]: Методические рекомендации для учителей нач. классов, студ. факультета пед. и мет. нач. образования / Ирина Муромцева. – Вологда: Издательство «Русь», 2003. – 74 с.
39. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: книга для учителя. / Борис Неменский. – Москва: Просвещение, 1995. – 88 с.
40. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст]: рабочая программа и технологические карты уроков / Борис Неменский. – Волгоград: Учитель, 2014. – 181 с.
41. Неменский, Б. М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: учеб. пособие 1 – 9 классы / Борис Неменский. – Москва: Просвещение, 1994. – 187 с.
42. Немцева, Ю.С. Развитие познавательного интереса школьников 7-9 классов средствам чертёжной графики [Текст]: учебное пособие / Юлия Немцева. – Магнитогорск: Медия, 2006. – 198с.
43. Павлова, О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд: вторая младшая группа [Текст] : конспекты занятий / Ольга Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 163 с.
44. Петровский, А. В. Общая психология [Текст]: учебник для студентов пед. институтов / А.В. Петровский, А. В. Брушлинский – Москва: Просвещение, 1986. – 464 с.
45. Петровский, А. В. Психология. Словарь [Текст]: учебное пособие / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва: Просвещение,1990. – 494 с.
46. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Иван Подласый. – Москва: ВЛАДОС–пресс, 2004. – 365 с.
47. Пожарская, А.В. Изобразительное искусство: 2-8 классы [Текст]: коллекция интересных уроков / Алла Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2015. – 134 с.
48. Пологрудова, И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст]: учеб. пособие/ Ирина Пологрудова. – Санкт-Петербург: Питер, 1999. – 367 с.
.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней