Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Личность формируется в социуме, с рождения, индивид попадает в определенную культуру. В данном ракурсе, становление и развитие личности, ее взаимодействие, проходит в ситуации постоянного взаимодействия с социумом с помощью коммуникации. На любом историческом этапе, в любой культуре, личность осуществляет взаимодействие с другими в процессе общения. Процесс осуществления человека как субъекта социально-психологического взаимодействия помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание.
Нам привычно, что в основе естественного человеческого языка лежит звучащее слово. Однако существуют такие языки, план выражения которых строится исключительно на жестикуляторно-мимической основе, при этом по функциям и коммуникативным возможностям они не уступают звучащим языкам. Это жестовые языки глухих. Особенно актуальными вопросами в рамках коммуникации в социуме становятся аспекты общения, взаимодействия, обучения и образования людей и детей с ограниченными возможностями здоровья, «особых» детей и взрослых. В связи с меняющейся социальной ситуацией развития, изменениями в образовательном стандарте и др., особо актуальным становится вопрос образования детей с ограниченными возможностями и, в частности, возможности обучения детей с нарушением слуха.
Исследование специфики психического развития детей с нарушениями слуха реализуется в рамках сурдопсихологии – отрасли специальной психологии. Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л.С.Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичном дефекте).
В нашей стране исследованием глухих детей и особенностями коммуникации людей с ограниченным слухом занимались такие специалисты как Н.А.Рау, Ф.А.Рау, В.И.Бельтюков, Р.М.Боскис, А.М.Масюнин, Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В.П.Лебедев, Е.В.Прозорова, Зайцева, Л.С.Димскис и др. Каждый из них, внёс определенный вклад в изучение слуховых функций глухих детей.
Можно отметить, что в СССР и России на протяжении многих десятилетий была принята только одна, ставшая традиционной, педагогическая система обучения глухих – на основе языка словесной речи. Современная сурдопедагогика глухих находится в состоянии поиска новой образовательной парадигмы, так как значительные по своей глубине и размаху демократические и гуманистические тенденции в развитии мирового сообщества принесли в последние десятилетия новый опыт образования и социальной интеграции глухих, связанный с их борьбой за свои гражданские права, а также с новыми научными данными лингвистических и психолингвистически исследований жестового языка. Отечественная сурдопедагогика находится в поиске и на этапе выстраивания новой концепции образования детей с недостатками слуха, основанной на поливариативности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в образовании неслышащих. Вышесказанное обосновывает необходимость рассмотрения и актуальность исследования в рамках темы: «Жестовый язык как средство коммуникации».
Объект исследования: жестовый язык.
Предмет исследования: жестовый язык в качестве средства коммуникации.
Цель исследования: изучение жестового языка как средства коммуникации.
Задачи исследования:
- рассмотреть общее понятие коммуникации;
- изучить жестовую коммуникацию как универсальное свойство человека;
- описать символический язык жестов в коммуникации глухонемых людей;
- дать характеристику исследований жестовых языков;
- обозначить базовые понятия жестового языка.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, обобщение.
Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования жестового языка как средства коммуникации
1.1. Общее понятие коммуникации
Двумя основными составляющими социального существования каждого человека и способом его жизни, являются деятельность и общение (коммуникация). Применяя субъективный подход, оценка личности должна происходить на базе анализа того, что и как индивид делает, и, обязательным образом, того, с кем и как он общается. Применение субъективного подхода требует обязательного учета сферы, форм и с
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Сборник международных договоров СССР. – 1993. - выпуск XLVI.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И.Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
4. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики / А.Г.Басова. – М.: Просвещение, 1984. – 295 с.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г.Богданова. – - М.: Академия, 2002. - 106 с.
6. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека) / М.Л.Бутовская. – М.: Научный мир. – 2004. – 440 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5 /Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
8. Гельман И.Ф. Специфические средства общения глухих. Дактилология и мимика /И.Ф.Гельман. – Л.: Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1975.
9. Димскис Л.С. Изучаем жестовый язык / Л.С.Димскис. – М.: Академия. – 2002. – 128 с.
10. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология / Г.Л.Зайцева. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
11. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др. – М.: Академия. – 2003. – 718 с.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
14. Рисинзон С.А.Общее и этнокультурное в русском и английском речевом этикете: Монография. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2010. – 419 с.
15. Прозорова Е.В. Российский жестовый язык как предмет лингвистического исследования / Е.В.Прозорова. – Вопросы языкознания. – М., 2007. - № 1. - С. 44-61
16. Сорокин В.М. Специальная психология / В.М.Сорокин / Под научн. ред. Л.М.Шипицыной. — СПб.: «Речь». – 2003. – 216 с.
17. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. – М.: Школа-Пресс. – 1995. – 384 с.
18. Ярмаченко М.Д. Проблема компенсации глухоты / М.Д.Ярмаченко. – Киев: Радянська школа, 1976. – 168 с.