Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В соответствии НК РФ существует общий
и специальный режим налогообложения. В рамках общего режима
существует 14 налогов и сборов которые делятся: федеральные,
региональные, местные налоги.
Федеральные устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей
территории страны к ним относятся налог на добавленную стоимость, налог
на прибыль организации, на доходы физических лиц, акцизы, страховые
взносы во вне бюджетные фонды, на добычу полезных ископаемых, водный
налог, сборы за право пользование объектами животного мира и воднобиологическими ресурсами, государственная пошлина.
Региональные налоги и сборы обязательны к уплате на территории
соответствующих субъектов РФ и вводится в действие законодательными
3
актами субъекта. При их установлении региональные органы власти имеют
право:
- Дифференцировать налоговую ставку в пределах установленных НК РФ
- Вводить дополнительные льготы по налогу
- Изменить порядок и сроки уплаты налогов
1 Виды налогов и сборов Российской федерации
1.1 Виды налогов и сборов
Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых
физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц)
денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части
бюджетов страны.
В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор
отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики
передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:
Федеральные налоги – перечисляются напрямую в федеральный бюджет.
Представители этого вида – НДС (налог на добавленную стоимость) для
организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставки этой
группы устанавливает правительство РФ .
Региональные налоги определяются для региона (области, края, автономного
округа или другого субъекта РФ; например, Москва и Санкт-Петербург – это
отдельные субъекты РФ наряду с областями) . Имущество организаций
обложено налогом, который относится к этой группе. Субъекты РФ вправе
устанавливать свои налоговые ставки данного налога, но ставка должна быть
не выше предельной, установленной для всей страны (например, для налога
на имущество предельная ставка равна 2,2% от стоимости обложенного
налогом имущества).
4
Местные налоги – устанавливаются законами муниципальных образований
(городов, посёлков и т.д.). В качестве примеров этой группы можно привести
налог на имущество, принадлежащее физическим лицам, и земельный налог.
1.2 Субъект и объект налогообложения. Источник уплаты
В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить
следующие группы:
Налоги с юридических лиц государство получает с организаций,
зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и
представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ
(имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на
прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие
налоги включаются в эту группу.
Налоги с физических лиц взимаются с отдельных гражданналогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ,
так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С
физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий
налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми
потребителями товаров и услуг.
Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или
индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом,
платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при
этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в
положенном порядке, он также платит и другие налоги.
В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения
(общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на
прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так
далее.
5
По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие
налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по
усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги
используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный
налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться
целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.
По источнику уплаты налоги делятся на:
Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые
относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами
могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной
компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к
заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов
такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от
суммы отдельных видов затрат.
1.3 Виды сборов в РФ
Сбор же – это обязательный взнос, уплачиваемый юридическими и
физическими лицами в качестве условия для совершения государством в
отношении их каких-либо юридических действий, например, предоставление
особых прав и выдача лицензий.
Его основная функция – это компенсация затрат, понесённых
государственными органами и учреждениями, которые возникли в результате
совершения каких-либо действий для юридического или физического лица .
2 Права органов власти различных уровней в вопросах налогообложения
В соответствии НК РФ существует общий и специальный режим
налогообложения. В рамках общего режима существует 14 налогов и сборов
которые делятся: федеральные, региональные, местные налоги.
Федеральные устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей
территории страны к ним относятся налог на добавленную стоимость, налог
6
на прибыль организации, на доходы физ лиц, акцизы, страховые взносы во
вне бюджетные фонды, на добычу полезных ископаемых, водный налог,
сборы за право пользование объектами животного мира и
воднобиологическими ресурсами, гос. пошлина.
Страховые платежи во вне бюджетные фонды с 1,01,10 относятся к
неналоговым платежам бюджета.
Региональные налоги и сборы обязательны к уплате на территории
соответствующих субъектов РФ и вводится в действие законодательными
актами субъекта. При их установлении региональные органы власти имеют
право:
- Дифференцировать налоговую ставку в пределах установленных НК РФ
- Вводить дополнительные льготы по налогу
- Изменить порядок и сроки уплаты налогов
Региональные: транспортные, на имущество организации, налог на игорный
бизнес.
Удельный вес налогов в общем объеме собственных доходов федерального и
региональных бюджетов составляет порядка 90%. К налоговым доходам
относятся доходы от предусмотренных налоговым законодательством
Российской Федерации федеральных налогов и сборов (в том числе от
налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами),
региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов. Установление
новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем
внесения соответствующих изменений в налоговом законодательстве
Российской Федерации. Изменения и дополнения, вступающие в силу с
очередного финансового года, должны быть приняты не позднее одного
месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый
период .
Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные
соответствует разделению полномочий законодательных (представительных)
7
органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления по введению или отмене налогов (сборов)
на соответствующей подведомственной территории. Эти полномочия
распределены между уровнями государственной власти и местным
самоуправлением, исходя из положения, что все федеральные, региональные
и местные налоги и сборы являются элементами единой налоговой системы
Российской Федерации. Органы власти различных уровней имеют
неодинаковый объем налоговых прав. При установлении региональных и
местных налогов соответственно законодательные (представительные)
органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
представительные органы муниципальных образований (законодательные
(представительные) органы государственной власти городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют следующие элементы
налогообложения:
- налоговые ставки;
- порядок и сроки уплаты налогов.
Кроме этого, они определяют налоговые льготы, основания и порядок их
применения. Но такие определения возможны только в порядке и пределах,
которые предусмотрены Налоговым Кодексом Российской Федерации. Иные
элементы налогообложения по региональным и местным налогам и
налогоплательщики определяются самим Налоговым кодексом Российской
Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотренного и изученного материала, были решены
следующие задачи исследования:
1) изучены виды налогов и сборов Российской федерации;
2) проанализированы права органов власти различных уровней в вопросах
налогообложения.
8
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате
на территории соответствующего муниципального образования. Местные
органы власти обладают такими же правами, как и региональные. Относятся:
налог на имущество физических лиц, земельный налог.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 (ред. от 18.07.2017)
2. Аксенова Н.В. и др. (сост.) Налоги и налогообложение. Учебнометодическое пособие для подготовки к государственному
междисциплинарному экзамену по специальности 080107 «Налоги и
налогообложение». — Нижний Новгород: Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, 2012. — 88 с.
3. Актуальные вопросы юридической науки, права и правосудия 2017.
Материалы конференции. - Н.Новгород: НФ РГУП, 2017. - 680 с.
4. Актуальные проблемы современного права 2016. Материалы
конференции. - Оренбург: ООО ИПК "Университет", 2016. - 423 с.
5. Брызгалин А.В. Основные изменения в Налоговый Кодекс РФ в 2017
году. Учебно-практическое пособие. - М.: Налоги и финансовое право, 2017.
- 150 с.
6. Васильев Ю.А. (ред.). Годовой отчет. Упрощенная система
налогообложения. - М.: Солярис, 2014. — 153 с.
7. Комарова Г.П., Ярунина А.Г., Быков С.С. и др. Налоги и налоговое
администрирование. Учебное пособие. - Иркутск: БГУ, 2018. - 222 с.
8. Комарова Г.П., Гущина И.В., Быков С.С. и др. Налоги и
налогообложение. Учебное пособие. - Иркутск: БГУ, 2018. - 403 с.
9. Крохина Ю.А. Налоговое право. Учебник / 3-е изд., перераб. и доп. —
М. : Юнити-Дана, 2011
10. Лапина М.А. и др. Административная юрисдикция налоговых органов.
- М.: ВГНА Минфина России, 2012. – 346 с.
9
11. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для студентов вузов,
обучающихся по экономическим специальностям.- 3-е изд., перераб. и доп. -
М.: Юнити, 2010. - 703 с.
12. Поносова Е.В. (ред.) Человек. Общество. Экономика: проблемы и
перспективы взаимодействия 2014. VIII ежегодная всероссийская научнопрактическая конференция студентов. 24 апреля 2014 г. / Под ред. Е.В.
цензура – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов»,
2014. –— 428 с
13. Тимирясов В.Г. (ред.) Государство, общество и политика:
экономические, правовые и социально-психологические аспекты. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов,
15 мая 2008 г. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления
и права, 2009. – 464 с.
14. Законодательство о налогах и сборах, понятие и значение. -
https://students-library.com/library/read/16302-zakonodatelstvo-o-nalogah-isborah-ponatie-i-znacenie
15. Классификация налогов в РФ (с примерами). -
http://znaybiz.ru/nalogi/sistemy-nalogooblozheniya/vidy-nalogov-isborov/klassifikaciya-v-rf.html
16. Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их
признаки. - http://znaybiz.ru/nalogi/sistemy-nalogooblozheniya/vidy-nalogov-isborov/ponyatie-i-otlichie.html