Фрагмент для ознакомления
2
Изменения в обществе отражаются на сфере образования, в том числе на образовательной деятельности на уроках, что выражается в разработке новых методов, технологий и образовательных средств для решения задачи наиболее эффективного обучения школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования требует от образовательных учреждений перехода к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению [18].
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» [19] в редакции от 25 декабря 2018 г. образование «должно включать в себя программы личностного развития и воспитания знаний, навыков, умений и общего образования», формирование необходимых для жизни компетенций. В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна за счет внедрения мультимедийных технологий.
Актуальность темы связана с проблемой решения противоречия между внедрением мультимедийных средств в образовательный процесс и отсутствием целостной методической системы использования этого инструмента на современном этапе общественного развития в обучении школьников.
Использование мультимедийных средств на уроках окружающего мира в начальной школе может способствовать созданию у обучающихся эмоционального настроя на весь урок, вызвать положительное отношение к выполняемой работе, улучшить общую работоспособность, дать возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Проблема использования мультимедийных средств обучения не достаточно полно освящена в отечественном образовательной практике. Однако использование мультимедийных средств в образовательных учреждениях не является одинаково эффективным, так как зависит от материально-технической базы образовательных учреждений, опыта преподавателей и доступа учащихся к мультимедийной информации, а значит, определяет их грамотность. Однако использование мультимедийных образовательных средств в образовательном процессе объективно и методически правильно, необходимо определить критерии их использования.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется с нескольких сторон:
- на социальной стороне – между потребностями государства и общества в совершенствовании процесса и качества образования и достоинствами и недостатками мультимедийных средств в обучении школьников;
- на педагогической стороне – между необходимостью выбора эффективных методов и форм работы с мультимедийными средствами и возможностями их использования в рамках учебных предметов;
- на методической стороне – между необходимостью дополнительной работы учителя в подготовке к использованию мультимедийных средств на уроке и разработкой методических рекомендаций по их использованию в обучении.
Проблема исследования: каковы особенности использования мультимедийных средств в обучении?
Цель исследования – рассмотреть особенности использования мультимедийных средств в обучении.
Объект исследования – мультимедийные средства обучения;
Предмет исследования – особенности использования мультимедийных средств на уроках школьного курса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия «мультимедийные средства»;
2. Рассмотреть классификации мультимедийных средств обучения
3. Выделить принципы использования мультимедийных средств в обучении;
3. Представить примеры использования различных мультимедийных средств обучения в рамках предметов школьного курса.
Методы исследования – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили трудов а области развития цифрового образовательного пространства, типология и особенности использования мультимедийных средств в образовательном процессе (Г. Ж. Абылова, Г. С. Григорьев, М. Джанелли, Г. М. Киселев, Л. И. Раицкая) [3], [10], [12], [13], [16].
Практическая значимость результатов данного исследования обусловлена тем, что представленные примеры и виды мультимедийных средств обучения могут помочь учителям в использовании мультимедийных учебных средств на уроках
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Общие представления о мультимедийных средствах
1.1 Понятие «мультимедийные средства обучения»
В методической литературе, посвященной использованию новых образовательных информационных технологий, нет единых взглядов на понимание и использование новых терминологических понятий. Некоторые авторы, говоря о новых информационных технологиях в образовании, понимают все технологии, использующие в процессе обучения специальные технические средства (компьютерные, видео, аудио, кино, телекоммуникационные сети). Другие призывают использовать термин «компьютерные технологии обучения», третьи отдают предпочтение понятию «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения».
Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках любого предмета и на любой ступени обучения. Несмотря на широкую географию использования ИКТ в процессе обучения в настоящее время до сих пор не нашлось единого мнения в отношении типологии и особенностей использованиях отдельных видов ИКТ в обучении [5].
В широком смысле слова ИКТ представляют собой комплекс различных методов и средств, позволяющих собирать, обрабатывать, передавать и хранить различные виды информации. Такое понятие позволяет свидетельствовать, что ИКТ является информационным средством, которое может работать самостоятельно без непосредственного участия человека.
С.С. Григорьев в своей книге Информация образования» отмечает, что первостепенной задачей создания ИКТ являлась именно образовательная сфера. По мнению автора, ИКТ можно применять в двух образовательных аспектах: как средство ознакомления обучающихся с различными реалиями действительности; как средство обучения данным реалиям [10].
И.В. Роберт использует более широкое определение рассматриваемому нами понятию – автор определяет ИКТ как способы интеллектуального развития личности в процессе различной деятельности [8].
Автор книги «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» Бадарча Дендев выделяет одну из центрических задач современных ИКТ – роль координатора и мотиватора в образовательной среде. Такой угол изучения ИКТ, по мнению автора, позволяет акцентировать внимание на свойствах ИКТ: повышать качество учебного процесса посредством использования современных образовательных технологий. Как координатор, ИКТ выступает за счет постоянного обновления и улучшения систем, возможности и доступности ее использования различными участниками образовательного процесса. В этом действительно можно раскрыть одну из знаменательных свойств ИКТ – доступность [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. 1. Абылова Г. Ж. Роль и место мультимедиа в образовании / Г. Ж. Абылова // Internatio nal scientific review. – 2016. – №15 (25). – С. 28-29.
2. Алтынхузина Р.Н. Основные возможности системы дистанционного обучения Moodle // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vozmozhnosti-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-moodle (дата обращения: 19.03.2023).
3. Анискина А. И. Применение ИКТ на уроках в школе // Новые технологии в образовании. 2015. С. 111-114.
4. Алешкина О.В., Миналиева М.А., Рачителева Н.А. Дистанционные образовательные технологии – ключ к массовому образованию ХХI века // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. С. 63- 65.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Педагогика, 2012. 193 с.
6. Батакова Е.Л., Батакова Н.В. Интерактивные средства обучения как часть электронно-образовательных ресурсов // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2016. С.105- 107.
7. Биткова Д. В. Исторический парк – визуализация истории : методическое пособие / Д. В. Биткова, А. Н. Кондрашов, О. В. Хухрина / – Санкт-Петербург : Любавич, 2019. – 96 с.
8. Бруцкая Т.А. Включение цифровых инструментов в образовательный процесс // «Академия Интеллектуального Развития». 2020. С. 44-49.
9. Головеева Л. Ю. Применение ресурсов мультимедийного парка «Россия – Моя история» для достижения предметных результатов обучения истории в школе : учебно-методическое пособие / Л. Ю. Головеева, А. В. Контев, Д. В. Ратникова. – Барнаул : АлтГПУ, 2022. – 106 с. – (Интеграция ресурсов мультимедийного исторического парка «Россия – Моя история» в современное образовательное пространство).
10. Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – М.: [Б. и.], 2005. – 231 с
11. Денилханова Х. Я., Мурадова П.Р. Цели внедрения средств ИКТ в образование // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - №2. - С. 104-107.
12. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях / М. Джанелли; пер. с английского Л. Трониной // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 81-98.
13. Киселёв Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. – М. : Дашков и К’, 2014. 304 с.
14. Манако А. Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации / А. Ф. Манако, А. С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. – 2014. – №1. – С. 487-521.
15. Можаева Г. В. Передовые образовательные технологии: ответ на вызовы цифровизации и персонализации / Г.В. Можаева // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. – 2018. – № 47. – С. 13–15.
16. Раицкая Л.К. Использование интернета в обучении английскому языку в высшей школе // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. №18(33). – М. : МГИМО-Университета, 2004. С. 112-116.
17. Торой В.В. Проблема использования информационных технологии и преподавании предметов социально-гуманитарного никла //Журнал «Преподавание истории о школе». 2007. № 2.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 года).